Мы живём в современном мире, который стремительно развивается и усложняется. Задачи, которые ставятся перед нами, год от года становятся все труднее. Основная сложность заключается в том, что для их решения требуются специальные знания и умения и самые разнообразные качества личности. Как правило, один человек не может выполнить все необходимые функции самостоятельно. Это связано с тем фактом, что требования могут быть противоположны сами себе. И если исполнитель – в нашем случае – руководитель, в ходе решения возникшей проблемы будет переключаться между такими противоречивыми подзадачами, он неминуемо будет совершать ошибки. Это предсказуемо приведет к ухудшению качества работы.
В связи с этим, очень актуальной стала проблема создания эффективных команд, которые могли бы решать самые разнообразные по качеству и сложности задачи. Что такое команда? Команда – это небольшая группа людей, имеющие общее видение ситуации, способных разделять поставленные задачи и нести ответственность за их выполнение. Команда отличается выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием между собой и высокой продуктивностью.
Для дальнейшего рассматривания данной проблемой мы выделили существование двух путей образования команд: это естественный (стихийный) и целенаправленный (управляемый). Каждый руководитель сталкивается с необходимостью самостоятельно, целенаправленно создавать свою команду. Нами были разработаны этапы создания команды.
Подбор сотрудников
- Совместное определение целей и задач
- Мотивация членов команды на достижение целей
- Создание условий для взаимодействия членов команды
- Поддержка командного духа
- Рассмотрим этапы формирования команды подробнее.
Подбор кандидатур. Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи.
Исходя из этого определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Учитывая то, что данные члены команды, по роду деятельности, будут взаимодействовать с другими людьми, организовывать свои команды, для достижения каких – либо целей, т.е. будут являться лидерами, то я, как руководитель, определяю для себя перечень личных качеств, которые должны быть присуще лидеру (при чем эти качества могут вирироваться, и каждый руководитель в праве выделить свой перечень качеств).
Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе. Одним из важных условий групповой сплоченности и эффективности в работе является психологическая совместимость, которая зависит от параметров.
Для эффективной работы команды необходимо совместно установить ясные и четкие цели и задачи. Цели должны быть амбициозными, своего рода, - вызовом, а критерии их достижения вполне понятными. Цели должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху.
Цели команды должны стать общим фундаментом ее деятельности. Следует помнить, что каждый член команды имеет свои индивидуальные цели и скрытые намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся целям команды, могут быть согласны с ними лишь в большей или меньшей степени. Они могут втайне не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-либо личным причинам.
Поэтому, решающим моментом в постановке целей и основной областью управления командой является предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями.
Для эффективной работы команды важно, чтобы цели были достижимыми, поддавались оценке, понимались и принимались членами команды и руководителям и, в идеале если личные цели членов команды совпадают с командными целями – здесь происходит синергетический эффект - это когда физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов. Синергетический эффект достигается в результате “групповой компенсации индивидуальных неспособностей”.
Мотивация членов команды. На протяжении всей деятельности должно быть методическое отслеживание выполнения поставленных задач. Команда должна регулярно анализировать прогресс к достижению цели, планировать способы и варианты ее достижения, постоянно корректировать порядок действий.
И в этом главная роль принадлежит руководителю команды, который преследуя цель создания, именно, успешной команды должен, в процессе деятельности, уделяет внимание трем основным направлениям:
1 - достижению целей;
2 - развитию навыков людей;
3 - формированию команды.
По первому направлению руководитель должен:
- ясно понимать задачу, довести ее до команды и постоянно напоминать о ней ее членам;
- планировать пути выполнения данной задачи;
- предоставлять необходимые для этого ресурсы
- обеспечивать обратную связь и информацию по продвижению дела;
- оценивать результаты достижений
В рамках второго направления руководитель несет личную ответственность за то, чтобы помочь людям чувствовать, что:
- они получают личное удовлетворение от своей работы;
- они вносят ценный вклад в работу своей команды и организации в целом;
- они находят свою работу привлекательной;
- они обладают некоторой степенью ответственности, которой могут распоряжаться как им удобно;
- их вклад признается
- они имеют личный контроль над теми рабочими вопросами, за которые они отвечают;
- выполняемая ими работа помогает развитию и росту знаний, способностей и зрелости.
Формирование команды процесс долгосрочный. И цель руководителя при формировании команды должна заключаться в создании группы людей, в которой:
- руководство время от времени становится общим делом;
- подотчетность принимает коллективный характер;
- у команды появляется ее собственная определенная цель;
- решение проблем становится образом жизни;
- эффективность команды оценивается коллективно.
Как создатель команды руководитель отвечает:
- за постановку и поддержание целей команды
- за создание и продвижение командных ценностей
- за поддержание “лица” команды;
- за оказание помощи команде, чтобы она всегда была открыта для сотрудничества — приветствовала новых людей и идеи, действовала бы на опережение;
- за эффективное взаимодействие с командой и оказание помощи членам команды в налаживании общения друг с другом;
Создание условий для взаимодействия членов команд. Какова же роль руководителя при создании условий для продуктивного, комфортного и эффективного взаимодействия административной команды?
В процессе организации совместной деятельности он создает условия для проявления интересов всех участников действия; выработки общих целей; создания благоприятного эмоционального климата, равноправного участия каждого в обсуждении; проведения рефлексии совместного действия. Т.е. роль руководителя меняется от этапа к этапу – то она организационная, то посредническая, то поддерживающая.
Работая по формированию команды невозможно сформулировать полный и категорический набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успехов команды на практике довольно сложны.
Однако можно выделить основные элементы эффективной работы команды:
- удовлетворение личных интересов членов команды
- успешное взаимодействие в команде
- решение поставленных перед командой задач
При наличии данных показателей можно говорить, что команда работает эффективно.
Литература.
Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды // 2004. С.216,
Зинкевич-Евстигнеева Т. Эффективная команда. Шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду // Психологический тренинг. 2003. С.128,
Ковалев В. Успешная команда? Легко! // 2009. С.72,
Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами // 2010. С.135,
Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования // 2006. С.120,
Хансейкер Ф. Искусство управления людьми // 2004. С. 352.