Цели:
- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб;
- учить описывать рыб по плану;
- приводить примеры речных и морских рыб;
- продолжить освоение моделирования.
Планируемые
а) предметные результаты:
- распознавать рыб среди других животных;
- приводить примеры речных и морских рыб;
- описывать рыб по плану;
- узнавать рыб на рисунках;
- использовать атлас-определитель для узнавания рыб.
б) метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника;
- извлекать из них нужную информацию;
- моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков из фольги;
- осуществлять самопроверку;
- описывать рыб по плану;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
в) личностные результаты:
- осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование
- CD «Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 1 класс»
- Слайдовая презентация по теме урока
Для каждого учащегося:
- учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
- рабочая тетрадь «А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
- кружочки из фольги или цветной бумаги
- цветные карандаши
- атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба»
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
1.
2.
3.
5.
6.
5.
7.
8.
|
Организационный момент. Психологический настрой.
Мотивация и целеполагание.
Актуализация знаний и умений.
Освоение нового содержания и его применение.
а) Знакомство со строением рыбы
б) Моделирование
Физкультминутка.
в) Знакомство с разнообразием рыб.
г) Работа с учебником
д) Описание рыб по плану. е) Работа с атласом-определителем
Рефлексия.
Выводы и обобщения.
Контроль и оценка достижений. |
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. – Долгожданный дан звонок, – Послушайте весёлое стихотворение и ответьте на вопросы: – Мотылёк, мотылёк, Й.Йованович-Змай – Ребята, сколько же ног у мотылька? – Вспомните, как мы ответили на вопрос «Кто такие насекомые?» – А теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? А вот послушайте историю. – Как вы думаете, кого могла увидеть стрекоза в воде? (слайд 4) – При ответах у вас возникли затруднения. Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах. Нам надо понять: кто же такие рыбы? Игра «Кто больше?»
Включает CD (раздел «Что? Кто?», тема «Кто такие рыбы?») – просмотр видеовступления в форме слайд-шоу.
– А теперь познакомимся со строением рыбы (слайд 9). – Выложите чешуйки самостоятельно на модели. (слайд 10) – Как вы думаете, где могут жить рыбы? – Вы внимательно просмотрели слайды, значит сейчас легко справитесь с заданием. Прочитайте его на с. 35 учебника (в верхней части страницы). Работайте в парах. Затем проверьте свою работу по с. 90. – А сейчас попробуйте описать любую рыбу, используя план описания, данный в учебнике. – Откройте атлас-определитель на с. 164–167. С его помощью мы будем определять названия рыб и получим информацию о месте их обитания. Игра «Найди дом для рыбки» (Рабочая тетрадь. Задание 1, с.24)
– Каких рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла ли она увидеть акулу? Почему? А каких рыб ещё нельзя встретить в реке? – Итак, ребята, ответьте Муравьишке: кто же такие рыбы?
– Подумайте, как каждый из вас может оценить свою работу на уроке. Покажите.
(слайд 32) – Молодцы! Спасибо за работу! |
Тоже проверяют свою готовность к уроку.
Садятся за парты. Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя.
– Жуков, рыб, головастиков, лягушек.
Высказываются, после чего зачитывается тема урока и текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (стр. 34).
Перечисляют известных им рыб. (Кто-то из детей может назвать и не рыб – кит, дельфин, кальмар и т. п.)
Внимательно смотрят материал информационного экрана. – Нет, здесь только 3 рыбы. Исправляют допущенные учащимися ошибки при перечислении рыб. Смотрят в учебнике с. 34.
– Чешуей.
– Одна заходит на другую.
Дети работают в парах (выкладывают чешуйки рыбы цветными кружками). Выполняют движения руками под стихотворные строки.
– В реке, озере, море. – Морскими.
Внимательно смотрят слайдовый показ.
Работают в парах: узнают рыб на картинках.
Описывают рыб по плану.
2-3 рыбы из слайдов.
Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы: если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий. Перечисляют речных рыб. Показывают оценку своей работы смайликом, объясняют, почему именно такая оценка, что не получилось, над чем ещё надо работать. |
Дети учатся готовить всё необходимое для работы на уроке.
Стихи помогают учителю настроить ребят на работу, активно включиться в урок.
Помогает повторить и вспомнить изученный ранее материал.
Дети учатся определять тему урока и ставить цели на урок.
Если кто-то из учащихся назовёт животное, не относящееся к рыбам – не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кто-то из ребят ошибся, а кто именно – мы узнаем позже.
Позволяет сменить вид деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Прививает интерес к изучению дополнительного материала.
Умение применять материал при выполнении заданий.
Учатся работать по предложенному плану.
Учатся работать с другими источниками информации.
Дети работают самостоятельно.
Самооценка и самоконтроль – важные качества в развитии ребёнка. |
10*. Если на уроке позволяет время, то (слайды 28 – 31) провести беседу об охране окружающей среды. Или перенести этот разговор на следующий урок, или урок обобщения по разделу. |
Литература
1. Фефилова Е.П, Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (1 класс). – 2-е изд., испр. и доп.; Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. – М: ВАКО, 2009.
2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
3. Плешаков А.А., Александрова В.П. Мир вокруг нас. (1 класс): метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
4. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. – Грамотей, 2008.