Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег.
- Выявить причины возникновения денег.
- Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
- Воспитывать бережливость.
В ходе урока учащиеся:
Актуализируют:
- представления об особенностях товарно-денежных отношений;
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
- представления о денежных единицах разных стран;
- представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
- представления о том, что такое деньги;
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
- умения сравнивать анализируемые понятия: “обмен”, “купля-продажа”;
- представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
- навыки работы в группе, фронтально и индивидуально;
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, ИКТ, наглядной);
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование:
- компьютер; нетбуки.
- мультимедийный проектор;
- учебник для 3 класса "Окружающий мир" часть 2, А.А.Плешаков;
- рабочая тетрадь "Окружающий мир", А.А.Плешаков.
Ход урока
1. Орг. Момент
Прозвенел веселый звонок
Начинаем вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про все на свете.
Орешек знаний крепок, но расколоть его помогут волшебные слова: "Хочу все знать". Давайте откроем свои ладошки навстречу новым знаниям.
2. Постановка учебной задачи
- Хотите ли вы узнать, что называют "великим изобретением человечества" ?
Игра " Расшифруй слово"
- Решите примеры, ответы расположите в порядке возрастания, отгадайте слово. (Работа с интерактивной доской)
- 45 : 15 Д
- 37+14 Г
- 80:10 Е
- 50 : 2 Ь
- 25 х 4 И
- 96-77 Н
- Какое слово получили? (деньги)
Да, ребята, великим изобретением человечества считаются деньги.
Какая же будет тема нашего урока? (Что такое деньги)
- Как вы думаете, какая цель нашего урока?
- Что вы знаете о деньгах? (Работа со словарем)
- Деньги - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
- Что вы хотите узнать о деньгах?
(ответы детей)
- Как люди расплачивались друг с другом, когда не было денег?
- Откуда появились деньги?
- Какие деньги у разных народов?
- Где хранятся деньги?
- Почему деньги называют "великим изобретением"?
3. Решение учебной задачи
- Как вы думаете, всегда ли у людей были деньги?(нет)
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.
- А сейчас деньги существуют везде?
А что же было раньше?
Давайте спросим об этом вождя древнего племени.
Итак, в путешествие в прошлое мы отправим Машу и Ваню.
Инсценировка. (Участвуют три ученика: два мальчика и девочка. Один мальчик в костюме вождя древнего племени)
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.
Ваня. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Маша. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться.
Ваня. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!
Вождь. Да-а-а..., значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
Маша. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.
Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?
Маша. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.
Ваня. А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости- оружие и украшения.
Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!
(артисты уходят)
Так как же приобретали товары люди старинного племени? (Менялись) Один товар обменяли на другой товар, который вам необходим.
Составьте на доске схему:
Это бартер.
- В чем преимущества натурального хозяйства, т.е. когда человек производил все, что ему необходимо, сам? (не нужно ничего менять, что тебе нужно, то и произвел.)
- В чем его недостатки? (Трудно сделать хорошую вещь, например топор, не специалисту.)
- В чем преимущество обмена? (Можно делать только то, что ты делаешь хорошо, а потом менять.)
- В чем недостаток такого обмена? (Трудно найти того, кому товар нужен. И не всегда тебе нужно то, что тебе предлагают за твой товар.)
- Какой способ предложила Маша? (Найти вещь, которая нужна всем.)
Такая вещь называется эквивалентом. Эквивалент – товар, к которому нужно приравнять все другие товары. Поэтому любой товар можно поменять на эквивалент. А эквивалент можно поменять на любой товар.
- Что было эквивалентом, предложенным Машей? (скот)
А как вы думаете, что является эквивалентом в наше время? (Деньги)
А как мы ими пользуемся?
Составьте на доске схему.
Это купля - продажа.
Купить или продать товар это значит обменять его на какое-то количество денег. А на какое, как узнать , сколько денег надо отдать? (есть цена или стоимость товара).
А теперь давайте проверим, как вы это поняли и выполним задание №2 электронного приложения. (работа с интерактивной доской)
Ребята, а где люди берут деньги? (зарабатывают)
Да, большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработанной платы. А если человек зарабатывает много денег, а все их не тратит, что он с ними делает? (ответы детей)
Часть денег можно отложить на будущее, т.е. сберечь. Это называется сбережения.
А сейчас мы с вами немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Для дальнейшей работы мы с вами разделимся на группы. Сегодня у нас 4 группы. Это "Историки", "Знатоки языка", "Любители математики", "Нумизматы". Наверное, название первых трех групп понятны. А кто такие нумизматы?
Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы (от латинского слова “нумисма” - монета).
Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей.
Задания для группы “Историки” (работа с нетбуками)
- Изучить презентацию об истории денег.
- Подготовить сообщение по теме.
Задания для группы “Знатоки языка” (книги из библиотеки)
- Найти пословицы о деньгах и постараться объяснить их смысл.
Задания для группы “Нумизматы”:
- Работа с учебником “Окружающий мир” 3 класс А.А.Плешаков с.69-70. Практическая работа: рассмотреть, изучить монеты. (приложение 2)
Задания для группы: “Любители математики”
Решить предложенные задачи (приложение 1)
Продолжение работы над темой в группах, учитель консультирует учащихся.
Презентация продуктов проекта
Отчёт групп.
1. "Историки"
2. “Знатоки языка”
3. “Любители математики”
4. “Нумизматы”
Проводят практическую работу, объясняют тему.
Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
4. Закрепление изученного
ТЕСТ
1. Что не могло быть товаро-деньгами?
А) скот Б) бумага В) зерно
2. Шкурки куницы в роли денег назывались:
А) резаны Б) ногаты В) куны
3. К слову “рубль” однокоренное слово:
А) рубаха Б) рубин В) рубить
4. Лицевая сторона монеты называется:
А) аверс Б) реверс В) гурт
5. Надпись на монетах называется:
А) аверс Б) реверс В) легенда
Ответы: 1-Б, 2-В, 3- В, 4- А, 5- В.
5. Рефлексия
Сегодня в начале урока вы перечислили вопросы, на которые хотели бы узнать ответ в ходе сегодняшнего урока. Давайте их вспомним и попробуем ответить на них.
1) Что такое деньги?
2) Почему деньги называют " великим изобретением"?
- Как люди расплачивались друг с другом, когда не было денег?
- Откуда появились деньги?
- Какие деньги у разных народов?
- Где хранятся деньги?
3) Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (трудиться)
4) Как вы думаете, будут ли в дальнейшем меняться наши деньги?
Ребята, а как вы думаете, где пригодятся нам знания о деньгах?
5) Скажите, а все ли можно купить за деньги?
Далее учитель читает стихотворение Владимира Орлова
Что нельзя купить?
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
6. ИТОГ УРОКА
- Понравился вам урок?
- Что было особенно сложным?
- Довольны результатом своей работы?
- Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь)
А сейчас оцените свою работу на уроке. (оценка по системе "Светофор")
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- С. 72 Задания 1,2,3,4.
- Задание 5 по желанию
- Творческое задание: нарисовать свои “выдуманные” деньги.