Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Тема: «Ориентация в пространстве»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: д/с, 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: упражнять детей в правильном обозначении предмета, развивать ориентировку в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить умению двигаться в заданном направлении.
  • Научить адекватно выражать эмоциональные состояния.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать устойчивые координаты ("право - лево", "вверх-вниз", "в центре").
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие.
  • Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.

Оборудование: альбомы, тетради, простой и цветные карандаши, ластик, шаблон круга (в зависимости от количества участников), презентация.

Введение. Педагог-психолог объявляет тему занятия [слайд 1] и предлагает прежде чем приступить к выполнению заданий поприветствовать друг друга. Читает стихотворение А. Кондратьева "Здравствуйте":

- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
улыбнётся он в ответ.
И, наверное,
Не пойдёт в аптеку
и здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом [2].

Приветствие

Педагог-психолог рассказывает о различных способах приветствия [слайд 2]:

  • Пожать руку [слайд 3];
  • Кивнуть головой [слайд 4];
  • Помахать рукой[слайд 5];
  • Приветствие кепкой [слайд 6];
  • Поднятие руки или кисти [слайд 7];
  • Поздороваться ладонями[слайд 8];
  • Поздороваться кулачками [слайд 9];
  • Поклониться (по японски) [слайд 10];
  • Ладони сложить как для молитвы (по-индийски) [слайд 11].

Детей просят рассчитаться на первые и вторые номера. Потом стать первым номерам во внутренний круг, а вторым номерам во внешний круг лицом друг к другу и направляться, сделав шаг в противоположном направлении. При этом каждый участник должен поздороваться с тем, кто будет стоять напротив. То есть поприветствовал, шаг в сторону, измени приветствие.

После выполнения данного упражнения дети отвечают на вопросы:

  • В каком направлении двигались?
  • Как определили?

Стихотворение “Где право, где лево?” [слайд 12]

Педагог-психолог читает стихотворение.

Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево
Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
“Победа!” - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Обсуждение содержания стихотворения.

Педагог-психолог: “Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите её. На презентации [слайд 13] показано направление руки направо. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где правая рука, находятся справа. Назовите предметы, которые находятся справа [слайд 14].

Давайте вспомним, где у нас левая рука. Поднимите её. На презентации [слайд 15] показано направление руки налево. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где левая рука, находятся слева. Назовите предметы, которые находятся слева [слайд 16].

“Где верх, где низ?”

Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу? Педагог-психолог уточняет и эти понятия:

“Вверху, находятся те предметы, которые находятся в верхней части, на высоте. Рука показывает направление вверх [слайд 18]. Назови предметы, которые находятся вверху [слайд 19].

Внизу, находятся те предметы, которые находятся в нижней части чего-нибудь, под чем-нибудь. Рука показывает направление вниз [слайд 20]. Назови предметы, которые находятся внизу [слайд 21]”.

“Где центр?”

Педагог-психолог обращается к детям: “Знаете ли вы, где находится центр? [слайд 22]. Центр – место, одинаково удалённое от краёв, концов, т.е. середина [слайд 23]. Назовите предметы, которые находятся в центре? [слайд 24]. Проверим себя. В центре находятся предметы...[слайд 25].

А сейчас предлагаю поиграть в игру: “Где предмет? [слайд 26]”.

Основная часть – игротренинг

Игра “Где предмет?”

Вариант I. Педагог-психолог называет предметы. Все остальные определяют его место расположения [слайд 27].

Слова для справок: справа - слева, вверху - внизу, в центре.

Вариант II. Педагог-психолог называет предмет, если он находится слева от нас, то дети поднимают левую руку, если справа – правую, если сверху, поднимают обе руки, если внизу, приседают.

Игра “Стань наоборот!”

Каждому из детей следует стать не в заданном педагогом-психологом направлении, а наоборот. По хлопку направление следует поменять.

Пример. Педагог-психолог говорит: “Слева от меня Коля, а справа – Никита”. Но дети должны стать наоборот, т.е. слева Никита, а справа Коля. Хлопок и меняются местами [1].

Игра “Буратино”

Дети стоят лицом к педагогу-психологу.

Правая рука вверх - прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх - прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх – прыжок на правой ноге
Левая рука вверх - прыжок на левой ноге.
Цикл прыжков повторяется несколько раз [3].

Физминутка [слайд 28]

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу,
Молодцы!
Влево – вправо, влево – вправо...[3].

Упражнение для глаз

И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению [слайд 29-32].

Работа в тетради, ИЗО деятельность

Упражнение “Попади в центр!” [слайд 33]

Детям предлагается нарисовать круг диаметром 5 см. с использованием шаблона. Затем держа руку с карандашом на столе поставив на локоть, по команде быстро поставить в центре пять точек. Локти не отрывать. Выигрывает тот, кто точнее всех поставит точку в центре [слайд 34].

Задание “Внимательно слушай и рисуй!” [слайд 35]

Педагог-психолог называет геометрические фигуры с указанием их места. Просит детей изобразить их в тетради согласно инструкции. Ребята зарисовывают их на указанном месте. Пример: слева треугольник, справа квадрат, в центе круг и т. д. [слайд 36].

Задание “Нарисуй на салфетке!” [слайд 37]

Предлагается на салфетке слева нарисовать орнамент из кругов и треугольников, а на салфетке справа – из кругов и квадратов. В центре каждой изобразить круг [4], [слайд 38].

Заключительная часть

Моё настроение [слайд 39]

Педагог-психолог: При помощи цвета человек может выразить своё настроение. Если настроение хорошее, то его обычно "рисуют" яркими, светлыми цветами: жёлтым, оранжевым, красным, светло-зелёным, голубым... Плохое настроение – тёмные цвета: чёрный, коричневый, серый. .

У вас в альбомах нарисован цветок. В цветке пять лепестков. У нас сегодня на занятии было пять основных дел. Вам нужно будет выразить своё отношение к каждому из них, т.е. раскрасить лепестки в цвета вашего настроения [слайд 40].

Первый лепесток у нас будет Приветствие”. Вспомните, как мы друг с другом разными способами здоровались. Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение к приветствию.

  • Второй лепесток – Игры”. Понравились ли вам игры? Раскрасьте.

Аналогично педагог-психолог вспоминает фрагменты занятия, и дети раскрашивают соответствующие лепестки.

  • Третий лепесток – “Физминутка”.
  • Четвёртый лепесток – “Задания в тетрадях”.
  • Пятый лепесток означает, довольны ли вы собой – “Я на занятии” [2],[слайд 41].

Примечание: детям можно предложить и самостоятельно нарисовать цветок с пятью лепестками.

Подведение итогов

Педагог-психолог: “Посмотрите на цветы в своём альбоме и по очереди скажите, какое у вас настроение: хорошее или плохое? (Обсуждение). Спасибо всем за работу. Желаю хорошее настроение сохранить надолго!” [слайд 42].

Список литературы

  1. Антонова С. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа / Стелла Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32.
  2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – 4-е изд. – М: Вита-Пресс, 2004. – 80 с.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 -7 лет: методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е., доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 88 с.
  4. Соколова Е.И. Готовимся к школе “Форма, цвет, величина”. Для детей 5-7 лет. Развивающая раскраска. – М.: ООО “Диларкон”, 2005. – 23 с.