Урок является десятым в цикле уроков, посвящённом изучению оперы “Князь Игорь” А.П. Бородина по программе “К вершинам музыкального искусства” М.С. Красильниковой.
Класс: 3, III четверть.
Тип урока: обобщающий, урок-исследование, урок-драматизация.
Цель урока: Подводя итог знакомства ребят с оперой “Князь Игорь”, способствовать их выводу о том, что, не смотря на тяжёлое историческое прошлое, народ России никогда не терял веру в её лучшее будущее.
Задачи урока:
- повторить музыкальное и сюжетное содержание оперы, формулируя ответы на проблемные вопросы;
- сформировать представление о понятиях герой, защитник;
- сформировать представление о враге внешнем и враге внутреннем;
- осмыслить взаимосвязь характера человека и пластики его движений, походки;
- осмыслить взаимосвязь героев с их окружением (народ дублирует нравственные поступки своих героев);
- создать условия для эмоционально - осознанного и активно-творческого проживания школьниками героико-патриотической идеи произведения в исследовательской и исполнительской деятельности.
Используемые на уроке технологии:
- технология целостного освоения крупных форм и жанров (симфонии, кантаты, балета) (автор – М.С. Красильникова);
- технология целостного освоения русской героико-патриотической оперы (Е.Ю. Гундорова);
- технология развивающего музыкального образования (В.А. Школяр, Л.В. Школяр);
- ИКТ – технологии;
- технология проблемного обучения:
- технологии театральной педагогики.
Оборудование: синтезатор, видеоплейер, телевизор, компьютер.
Материалы к уроку:
- клавир оперы;
- компьютерная презентация;
- аудио диск с записью оперы “Князь Игорь”;
- элементы костюмов князя Игоря, хана Кончака; Владимира Галицкого.
Структура урока
1 блок урока – организационный. Мотивация, цель идея урока.
Исполняем Хор “Солнцу красному слава!”
Решаем проблему - Почему в драматургии исторических опер отечественных композиторов 19 века в начале действия народ вспоминает о былых победах своих героев?
Вспоминаем оперу “Иван Сусанин” М.И. Глинки и кантату “Александр Невский” С. Прокофьева.
Формулируем тему урока Вера в лучшее будущее России – объединяющая идея оперы “Князь Игорь”.
II блок урока - сценические образы героев оперы.
Отвечаем на вопрос - Кого народ называет героями?
Узнаём героев по их шагам. Слушаем вступления к ариям князя Игоря, хана Кончака, Владимира Галицкого.
Выполняем сценические этюды: изображаем характерную поступь князя Игоря, хана Кончака, Владимира Галицкого.
III блок урока - Герой и его окружение.
Анализируем интонационно-образное соответствие музыки героя и его окружения.
Отвечаем на вопросы: - Кого мы называем врагами? - С какими врагами легче бороться? (Враги явные и скрытые).
Исполняем Хоры славления хана Кончака, Владимира Галицкого, князя Игоря.
IV блок урока. Рефлексия.
Анализируем противопоставление образов Игоря и Галицкого; Галицкого и Кончака; Ярославны и Галицкого.
Находим и сопоставляем в графической записи и пластическом интонировании интонации этих пар. Поём со словами. Делаем выводы и подтверждаем главную идею оперы.
Выход детей под музыку хора “Знать Господь мольбы услышал...”
Ход урока
1 блок. Приветствие на мелодию пролога “Солнцу красному слава!”
У. Ребята, мы с вами закончили изучать крупное музыкальное произведение, и сейчас поздоровались на одну из его главных музыкальных тем.
- Как называется это произведение и музыка, на которую мы поздоровались?
Д. - Опера “Князь Игорь” композитора А.П. Бородина, Хор “Солнцу красному слава!”
У. - С какими событиями в опере связано звучание этого хора?
Д. – Князь Игорь с дружиной собирается в поход против половцев.
У. - Споём главный хор Пролога.
Дети поют хор “Солнцу красному слава!”
У.- Кого народ сравнивает солнцем красным?
Д. – Князя Игоря.
