Охрана окружающей среды сегодня почти столь же важна, как и сохранение мира на Земле: и то, и другое в равной степени жизненно необходимо для существования и развития человеческого общества. Из всех растительных ресурсов планеты самое важное значение в жизни природы и человека имеют леса. “Леса... не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоравливают землю, но поддерживают самую жизнь на земле” - писал в начале XX века К.Паустовский.[1]
Актуальность проблемы. Сегодня перед человечеством стоит один из самых актуальных вопросов всего мирового сообщества - вопрос о необходимости изменить свое отношения к природе и обеспечить условия для экологического воспитания и образования нового поколения XXI века.
На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем.
Сегодня мы рассматриваем как на национальном уровне, так и на всех локальных уровнях, наличие угрозы экологической катастрофы. В век, когда происходит обострение глобальных проблем современной цивилизации, в некоторых районах нашей планеты ухудшается экологическая ситуация, которая обусловлена антропогенным воздействием.
Мировое научное сообщество для решения экологических проблем выделяет две главные задачи:
- принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Сегодня международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением модернизации система образования в целом. Исходя из этого, Правительство РК приняло экологический кодекс от 9.01.2007г раздел 7 глава 25 статьи 181,182,183 и 184 в котором экологическое воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы.
Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:
- научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);
- ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);
- нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);
- деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера)
Поскольку экологическое воспитание четко определяет необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становится очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитывать экологически грамотного гражданина
С каждым годом обостряется проблема экологической культуры: леса превращаются в свалку мусора. Эти назревшие проблемы можно решить только сообща с участием школьников и наиболее активных граждан.[2]
Организация мероприятий по расчистке лесов улучшит их санитарное состояние, повысит противопожарную безопасность городов и поселков.
С этой целью ежегодно в Кемеровской области проводятся экологические акции
В соответствии с планом работы департамента образования и науки Кемеровской области на 2015/2016 учебный год государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей “Областная детская эколого-биологическая станция” проведена областная экологическая акция “Живи, лес!”.
В конкурсе приняли участие 232 учащихся образовательных организаций городов: Кемерово, Новокузнецк; городских округов: Калтанский, Киселевский, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченский, Мысковский, Осинниковский, Полысаевский, Прокопьевский; муниципальных районов: Гурьевский, Кемеровский, Киселевский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Тисульский, Тяжинский, Яшкинский.
Областная экологическая акция “Живи, лес!” была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области.
Задачи Акции:
- формировать понимание значимости природоохранных действий в защиту леса;
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к лесным богатствам родного края;
- привлекать внимание общественности к проблемам защиты, восстановления природных лесных сообществ и исскуственных лесопосадок в окрестностях населенных пунктов.
Наша школа МБОУ “СОШ № 47” принимает активное участие во всех акциях городских и областных и имеет хорошие результаты.
1 место – Умаралиева Светлана, 10 класс МБОУ “СОШ № 47”, руководители: Колягина Г.Б., учитель биологии, Малукова С.А., координатор детского школьного движения “Я – лидер”.
В нашей школе в течение трех лет проводится экологическая акция “Отходы в доходы” в рамках программы “Экологическая среда и здоровье человека”. С 2012 года реализуем проект “Миллионы под ногами” как один из путей и возможностей решения экологической проблемы переработки вторсырья. Школьники собирают макулатуру и пластик. На вырученные деньги улучшаем экологическое состояние пришкольной территории и некоторые дворовые территории района.
В городских конкурсах пришкольных участков занимаем первые и вторые места.
Данная деятельность воспитывает у учащихся экологическую, нравственную, духовную культуру, наряду с этим формируется необходимая в условиях рыночных отношений экономическая грамотность, благодаря чему происходит воспитание грамотной, мобильной, креативно мыслящей личности.
Электронный ресурс