Класс: 8
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок – самооценка знаний.
Цель: создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков практического применения знаний в повседневной жизни.
Предполагаемый результат:
К окончанию урока ученики
- Будут знать: компоненты внутренней среды организма, их роль в процессах жизнедеятельности; строение и работу сердечно – сосудистой системы, влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды, значение тренировки сердца.
- Будут уметь: объяснять закономерности и находить причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, устанавливать аналогию.
- Приобретут навык: определения проблемы, составления аргументированного плана ее решения, привлечения имеющихся знаний для решения проблемы; адекватного оценивания собственных достижений; работы с биологическим и медицинским оборудованием (микроскоп, тонометр); навык рефлексивной работы.
- Смогут поразмышлять: о бережном отношении к своему здоровью; о теоретической и практической значимости биологических знаний.
- Смогут продемонстрировать (проявить): личностно-смысловое отношение к изучаемой теме.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуально-групповая (познавательная игра)
Методы обучения:
- организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, наглядные, аналитические
- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский
- методы управления учением: организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся, практическая работа
- методы стимулирования и мотивации к учению: метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны, метод опоры на жизненный опыт
- методы контроля: устный, самоконтроль
Методические приёмы: системный анализ, биологическое лото, решение биологических проблем с помощью методов мозгового штурма и контрольных вопросов, ролевая игра, практическая работа, работа с карточками, составление диаграммы Венна; рефлексивные приёмы (круг влияния, рюкзак).
Оборудование: раздаточный дидактический материал (лото; карточки с заданиями и результатами анализов крови); микроскопы, готовые микропрепараты крови лягушки и человека; компьютер, презентация; по 1 бокалу на команду и цветные шары (из пластилина); памятка с критериями оценок (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий - удовлетворительно); ватманы и фломастеры; белый халат; тонометр, рюкзачок.
Ход урока
1ю Организационный момент
Предварительно класс делится на 4 команды.
Приветствие и проверка готовности творческих групп (команд) учащихся к уроку.
Обсуждение темы урока (презентация, слайд 1).
2. Целеполагание
“Человек, схвативший, хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел”. (Марк Твен (слайд 2))
Учитель: Ребята, почему я взяла в качестве эпиграфа урока именно эти слова? У вас есть теоретические знания по нашей теме. Что вы ещё хотели бы узнать, сделать, попробовать, чему научиться, над чем поразмышлять?
Совместная постановка цели (слайд 3) и обсуждение предполагаемых результатов урока (чему дети научатся и в каких ситуациях эти умения и навыки им могут пригодиться в жизни (слайд 4)).
3. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя
Учитель: Я предлагаю провести наш обобщающий урок в форме познавательной игры. Вам будут предложены множество разнообразных заданий, а давать оценку деятельности своей команды после каждого задания вы будете самостоятельно. Для этого у вас на столах есть бокалы и шарики. Если вы считаете, что ваша команда отлично справилась с заданием – кидаете в бокал шарик красного цвета; если хорошо – шарик зеленого цвета; ну а если вы не справились с заданием, то кидаете шарик синего цвета. Я бы хотела, чтобы в ходе общения вы не боялись высказывать свое мнение, не подавляли инициативу товарищей, старались быть активными и получили удовлетворение от работы.
Ведь как говорил Р. Декарт: “Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать” (слайд 5).
4. Задания познавательной игры
1. Задание на установление аналогии (слайд 6).
Учитель: Даны 3 понятия. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Необходимо записать рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала аналогичная связь.
- эпителий - ткань = аорта - ...
- зубы - кариес = сердце - ...
- глаза - офтальмолог = кровь - ...
- температура тела - термометр = артериальное давление - ...
- эритроциты - транспорт = лейкоциты - ...
Коллективная проверка, самооценка своей деятельности.
2. Биологическое лото “Ученые” (слайд 7).
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с творческими биографиями ученых, которые внесли огромный вклад в изучение внутренней среды организма и сердечно – сосудистой системы человека. Давайте вспомним имена этих ученых.
Учащимся предложены карточки с именами известных биологов (предварительно карточки разрезаны). Необходимо сопоставить имена ученых с их вкладом в биологическую науку.
Иван Михайлович Сеченов | Леонардо да Винчи | Вильям Гарвей |
Марчелло Мальпиги | Илья Ильич Мечников | Луи Пастер |
Отец русской физиологии, изучал дыхательную функцию крови | Впервые точно изобразил 4-х камерное сердце | В 1628 году открыл большой круг кровообращения |
В 1640 году открыл самые мелкие кровеносные сосуды – капилляры | Основатель фагоцитарной теории иммунитета | Впервые разработал метод предохранительных прививок |
Коллективная проверка, самооценка своей деятельности.
3. Биологические задачи (ТРИЗ)
Учитель: А теперь давайте вспомним алгоритм решения творческих задач по ТРИЗ (слайд 8).
