Цель: упражнять детей в правильном обозначении предмета, развивать ориентировку в пространстве.
Задачи:
Образовательные:
- Научить умению двигаться в заданном направлении.
- Научить адекватно выражать эмоциональные состояния.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать устойчивые координаты ("право - лево", "вверх-вниз", "в центре").
- Развивать зрительно-пространственное восприятие.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.
Оборудование: альбомы, тетради, простой и цветные карандаши, ластик, шаблон круга (в зависимости от количества участников), презентация.
Введение. Педагог-психолог объявляет тему занятия [слайд 1] и предлагает прежде чем приступить к выполнению заданий поприветствовать друг друга. Читает стихотворение А. Кондратьева "Здравствуйте":
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
улыбнётся он в ответ.
И, наверное,
Не пойдёт в аптеку
и здоровым будет много лет.
- Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом [2].
Приветствие
Педагог-психолог рассказывает о различных способах приветствия [слайд 2]:
- Пожать руку [слайд 3];
- Кивнуть головой [слайд 4];
- Помахать рукой[слайд 5];
- Приветствие кепкой [слайд 6];
- Поднятие руки или кисти [слайд 7];
- Поздороваться ладонями[слайд 8];
- Поздороваться кулачками [слайд 9];
- Поклониться (по японски) [слайд 10];
- Ладони сложить как для молитвы (по-индийски) [слайд 11].
Детей просят рассчитаться на первые и вторые номера. Потом стать первым номерам во внутренний круг, а вторым номерам во внешний круг лицом друг к другу и направляться, сделав шаг в противоположном направлении. При этом каждый участник должен поздороваться с тем, кто будет стоять напротив. То есть поприветствовал, шаг в сторону, измени приветствие.
После выполнения данного упражнения дети отвечают на вопросы:
- В каком направлении двигались?
- Как определили?
Стихотворение “Где право, где лево?” [слайд 12]
Педагог-психолог читает стихотворение.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево
Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
“Победа!” - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
Обсуждение содержания стихотворения.
Педагог-психолог: “Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите её. На презентации [слайд 13] показано направление руки направо. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где правая рука, находятся справа. Назовите предметы, которые находятся справа [слайд 14].
Давайте вспомним, где у нас левая рука. Поднимите её. На презентации [слайд 15] показано направление руки налево. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где левая рука, находятся слева. Назовите предметы, которые находятся слева [слайд 16].
“Где верх, где низ?”
“Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу? Педагог-психолог уточняет и эти понятия:
“Вверху, находятся те предметы, которые находятся в верхней части, на высоте. Рука показывает направление вверх [слайд 18]. Назови предметы, которые находятся вверху [слайд 19].
Внизу, находятся те предметы, которые находятся в нижней части чего-нибудь, под чем-нибудь. Рука показывает направление вниз [слайд 20]. Назови предметы, которые находятся внизу [слайд 21]”.
“Где центр?”
Педагог-психолог обращается к детям: “Знаете ли вы, где находится центр? [слайд 22]. Центр – место, одинаково удалённое от краёв, концов, т.е. середина [слайд 23]. Назовите предметы, которые находятся в центре? [слайд 24]. Проверим себя. В центре находятся предметы...[слайд 25].
А сейчас предлагаю поиграть в игру: “Где предмет? [слайд 26]”.
Основная часть – игротренинг
Игра “Где предмет?”
Вариант I. Педагог-психолог называет предметы. Все остальные определяют его место расположения [слайд 27].
Слова для справок: справа - слева, вверху - внизу, в центре.
Вариант II. Педагог-психолог называет предмет, если он находится слева от нас, то дети поднимают левую руку, если справа – правую, если сверху, поднимают обе руки, если внизу, приседают.
Игра “Стань наоборот!”
Каждому из детей следует стать не в заданном педагогом-психологом направлении, а наоборот. По хлопку направление следует поменять.
Пример. Педагог-психолог говорит: “Слева от меня Коля, а справа – Никита”. Но дети должны стать наоборот, т.е. слева Никита, а справа Коля. Хлопок и меняются местами [1].
Игра “Буратино”
Дети стоят лицом к педагогу-психологу.
Правая рука вверх - прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх - прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх – прыжок на правой ноге
Левая рука вверх - прыжок на левой ноге.
Цикл прыжков повторяется несколько раз [3].
Физминутка [слайд 28]
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу,
Молодцы!
Влево – вправо, влево – вправо...[3].
Упражнение для глаз
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению [слайд 29-32].
Работа в тетради, ИЗО деятельность
Упражнение “Попади в центр!” [слайд 33]
Детям предлагается нарисовать круг диаметром 5 см. с использованием шаблона. Затем держа руку с карандашом на столе поставив на локоть, по команде быстро поставить в центре пять точек. Локти не отрывать. Выигрывает тот, кто точнее всех поставит точку в центре [слайд 34].
Задание “Внимательно слушай и рисуй!” [слайд 35]
Педагог-психолог называет геометрические фигуры с указанием их места. Просит детей изобразить их в тетради согласно инструкции. Ребята зарисовывают их на указанном месте. Пример: слева треугольник, справа квадрат, в центе круг и т. д. [слайд 36].
Задание “Нарисуй на салфетке!” [слайд 37]
Предлагается на салфетке слева нарисовать орнамент из кругов и треугольников, а на салфетке справа – из кругов и квадратов. В центре каждой изобразить круг [4], [слайд 38].
Заключительная часть
Моё настроение [слайд 39]
Педагог-психолог: “При помощи цвета человек может выразить своё настроение. Если настроение хорошее, то его обычно "рисуют" яркими, светлыми цветами: жёлтым, оранжевым, красным, светло-зелёным, голубым... Плохое настроение – тёмные цвета: чёрный, коричневый, серый. .
У вас в альбомах нарисован цветок. В цветке пять лепестков. У нас сегодня на занятии было пять основных дел. Вам нужно будет выразить своё отношение к каждому из них, т.е. раскрасить лепестки в цвета вашего настроения [слайд 40].
Первый лепесток у нас будет “Приветствие”. Вспомните, как мы друг с другом разными способами здоровались. Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение к приветствию.
- Второй лепесток – “Игры”. Понравились ли вам игры? Раскрасьте.
Аналогично педагог-психолог вспоминает фрагменты занятия, и дети раскрашивают соответствующие лепестки.
- Третий лепесток – “Физминутка”.
- Четвёртый лепесток – “Задания в тетрадях”.
- Пятый лепесток означает, довольны ли вы собой – “Я на занятии” [2],[слайд 41].
Примечание: детям можно предложить и самостоятельно нарисовать цветок с пятью лепестками.
Подведение итогов
Педагог-психолог: “Посмотрите на цветы в своём альбоме и по очереди скажите, какое у вас настроение: хорошее или плохое? (Обсуждение). Спасибо всем за работу. Желаю хорошее настроение сохранить надолго!” [слайд 42].
Список литературы
- Антонова С. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа / Стелла Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – 4-е изд. – М: Вита-Пресс, 2004. – 80 с.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6 -7 лет: методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е., доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 88 с.
- Соколова Е.И. Готовимся к школе “Форма, цвет, величина”. Для детей 5-7 лет. Развивающая раскраска. – М.: ООО “Диларкон”, 2005. – 23 с.