У. - Для чего народ вспоминает былые победы князя Игоря?
Д.- Для того чтобы верить в новую победу.
У. – В каких произведениях мы уже встречались с этим приёмом?
Д. – В опере “Иван Сусанин” М.И. Глинки и в кантате С. Прокофьева А. Невский.
У. - Можно считать характерной чертой русского народа веру в своих героев и в будущие победы Руси?
Д. – Да
У. - Этот вывод является темой нашего сегодняшнего урока и объединяющей идеей оперы.
II блок.
У. – Кого вместе с князем Игорем славит народ?
Д. – Его сына Владимира и брата Всеволода.
У. - Прослушайте три музыкальных фрагмента, которые изображают в опере поступь трёх её героев. Узнаете ли вы этих героев?
Фонограмма вступления к песне Галицкого,1 д
Д. – Это походка князя Галицкого.
У. – Давайте проверим, насколько походка героя отражает его характер? Кто хочет изобразить походку Галицкого?
Ребёнок импровизирует поведение князя Галицкого.
У. - Какие черты характера ты пытался изобразить?
Д. – Наглость, самоуверенность, развязность.
У. –- Где, в какой момент оперы звучит эта музыка?
Д. – Это вступление к песне Галицкого из 1 д. оперы.
Учащиеся исполняют фрагмент песни Галицкого из 1 д. оперы.
У. - Кто нам изобразит походку и расскажет о характере следующего героя?
Фонограмма вступления к арии хана Кончака, 2д.
У. - Чья это поступь?
Д. – Хана Кончака.
Ребёнок импровизирует поведение хана Кончака.
У. – Какой характер слышен в поступи?
Д. - Властный, высокомерный, воинственный.
У. – В какой момент действия звучит его ария?
Д. - Второе действие, половецкий стан.
У. – Спойте продолжение этого вступления.
Учащиеся исполняют фрагмент арии хана Кончака.
Фонограмма вступления к арии князя Игоря 2 д.
У. – Кто хочет выйти под музыку, изображая походку князя Игоря?
Ребёнок импровизирует поведение князя Игоря.
- Почему походка князя Игоря такая усталая, неуверенная? Он болен?
Д. – Князь Игорь в плену.
У.- Исполним его арию.
Учащиеся исполняют фрагмент арии князя Игоря.
У. - О чём думает князь?
Д. - Он думает о своём поражении, о том, сколько людей погибло, и о том, как ему поступить, чтобы исправить положение.
III блок. Слайд с портретами трёх героев оперы.
У. –. Перед нами три героя, три князя. У каждого из них своё окружение. Давайте вспомним, как народ относится к своим героям, например к хану Кончаку?
Д.- Народ его боится, уважает его силу.
Слушаем фрагмент славы хану.
У. - Каким же видит народ своего хана?
Д. –Полководцем, который приносит победы, которого все боятся.
У. – Каким хан хочет казаться князю Игорю?
Д. – Добрым другом, щедрым хозяином.
У. - Докажите музыкой.
Учащиеся напевают фрагмент арии Кончака “Ты ранен в битве при Каяле...”
У. – Зачем жестокий, сеющий страх, хан изображает доброго хозяина?
Д. – Он уважает князя Игоря за мужество, честность, прямоту, думает, что они с ним этими чертами похожи. Хан даже хочет дочь выдать замуж за сына Игоря – князя Владимира.
У. - Но это отношения личные. Государственные отношения князей таковы, что хан, не задумываясь, в бою уничтожит князя Игоря, лишь бы тот не мешал ему грабить Русь.
- Хан Кончак враг или друг русского народа?
Д. – Враг.
У. – Есть ли ещё в опере враги у жителей Путивля? (У девушек?)
Ответы детей.
У. - Как относится челядь Галицкого к своему хозяину?
Д.- Они любят выпивать с ним и бездельничать.
У. – Напойте начало хора “То не речка всколыхалась...”, подражая манере князя.
Учащиеся напевают фрагмент славы Галицкому.
У. – За что народ славит Галицкого?
