Понятие модуля является одной из важнейших характеристик числа в области действительных чисел, широко применяется в различных разделах школьного курса математики, физики. К сожалению, рассмотрение задач, связанных с понятием модуля (а тем более исследование и построение графиков функций, содержащих знак модуля) появляется лишь эпизодически, в рамках изучения той или иной темы. Задачи, приведенные в статье, связанные с модулями, построением графиков функций, содержащих знак модуля, могут быть использованы на уроках, элективных курсах, факультативах или на школьных олимпиадах.
Свободное владение техникой построения таких графиков часто помогает решить многие задачи и порой является единственным средством их решения.
Цели:
- формирование умений и навыков построения графиков функций, содержащих знак модуля;
- создание условий для самостоятельной и творческой работы учащихся;
- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
- закрепить умение строить графики функций различными способами: раскрытие знака модуля по определению, методом интервалов, путем параллельного переноса вдоль осей координат, с применением симметрии.
Задачи:
Развивающие
- развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности;
- развитие общеучебных навыков и умений – организационных, интеллектуальных и коммуникативных.
Воспитательные
- воспитание взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, направленного на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(приветствие; знакомство с темой и целями урока)
2. Устные упражнения:
1. Функция у=f(х) задана графиком, изображенном на Рисунке 1. Найдите:
- область определения функции;
- множество значений функции;
- промежутки возрастания и убывания функции;
- корни уравнения f(x)=3;
- число корней уравнения f(х)= b в зависимости от b.
Рисунок 1
2. На Рисунке 2 изображены графики функций вида у=ах2+bх+с. Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов а и с.
Графики
Рисунок 2
Коэффициенты
а>0, с>0; 2) а<0, с>0; 3) а<0, с<0; 4) а>0, с<0
3. Проверка домашнего задания.
№1. Постройте график функции и найдите все значения а, при которых прямая у=а имеет с графиком данной функции ровно одну общую точку.
4. Работа по теме урока
Порешаем задания, предназначенные для отработки построения основных графиков функций, отыскания области определения функций, а также для осмысления “понятия модуля”.
Задача №1
Постройте график функции:
Решение:
Найдем область определения функции
Метод интервалов
квадратичная функция, графиком является парабола, ветви направлены вниз.
;
Ответ: график функции построен. (см. слайд № 3)
Задача №2
Постройте график функции:
Решение: так как
тогда исходную функцию можно записать:
Рассмотрим каждую функцию:
– квадратичная функция, график – парабола, ветви которой направлены вниз; – квадратичная функция, график – парабола, ветви которой направлены вверх;Ответ: график функции построен. (см. слайд № 4)
Задача №3
Постройте график функции:
Решение: так как
тогда исходную функцию можно записать:
Зададим таблицу:
x | -9 | -8 | -5 | 0 | 7 |
y | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Построим график функции, с учетом ОДЗ, по точкам, заданным в таблице.
Ответ: график функции построен. (см. слайд № 5)
Задача №4
Постройте график функции:
Решение:
так как
тогда исходную функцию можно записать:
– прямая пропорциональность, график – прямая, проходящая через O(0;0)(биссектриса I координатного угла);
– кубическая парабола.
Зададим таблицу:
x | -2 | -1 | 0 | 1 | 1,5 | 2 |
y | -8 | -1 | 0 | 1 | 8 |
Построим график функции, с учетом ОДЗ, по точкам, заданным в таблице.
Ответ: график функции построен. (см. слайд № 6)
Задача №5
Постройте график функции:
Решение:
Составим таблицу со знаками раскрытия модулей:
Используя таблицу, получим:
- квадратичная функция, график - парабола, ветви направлены вниз; (-1;-1) координаты вершины параболы.
- квадратичная функция, график - парабола, ветви направлены вниз; (1;-1) координаты вершины параболы.
3. - квадратичная функция, график - парабола, ветви направлены вверх; (1;-1) координаты вершины параболы.
- квадратичная функция, график - парабола, ветви направлены вверх; (1;1) координаты вершины параболы.
Построим график функции с учетом ОДЗ.
Ответ: график функции построен. (см. слайд № 7)
Задача №6
Сколько корней имеет уравнение в зависимости от значения параметра a?
Решение:
Решим уравнение графически:
Построим график функции ;
- квадратичная функция, график - парабола, ветви направлены вверх; (1;-4) координаты вершины параболы.Для того, чтобы построить график у=¦х2- 2х - 3¦, необходимо часть графика функции, находящуюся в верхней полуплоскости, сохранить, а часть графика, находящуюся в нижней полуплоскости, симметрично отразить в верхнюю полуплоскость.
Ответ:
в уравнении , если
, то 2 корня;
, то 4 корня;
, то 3 корня;
, то 2 корня;
, то корней нет. ( см.слайд № 8)
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Постройте графики функций:
4. Постройте график функции и найдите все значения k, при которых прямая y = kx имеет с графиком данной функции ровно одну общую точку.
7. Рефлексия.
Ребята, мы с вами хорошо поработали! А вы не могли бы поделиться своими впечатлениями? Ответьте, пожалуйста, на вопросы рефлексии.
- Что вы узнали нового?
- Смогли бы вы объяснить новый материал другу?
- Над чем вам надо еще поработать в данной теме?
- Какой вопрос сегодняшнего урока был самым трудным?
- Поставьте оценки по пятибалльной шкале за работу на уроке:
а) себе, оценив свою активность на уроке,
самостоятельность, правильность выполнения
заданий;
б) классу;
в) учителю.