Проект урока окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб;
  • учить описывать рыб по плану;
  • приводить примеры речных и морских рыб;
  • продолжить освоение моделирования.

Планируемые

а) предметные результаты:

  • распознавать рыб среди других животных;
  • приводить примеры речных и морских рыб;
  • описывать рыб по плану;
  • узнавать рыб на рисунках;
  • использовать атлас-определитель для узнавания рыб.

б) метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника;
  • извлекать из них нужную информацию;
  • моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков из фольги;
  • осуществлять самопроверку;
  • описывать рыб по плану;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

в) личностные результаты:

  • осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование
  • CD «Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 1 класс»
  • Слайдовая презентация по теме урока

Для каждого учащегося:

  • учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
  • рабочая тетрадь «А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
  • кружочки из фольги или цветной бумаги
  • цветные карандаши
  • атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба»

№ п/п

 Этапы урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

8.

 

 


9.

Организационный момент.

Психологический настрой.

 

 

 

 

Мотивация и целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний и умений.

 

 

 

 

 

Освоение нового содержания и его применение.

 

 

 

а) Знакомство со строением рыбы

 

 

 

б) Моделирование

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

в) Знакомство с разнообразием рыб.

 

 

 

 

 

 

 

г) Работа с учебником

 

 

д) Описание рыб по плану.

е) Работа с атласом-определителем

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

Выводы и обобщения.

 

 

Контроль и оценка достижений.

Учитель проверяет готовность учащихся  к уроку.

– Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинается урок –
Он пойдёт ребятам впрок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись,
Тихо сели.

– Послушайте весёлое стихотворение и ответьте на вопросы:

– Мотылёк, мотылёк,
Сядь поближе на цветок.
– Я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
– Мотылёк, мотылёк,
Я тебя ловить не стану,
Подойду поближе, гляну,
Сосчитаю, сколько ног
У тебя, мотылёк.
– Я и сам могу считать:
Раз, два три, четыре,  пять,
Раз, два три, четыре,  пять…
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!

Й.Йованович-Змай

– Ребята, сколько же ног у мотылька?
– Почему вы так считаете?

– Вспомните, как мы ответили на вопрос «Кто такие насекомые?»
– А каких насекомых вы ещё можете назвать?

– А теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? А вот послушайте историю.
 Однажды утром Муравьишка Вопросик увидел спешащую куда-то Мудрую Черепаху. «Куда ты так торопишься?» – спросил у неё Муравьишка. «Я спешу к водоёму, хочу увидеть рыб». «Рыб? Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы» – подумал Муравьишка и тоже поспешил вслед за Черепахой.  Пойдём и мы за ним.
(Презентация, слайды 1, 2, 3).
– У водоёма тоже можно увидеть насекомых. Любознательный  Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружила над водой. «Кого там могла увидеть стрекоза?» – подумал Муравьишка.

– Как вы думаете, кого могла увидеть стрекоза в воде? (слайд 4)
– А кого хотел увидеть Муравьишка?
– Вот вам и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие рыбы?» Попробуйте на него ответить. (слайды 5, 6)
– Прочитайте, какова тема нашего урока, и какие учебные задачи мы перед собой поставим.
(слайд 7) 

–  При ответах у вас возникли затруднения. Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах. Нам надо понять: кто же такие рыбы?

Игра «Кто больше?»
– Вспомните, каких рыб вы знаете. Прошу всех внимательно слушать отвечающего и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. (По очереди учащиеся с каждого ряда называют рыб. Выигрывает ряд, где больше назвали рыб).

 

Включает CD (раздел «Что? Кто?», тема «Кто такие рыбы?») – просмотр видеовступления в форме слайд-шоу.
(Слайд 8) – Все ли это изображения рыб? Почему вы так решили?
–  А теперь вспомните, каких рыб вы перечисляли. Кто же не относится к рыбам?

 

–  А теперь познакомимся со строением рыбы (слайд 9).
–  Давайте вместе рассмотрим ее части. Чем покрыто тело рыбы?
– Чешуйки лежат определенным образом.  
– Кто понял закономерность расположения чешуек?

– Выложите  чешуйки самостоятельно на модели.

