К.Д. Ушинский подчеркивал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе “Культура России” на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективности патриотического воспитания.
Современная ситуация, когда молодые люди все больше ориентируются на западные традиции, подменяя ими отечественные, указывает на потерю нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Это требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательно-патриотической работы и, прежде всего, с обучающимися образовательных учреждений.
Наша задача – проводить такую работу в рамках учебной программы в урочное и внеурочное время.
Английский язык успешно интегрируется с другими предметами. Посредством иностранного языка обучающиеся могут осваивать знания из области истории, техники, различных сфер практической деятельности, а так же получать необходимое воспитание в духе гражданственности и патриотизма, которое им жизненно необходимо. Правильное объединение воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов дает возможность формировать, развивать набор ценностей российского гражданина, патриота страны.
Включение обучающихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулирует их активность по выработке у себя этих моральных качеств. Проектная работа дает прекрасную возможность для этого.
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5-6 классов вылилась в многоэтапный процесс по теме “Суворовцы-наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бессмертный полк”.
На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире.
Ежегодно мы с обучающиеся МсСВУ готовимся к защите проектов на английском языке, что в качестве воспитательной цели несет в себе формирование разносторонне развитой поликультурной личности, чувства патриотизма и национального достоинства.
Темы проектов касаются различных аспектов истории прошлого и настоящего, например, “Дети Первой мировой войны”, “Бессмертный полк”.
В ходе подготовки и работы по проекту обучающиеся проводят огромную исследовательскую работу.
Формирование чувства патриотизма и национального достоинства подрастающего поколения возможно при системном освоении национальной культуры и истории своей страны.
Актуальность темы проектов определяется непростой политической обстановкой в настоящее время и необходимостью воспитания обучающихся Московского суворовского военного училища (МсСВУ) в духе патриотизма, бережного отношения к истории своей страны, к ее героическому прошлому.
Данные целевые установки достигаются крепкими военными традициями, включающими в себя воинские ритуалы, военные парады, реализацию воспитательных задач по формированию патриотизма и готовности к самопожертвованию на благо Отечества.
Внеурочная деятельность (проектная работа) (ФГОС НОО) взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся МсСВУ, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы.
Проектная работа способствует формированию позитивных отношений обучающихся МсСВУ к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество).Проектная работа способствует получению опыта самостоятельного социального действия. Такую возможность дало нам участие в движении “Бессмертный полк”.
Достижение результатов воспитания во внеурочной проектной деятельности способствует появлению эффектов воспитания и социализации.
Одним из способов, способствующим, решению этой проблемы в моей практике стала реализация проекта “Суворовцы- наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов” на английском языке и участие в патриотическом общероссийском шествии “Бессмертный полк”.
Целью работы является воспитание гордости за свою страну, за героическое прошлое своих предков, чувства неравнодушного отношения и сопричастности к событиям сегодняшнего дня с целью бережного отношения к истории государства Российского.
Объектом исследования является история суворовского кадетского корпуса Российской империи и Московского Суворовские военного училища.
Предмет исследования – нравственно-патриотические устои суворовского кадетского корпуса Российской Империи в Варшаве и суворовских военных училищ России.
Задачи исследования:
- выявить основы патриотического воспитания кадетов в Суворовском кадетском корпусе в Варшаве.
- изучить приоритеты воспитания в Суворовском кадетском корпусе императорской России.
- определить потенциал военных традиций в системе патриотического воспитания суворовцев;
- выявить социальные условия патриотического воспитания суворовцев.
- понять силу патриотического воспитания суворовцев на основе изучения боевых подвигов отцов и дедов;
- экспериментально проверить эффективность организации патриотического воспитания суворовцев на основе участия в мероприятиях патриотической направленности “Бессмертный полк”.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность патриотического воспитания в Суворовском кадетском корпусе императорской России и в Суворовских военных училищах основана на единых основополагающих принципах: патриотизме и преданному служению заветам Суворова. Патриотизм и преданность Отечеству всегда были краеугольным камнем в воспитании настоящих защитников Родины.
Теоретическая основа, важным источником для поиска информации процессов патриотического воспитания стали труды специалистов по истории создания кадетских корпусов [1].
Организация работы по проекту осуществлялась 2015 г. в несколько этапов.
Этап педагогического эксперимента.
Апробирована и внедрена в учебно-воспитательный процесс в качестве эксперимента модель патриотического воспитания обучающихся на основе познания истории героического прошлого своих дедов и отцов и их преданного служения своему отечеству (встречи с родителями из династий военных) и участие во Всероссийском патриотическом движении “Бессмертный полк”.
Важность содержания работы по проекту заключается в следующем:
1. Деятельностный подход в процессе работы по проекту связан с личностными приоритетами обучающихся МсСВУ.
2. Чувство гордости за принадлежность к династии военных закладывает основы патриотического воспитания.
