Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закрепить представления о зиме и её приметах;
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
- Коррекционно-развивающие:
- учить подбирать однокоренные слова;
- развивать диалогическую речь;
- развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления.
- Коррекционно-воспитательные: формирование самостоятельности, инициативности и навыков сотрудничества.
Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро солнцу и птицам.
– Доброе утро улыбчивым лицам!
Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку (зимние развлечения детей).
Логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
2. Основная часть
Сообщение темы занятия.
Логопед: Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.
– Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.
Игра «Художники»
столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.
Игра «Кто больше слов придумает»
Логопед: Как вы думаете, без чего не бывает зимы?
– Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!
Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.
(Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)
Логопед: Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки – действия
Прошагать.
На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)
Игра «Закончи предложение» (слова-антонимы).
Логопед: Я предлагаю вам отправиться на прогулку.
Давайте одеваться и поиграем в игру
У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки
– Ой, холодно в зимний морозный день на улице! Давайте мы с вами поиграем, согреемся и отдохнем!
Музыкально-речевая игра «Ветерок» (слова, музыка и композиция движение Гусевой Л.Б.).
Прилетел ветерок, Плавные движения рук влево-вправо над голо-
Прилетел на денёк. вой
Нас погладил ласково рукой. Поворачиваясь влево-вправо, гладят друг друга
Оглянулся вокруг, Поворачивают голову влево-вправо и
Улыбнулся и вдруг улыбаются
Закружился в пляске озорной. Повороты вокруг себя
А мы надели лыжи Имитация ходьбы на лыжах
И встали на коньки. Имитация катания на коньках
Играем, играем Имитация лепки снежков и бросков их.
В пушистые снежки.
Упражнение «Узнай по частям»
На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.
– Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?
Игра «Составь снеговика».
Логопед помещает на доске снеговика.
– Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.
Игра «Большие и маленькие».
– Чем отличаются снеговики?
– Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.
У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговичка красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
3. Итог занятия, оценка деятельности детей
Литература:
1. Г.А.Киселёва «Книжка – учишка» изд-во « Книголюб», 2008 г.
2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» изд-во «Детство-Пресс», 2009
3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», изд-во «Сфера», 2006.