Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретенные знания ребенка. Именно такие первые шаги возможны через проектную деятельность, которая поможет повысить качество усвоения детьми знаний по данной теме; открыть новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях, повысить познавательный интерес и способствовать формированию мотива к обучению у будущих первоклассников.
Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.
Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе.
Содержание проекта
Проект “В стране геометрических форм” краткосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет.
Выявленная проблема и ее актуальность позволила определить цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание условий для исследовательской деятельности по усвоению воспитанниками геометрических форм
Задачи:
1.Совершенствовать умения воспитанников различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры
2.Развивать творческие навыки, умения воспитанников при решении нестандартных практичеких задач (моделирование, конструирование геометрических фигур)
способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах
3.Содействовать развитию творческой активности детей и родителей в проектной деятельности
Этапы реализации проекта
Работа над проектом состояла из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап работы. Накопление информационной базы по теме через:
- обогащение предметно-развивающей среды: поиск и изготовление иллюстраций раздаточного материала: пирамиды (с различным основанием), цилиндры, призмы треугольные; подбор по количеству детей геометрических тел: конусы, призмы четырехугольные;
- чтение детской художественной литературы.
Основным в подготовительный этап работы над проектом стало обсуждение проблемы. Для этого использовалась модель трех вопросов (Что мы знаем? Что мы хотим узнать и как это мы будем делать?).
Основной этап был направлен на реализацию всех запланированных мероприятий. Работа в рамках проекта велась регулярно, постоянно по всем пяти образовательным областям.
В рамках области “Познавательное развитие” мы просматривали презентации, рассматривали и изучали фигуры, играли в разные дидактические и развивающие игры, направленные на изучение, закрепление теоритического материала. Использование этих приемов способствовало развитию наблюдательности у детей, умения сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденном, выражать мысли словом, а также, пояснять, объяснять, оценивать, делать выводы. Непосредственное наблюдение детьми, направленное на изучаемые объекты, имело важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения.
При знакомстве с объемными фигурами проводились опыты
Исследуя геометрическое тело, ребенок описывал его, находил и называл отличительные особенности от других объемных форм, отмечал их сходные качества и свойства.
Область “Речевое развитие” представлено такими формами работы, как беседы, составление описательных характеристик фигур, чтение стихов, загадок, сказок о фигурах.
“Социально-коммуникативное развитие” подразумевает в данном проекте использование сюжетно-ролевых игр, через работу в творческой мастерской и конструкторском бюро. Именно в творческой мастерской наиболее отчетливо проявились партнерские взаимоотношения между детьми.
Область “Художественно-эстетическое развитие” решает немаловажные задачи.
Развитие творческого потенциала детей, развитие мелкой моторики рук, приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Обыгрывание геометрических форм проходило через область “Физическое развитие” . подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Результатом проекта “В стране Геометрических форм” стала выставка творческих работ, презентация объемных моделей геометрических форм. Появились постройки, название которых придумывали сами дети, например “Замок Королевы Геометрии”, сказочные персонажи, загадочные фантастические образы.
В этом проекте родители проявили необычную активность, чем приятно удивили не только детей, но и друг друга. Каждый взрослый участник проекта участвовал с неподдельным интересом, азартом, создавая, непохожие друг на друга игровые образы.
Родители строили свою работу с ребенком по собственному плану, который включал в себя все этапы создания геометрической формы: от разработки модели с использованием ПК до готового продукта деятельности.
Заключение.
Дети и взрослые не только узнали много нового об объемных геометрических телах, но и научились представлять результаты своего труда; видеть удачные и не удачные моменты в ходе работы; объективно относиться к результатам, оказывать помощь друг другу, радоваться за успех каждого и общий.