3.Деятельность по проекту, осуществляемая на мотивационно-деятельностном уровне, формирует у суворовцев мотивацию к участию в социально-патриотической деятельности – участие в движении “Бессмертный полк”.
В рамках процесса патриотического воспитания были проведены встречи обучающихся МсСВУ с родителями из династий военных. Такие встречи способствуют укреплению патриотического духа подрастающего поколения, воспитанию гордости за дедов. Все это способствует воспитанию чувства гордости за свое Отечество.
Проявление подлинного патриотизма стало участие обучающихся МсСВУ в шествии “Бессмертный полк”, приуроченном к 70-летию Победы.
Обучающиеся несли транспаранты с фотографиями своих родственников, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
“Ценность этой инициативы в том, что она родилась не в кабинетах, не в административных структурах, а в сердцах наших людей", - сказал Президент России В.В. Путин.
Суворовцы проявляют чувство гордости за страну, сформированное желание выполнять воинский долг и приносить пользу своей стране, выражают любовь к месту, где родились, живут и учатся, готовы к защите национальных интересов, соблюдают духовно-нравственные приоритеты.
Значимость проектного исследования заключается в том, что на практике подтверждается эффективность семейных ценностей и личностно-ориентированного подхода в патриотическом воспитании обучающихся.
Суть и специфика патриотического воспитания.
Изучение опыта возникновения образовательных учреждений, направленных на воспитание личности будущего военнослужащего в разные исторические эпохи, является необходимым условием работы с обучающимися Суворовских военных заведений.
В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идеология безусловного выполнения воинского долга перед Отечеством.
Триединая формула “За Веру, Царя и Отечество” определяла всё воспитание будущих воинов.
Суворовский кадетский корпус в Варшаве.
До революции суворовцами называли себя кадеты Суворовского кадетского корпуса в Варшаве. Они тоже носили красные погоны, на которых были нанесены литеры “Сув.”.
В 1899 г. по просьбе офицеров Варшавского гарнизона, для детей, которые проживали с ними в Польше, был организован Суворовский Варшавский кадетский корпус.
Советские суворовцы считали себя единственными в своем роде, не подозревая, что гордое “суворовец” уже когда-то звучало.
В середине ХХ века через те же испытания прошли первые советские суворовцы, из которых нужно было сделать истинных сынов Отечества.
Советские суворовцы сохранили красные погоны. Однако теперь три буквы “СВУ” были аббревиатурой названия училища.
21 августа 1943 года выходит Постановление Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП (б) “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации”. В документе отмечается: “Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...”. Суворовские военные училища были образованы по типу старых кадетских корпусов.
Многие знаменитые люди нашей страны были выпускниками суворовских училищ. Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали:
- 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов;
- Секретаря Совета Безопасности России;
- трех министров Правительства СССР и России;
- четырех Заместителей министра обороны;
- более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей;
- более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня.
Среди них:
Борис Громов - Герой Советского Союза, генерал-полковник, бывший губернатор Московской области.
Игорь Прокопенко - автор и ведущий известной телевизионной передачи “Военная тайна” на REN TV.Игорь Иванов - министр иностранных дел России с 1998 -2004 г.
Альберт Макашов- российский политик, народный депутат СССР, депутат Госдумы.
Александр Пашутин- известный актер театра и кино, народный артист России.
Юрий Власов - спортсмен-тяжелоатлет, Олимпийский чемпион;
Валерий Попенченко- советский боксёр, чемпион Олимпийских игр 1964 года в Токио.
Владимир Джанибеков- лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.
Геннадий Шпаликов- советский поэт, кинорежиссёр, киносценарист.
Выводы:
1. Сущность патриотического воспитания обучающихся МсСВУ заключается в формировании ценностных ориентаций, преданности своему народу, готовности к выполнению гражданского долга.
2. Специфика организации патриотического воспитания в обусловлена историко-культурными традициями кадетского образования России.
3. Воспитание определяется задачами изучения общеобразовательных и военных дисциплин, освоения воинских ритуалов и традиций, а так же художественным воспитанием.
4. Должна быть живая память истории боевого подвига защитника земли Русской.
5. Продолжать славные боевые традиции, основанные великими русскими полководцами: А.В. Суворов, М.И.Кутузов, А.Ф.Ушаков.
Литература.
1. “Военные училища и кадетские корпуса Русской Императорской армии в Москве. XIX- начало XX вв.” Москва, 2009г.
2. Кадеты России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruscadet.ru].
3. Официальный сайт МВМУ http://www.mvmu.ru/uploads/doc/ustav.pdf Источник:Официальный сайт Министерства обороны РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. mil.ru].
4. Источник:Официальный сайт МО РФ Военный энциклопедический словарь http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=9913@morf
5. Карандашов В.Д. Воинские ритуалы как фактор высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов: автореф. дисс. ... канд. филос. наук./ В. Д. Карандашов.– М.: ВПА,1989.