Развитие художественно-творческой одаренности дошкольников в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Тем не менее, художественно-творческая одаренность, ее выявление и развитие не входят в круг основных интересов педагогической науки и практики. Изучение одаренности дошкольников является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы изучаемой проблемы. Педагоги и родители в большинстве убеждены, что одаренность к художественному творчеству дается, а чаще не дается от рождения. Поэтому становится актуальной проблема построения творческого образовательного пространства, способствующего развитию художественно - творческой одаренности ребенка дошкольного возраста.

Доктор психологических наук, педагог A.M. Матюшкин определяет одаренность как развивающееся творчество. Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.

Можно выделить следующие составляющие художественной одаренности:

  • Особое эстетическое отношение человека к миру.
  • Направленность на создание художественного образа.
  • Художественное воображение.

Процесс развития художественно-творческой одаренности детей приобретет целенаправленность и эффективность при реализации следующих педагогических средств:

  • развивающая творческая среда ДОУ, способствующая развитию творческой художественной индивидуальности дошкольника и обеспечивающая создание персональных продуктов творчества;
  • синтез искусств как средство погружения детей в культуру и способ подготовки к авторской деятельности посредством языка искусства;
  • взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной художественной деятельности.

Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Говоря о старших дошкольниках, следует упомянуть о возрастной одарённости. Возраст 5-7 лет можно назвать сензитивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула “каждый ребёнок – художник” звучит наиболее убедительно. Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной. Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия к возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к художественному обобщению осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Несмотря на активно обсуждаемые в педагогической среде вопросы художественной одаренности дошкольников, многие аспекты остаются до сих пор невыясненными и спорными. К таким можно отнести принципы выявления художественной одаренности. Вопрос объективности критериев и их формализации постоянно возникает в процессе детских художественных работ. Результаты творчества ребенка, безусловно, важны. Но главное – не достигнутый ребенком на данный момент уровень, а потенциал и направленность его творческого развития.

Одной из важнейших задач педагогов в работе с одаренными детьми является создание наиболее благоприятных условий для погружения в мир искусства. Перед одаренными детьми следует ставить такие задачи, которые не имеют “правильных” и общих для всех решений. Не следует форсировать гонку за результатами. Творческий рост должен совершаться естественно. Основой его должно быть собственное эстетическое отношение дошкольника к жизни. Освоение специальных навыков не должно становиться формальным натаскиванием, а должно стать подспорьем в творческом переосмыслении окружающего мира. Следует также не допускать ситуаций, когда одаренный ребенок становится средством самореализации педагога, который навязывает свое видение, средства выразительности. Гибельным для личностного и художественного развития детей может стать ситуация пренебрежительного отношения к продуктам детского творчества. Тем не менее следует помнить и о том, что признаки одаренности, проявляемые детьми в раннем возрасте, зачастую утрачиваются, когда ребенок взрослеет. Поэтому следует быть аккуратным в суждениях и избегать категорических определений.

Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка - у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому развитие творческого потенциала дошкольников - одна из главных задач воспитания.

Литература.

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.:Педагогика, 1991.

2. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Кудина, Г.Г., Чубук,Н.Ф. Психологические основы художественного развития / А.Мелик-Пашаев. – М.: МГПУ, 2006.

3. Никитин, А.А. Художественная одарённость. Монография / А.А.Никитин. – М.: Классика-ХХ1, 2010.