(слайд 10)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над ними – мы с тобою.
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

–  Как вы думаете, где могут жить рыбы?
– Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке?
–  А в море?
(слайд 11)
– А сейчас давайте немного попутешествуем и поближе познакомимся с обитателями рек и морей.
(слайды 13 – 15)  – речные рыбы: карп, окунь, судак, плотва, линь; лещ, щука, сом.
(слайды 16 – 21) – морские рыбы: стерлядь, горбуша, прилипало, угорь европейский, рыба-клоун, треска; атлантическая сельдь, камбала, акулы.
(слайды 22 – 27) – Удивительные рыбы.

– Вы внимательно просмотрели слайды, значит сейчас легко справитесь с заданием. Прочитайте его на с. 35 учебника (в верхней части страницы). Работайте в парах. Затем проверьте свою работу по с. 90.

– А сейчас попробуйте описать любую рыбу, используя план описания, данный в учебнике.

 Откройте атлас-определитель на с. 164–167. С его помощью мы будем определять названия рыб и получим информацию о месте их обитания.
Дети читают.

Игра «Найди дом для рыбки»  (Рабочая тетрадь. Задание 1, с.24)

 

 

 

– Каких рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла ли она увидеть акулу? Почему? А каких рыб ещё нельзя встретить в реке?

– Итак, ребята, ответьте Муравьишке: кто же такие рыбы?

 

– Подумайте, как каждый из вас может оценить свою работу на уроке. Покажите.

 

(слайд 32)  – Молодцы! Спасибо за работу!

Тоже проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

Садятся за парты.

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.
– У мотылька шесть ног.
– Потому что мотылёк – это насекомое.
– Насекомые – это животные, у которых 6 ног.
Учащиеся перечисляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Жуков, рыб, головастиков, лягушек.
– Рыб.

 

Высказываются, после чего зачитывается тема урока и текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (стр. 34).

 

 

 

 

Перечисляют известных им рыб. (Кто-то из детей может назвать и не рыб – кит, дельфин, кальмар и т. п.)

 

Внимательно смотрят материал информационного экрана.

– Нет, здесь только 3 рыбы.

Исправляют допущенные учащимися ошибки при перечислении рыб.

Смотрят в учебнике с. 34.

 

– Чешуей.

 

– Одна заходит на другую.

 

Дети работают в парах (выкладывают чешуйки рыбы цветными кружками).

Выполняют движения руками под стихотворные строки.

 

 

 

 

– В реке, озере, море.
– Речными.

– Морскими.

 

 

Внимательно смотрят слайдовый показ.

 

 

 

Работают в парах: узнают рыб на картинках.

 

 

Описывают рыб по плану.

 

2-3 рыбы из слайдов.

 

 

 

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы: если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий.

Перечисляют речных рыб.
– Акула – рыба морская, поэтому не может жить в реке.
Перечисляют морских рыб.
– Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

Показывают оценку своей работы смайликом, объясняют, почему именно такая оценка, что не получилось, над чем ещё надо работать.

Дети учатся готовить всё необходимое для работы на уроке.

 

Стихи помогают учителю настроить ребят на работу, активно включиться в урок.

 

 

 

Помогает повторить и вспомнить изученный ранее материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети учатся определять тему урока и ставить цели на урок.

 

 

 

 

Если кто-то из учащихся назовёт животное, не относящееся к рыбам – не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кто-то из ребят ошибся, а кто именно – мы узнаем позже.

 

 

 

Позволяет сменить вид деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прививает интерес к изучению дополнительного материала.

 

Умение применять материал при выполнении заданий.

 

 

Учатся работать по предложенному плану.

 

Учатся работать с другими источниками информации.

 

 

Дети работают самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка и самоконтроль –  важные качества в развитии ребёнка.

10*. Если на уроке позволяет время, то (слайды 28 – 31) провести беседу об охране окружающей среды. Или перенести этот разговор на следующий урок, или урок обобщения по разделу.

 Литература

1. Фефилова Е.П, Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (1 класс). – 2-е изд., испр. и доп.; Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. – М: ВАКО, 2009.
2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
3. Плешаков А.А., Александрова В.П. Мир вокруг нас. (1 класс): метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
4. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. – Грамотей, 2008.