Каждая команда получает индивидуальную карточку с задачей (слайды 9 – 13):
1. Почти 2500 лет назад лучшему воину – скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” - и упал мертвым. Произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся состязания по бегу на марафонскую дистанцию в 40 км, и бегунам – марафонцам эта дистанция не опасна. Как можно этого добиться? [1]
2. На основании чего можно было бы утверждать, что клетки крови – живые? Какие наблюдения и эксперименты могли бы быть проведены с этой целью?
3. Ф. Зусманович разработал метод лечения закупоривающих заболеваний артерий. Выяснилось, что у людей, сломавших, к примеру, ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось. При переломе срабатывала защита, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные кровеносные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу еще? Как быть? Определите противоречие и предложите свое решение данной проблемы. [2]
4. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Каким образом можно на основании анализа пепла установить наличие крови на одежде? Какие исследования нужно провести судебно-медицинской экспертизе?
Выступление спикеров каждой группы. Обсуждение вариантов решения задач.
Самооценка своей деятельности.
4. Разминка.
1) Просмотр видеофильма “В лаборатории” (слайд 14).
Беседа с элементами мозгового штурма о значении анализа крови в диагностике многих заболеваний.
Учитель: Давайте и мы попробуем помочь пациентам, которые обратятся за помощью в наш медицинский кабинет.
2) Ролевая игра “На приеме у врача”.
1. По жалобам пациента и результатам анализов крови определить возможное заболевание человека и дать рекомендации.
2. По установленным симптомам (головная боль, тошнота), предположить гипертонию, убедиться в правоте своих предположений экспериментально (проведя измерение артериального давления тонометром), рассказать о возможных последствиях этого коварного заболевания и мерах профилактики.
5. Практическая (исследовательская) работа (слайд 15, 16).
Учитель: Ребята, представьте себя криминалистами. Вам необходимо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. У вас на столе 2 “немых” готовых микропрепарата: один из них – кровь человека, другой – лягушки. Я прошу вас:
1) Внимательно рассмотрите микропрепараты под микроскопом, найдите красные клетки крови.
2) Сравните эритроциты человека и лягушки, описывая цвет, форму, размер, количество, наличие ядра.
3) Проанализируйте данные, опираясь на теоретические знания, полученные на предыдущих уроках.
4) Определите, на каком микропрепарате кровь лягушки, а на каком – человека.
5) Сделайте выводы, отвечая на следующие вопросы:
а) чья кровь: лягушки или человека больше переносит кислорода, почему и зачем?
б) в каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?
6) Изобразите в виде кластера или диаграммы Венна результаты работы.
7) Презентуйте свой постер.
Выступление спикеров каждой группы. Формативное взаимооценивание.
Самооценка своей деятельности.
5. Подведение итогов урока
Учитель: Посмотрите, ребята в свои бокалы. Какой цвет преобладает в них? Довольны ли вы своей работой на уроке? Вы – отличные ребята, вы заботитесь о себе и своем здоровье. И я уверена, что вы пролистаете назад страницы учебника, чтобы восполнить пробелы в ваших знаниях по некоторым вопросам данной темы.
Домашнее задание (слайд 17)
Подготовить реферат на одну из тем:
1. Современные методы исследования сердца.
2. Работа сердечно-сосудистой системы у космонавтов в условиях невесомости.
3. Причины и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Тренировка сердца.
Альтернативное задание: сделать модель сердца.
Учитель: В ваших бокалах не просто шарики, это оценка вашим знаниям и умениям, которые помогут вам сохранить здоровье и найти правильное решение некоторых жизненных проблем.
6. Рефлексия
Цель: зафиксировать свои продвижения в учёбе, в отношениях с другими учащимися.
Учитель:
Итак, друзья мои, пора
Нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок,
Надеюсь, это каждый смог (слайд 18).
1) Круг влияния (слайд 19). На полу мелом чертим три круга. Учащиеся определяют степень своего влияния на процессы жизнедеятельности (полное, частичное или отсутствие влияния) и в соответствии с этим встают в свой круг (наружный, средний или внутренний), аргументировав свой выбор.
а) Я могу контролировать количество гемоглобина в крови.
б) От меня зависит состояние моего здоровья.
в) Я могу повлиять на свой образ жизни.
2) Рюкзак с незаконченными предложениями (слайд 20).
Оцените свою работу и настроение.
- Я научился...
- Я разобрался...
- Я понял...
- Мне на уроке понравилось...
- Мне показалось трудным...
- Я бы хотел...
- Главным своим результатом на уроке считаю...
- Сегодня на уроке я поработал на оценку...(можно оценить количественно, а можно качественно)
Наш урок закончен. Большое спасибо всем за работу (слайд 21) .
Список литературы (слайд 22).
1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/11/25/preduprezhdenie-serdechno-sosudistykh-zabolevaniy-pervaya
2. Журнал "Химия и жизнь", 1991 г., № 11