Д. – За безделье, за щедрость, за вседозволенность.
У. – Как относится к народу сам князь?
Д. – Учит жить, как сам живёт, – гуляя и пьянствуя.
У. - Галицкий враг или защитник русского народа?
Д. – Враг, хотя прикидывается другом.
У. – Послушайте две музыкальных интонации В. Галицкого, вспомните, где они звучали в опере, и что они подчёркивают в характеристике князя?
Фонограмма
- ответа Игорю из Пролога оперы “Когда отец меня изгнал...”,
- ответа Ярославне из 2 картины 1 действия “А кто бы ни была, тебе какое дело?”
Д. – В разговоре с Игорем и Ярославной звучат “семейные” интонации. Ему нужно хитрить, чтобы не взяли в поход, чтобы можно было властвовать в отсутствие Игоря.
У. – Как князь Игорь относится к своему народу?
Д. - Защищает его. Он добрый, умный и сильный.
У. – Напомните мне основные интонации Игоря.
Учащиеся напевают интонации:
- Пролог “Идём на брань с врагом Руси...” - князь отважный воин, защитник.
- Ария 2 д. “О, дайте, дайте мне свободу...” - человек чести.
- Ария 2 д. “Ты одна, голубка, лада...” - верный, любящий супруг.
У. – Любит ли Игоря народ?
Д. – Да, за его победы над врагами.
Инсценируем диалог Игоря и путивлян из Пролога оперы.
- “Подай вам Бог победу над врагами...”
- “Руси обиду смойте вражьей кровью...”
- “Пусть половецких ханов будут смяты вражьи полки...”
Блок IV – Сопоставление графической записи интонаций образов главных героев.
У. – Что сближает и что разъединяет главных героев оперы?
Смотрим на слайд презентации с графикой интонаций.
Д. - Галицкий и Игорь – русские князья, родственники.
У. - Найдите в графике их схожие интонации.
Учащиеся находят интонации “Ты во мне участье принял” (Галицкий), “О, лада, лада, полно плакать” (Игорь).
У. – Что их разъединяет?
Д. – Для князя Игоря на первом месте долг перед Родиной; для Галицкого на первом месте личные удовольствия.
У. – Что разъединяет Галицкого и хана Кончака?
Д. - Один русский, другой половец. Один развращает, обижает русский народ, другой его убивает и грабит.
У. – Что их сближает?
Д. - Жажда удовольствий: “Хочешь ты пленницу?” (хан Кончак); “Ну что же, я девку освобожу, и заберу себе другую...” (князь Галицкий).
У.- А что же Ярославна, с кем она?
Д. - В сцене с девушками Ярославна не жалеет брата, а защищает девушек. Она жена князя Игоря и поддерживает его во всём.
У. – Найдите на слайде графические рисунки похожих интонаций Игоря и Ярославны. Спойте их со словами.
- “О, лада, лада, полно плакать” (Игорь) и “Не йди в поход, молю тебя...” (Ярославна)
- “Ты одна голубка, лада” (Игорь) и “Я кукушкой перелётной” (Ярославна)
Блок V - Подведём итоги.
У. – Кто же в опере является врагами народа?
Д. – Половцы и хан Кончак. Галицкий и его челядь.
У. – Попробуйте сформулировать представление о том кого нужно называть врагом?
Ответы детей.
У. – Кого в опере можно назвать героями и защитниками народа?
Ответы детей.
У. - Ярославна и Игорь вместе с жителями Путивля сражались:
- с врагом внешним – ханом Кончаком и половцами за свободу русского народа от порабощения.
- с врагом внутренним – князем Галицким и его челядью, оберегая народ от разрушения души – развращения.
У. - Попробуйте сформулировать главную идею оперы.
Д. – Русские герои всегда борются против захватчиков за сохранение Руси и её православной культуры.
У. – Вера в лучшее будущее Руси – одна из характерных черт русского характера, и одна из главных идей объединяющих оперу.
У. –Благодарю всех за активное участие в уроке.
Фонограмма. Хор “Знать, Господь мольбы услышал”. Дети покидают класс.