Педагогическое мероприятие "Наш дом - планета Земля"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ход педагогического мероприятия

Дети под музыку входят в музыкальный зал, произвольно танцуют, изображая различных представителей леса. После танцевальной импровизации читают стихотворение:

Дети:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.

На центральной стене зала изображение земного шара. Дети подходят к нему.

Воспитатель: Наша Земля - это огромный шар Ученые называют такие шары - планетами. Ты и я живем на Земле. Это наш дом. На земле живет очень много людей. А рядом с нами в этом доме живут: птицы и насекомые, рыбы и звери. Земля - наш общий дом.

Общий: для тебя и черепашки, для березы и крокодила, для красивых цветов и кита.

Всем хватает места в этом общем доме. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен...
Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: О природе. О том, что нас окружает?

Воспитатель: Правильно. О нашей природе. О ней мы и поговорим. А теперь отгадайте загадки, а отгадки вы можете посмотреть на центральной стене.

Дети:

1. Не зеркало, а посмотреться можно.
(Вода.)
2. Много рук, нога одна.
(Дерево.)
3. Меня бьют
Ворочают, режут, -
А я все терплю
И всем добром плачу. На кочке - лес.
(Земля, почва.)
4. Стоят два дуба,
На дубах - бочка,
На бочке - кочка,
(Человек.)
5. Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо и солнце.)
6. Под соснами, под елками,
Лежит мешок с иголками.
(Еж.)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. А что еще вы видите на следующей картинке?

Дети: Солнце ярко светит. Зеленая трава. Птицы летают. Бабочки порхают.

Воспитатель: А теперь еще раз посмотрите на рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все то, что изображено на нем? (задаю наводящие вопросы и подвожу детей к выводу.) Правильно, ребята, на рисунке изображена природа - это то, что нас окружает. Ну, а как растения и животные, включая и нас людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. Все это изучает большая наука, которая называется - ЭКОЛОГИЯ.

Звучит фонограмма (музыка и слова в записи):

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

И указ королевы из мультфильма “Двенадцать месяцев”.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что приказывает королева? Что же нам делать, как помочь девочке найти подснежники в марте, да еще у нас на Севере?

Выслушиваю ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно. Подснежники появляются лишь в апреле. а у нас на улице зима. И конечно же, не может весна придти к нам после осени. Все идет своим чередом. А какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Да, правильно. После осени всегда придет зима, после зимы - весна, после весны - лето, после лета - осень. А иначе и быть не может, ведь все взаимосвязано.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами...

Вот видите. Но у нас на Севере весна приходит на много позднее и поэтому мы еще не видим ее “быстрых шагов”. А что бы весна к нам поторопилась и быстрей расцвели подснежники для нашей девочки, мы поможем ей. Только как? А давайте попробуем сейчас вспомнить все, что мы знаем о зиме. Что бы Зима была довольна нами и тогда, я думаю, она согласится уступить место чародейке Весне править у нас.

Дидактическая игра “Выдели приметы зимы” (сугробы, снегопад, солнце светит редко, но не греет, метель, спячка животных, птицы слетаются к человеческому жилью и т.д.).

Дети работают индивидуально, затем объясняют правильность выполнения.

Воспитатель: Все молодцы, справились. А теперь давайте вспомним вот о чем. Двенадцать месяцев составляют год. В году четыре времени. В каждом времени года по три месяца. Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: Правильно. А давайте сейчас вспомним все, что мы знаем о первом зимнем месяце - о декабре.

Дети: Пословицы и приметы:

- Декабрь - ночь года.

- Декабрь - первый месяц зимы и последний месяц года.

- В декабре солнце светит, да не греет.

- Дни становятся все короче, а ночи длиннее.

- Крепкие морозы сковали льдом буйные реки.

- Земля и лес укутаны пушистым снежным покрывалом.

- Спят, отдыхают животные и растения и они подготовились пережить долгую, суровую зиму.

Стихотворение:

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки
Елку из лесу привез...

Воспитатель: Вот какие у меня детки молодцы! Обо всем рассказали. А знаете ли вы что-нибудь о втором зимнем месяце?

Дети:

Стихотворение:

Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом...

Приметы и пословицы:

- Январь - году начало, зиме середина.

- Январь год начинает.

- Самый холодный месяц года.

- Солнце поднимается низко над землей.

- Лес утопает в снегу.

- Прячутся под белыми сугробами кусты, травы, ягоды.

Воспитатель: Молодцы! А про третий месяц зимы - про февраль, можете мне рассказать?

Дети:

Приметы и пословицы:

- Февраль зиму выдувает.

- У февраля два друга - метель да вьюга.

- Февраль - кривые дороги, т.е. февральские вьюги переметают наезженные за зиму дороги.

- В феврале порой еще лютуют морозы.

- Солнце поднимается все выше и дольше светит.

- День становится длиннее.

- В теплые дни на крышах домов появляются сосульки.

Воспитатель: Вспомнили мы с вами про зимние месяцы, приметы. А теперь давайте загадки и пословицы.

Дети:

- Береги нос в большой мороз.

- Много снега - много хлеба.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Мороз не велик, да стоять не велит.

Загадки:

Какой это мастер
На стекла нанес:
И листья, и травы,
И заросли роз?
(мороз)

На всех садится,
Никого не боится.
(снег)

Растет она вниз головою.
Ни летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(сосулька)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(зимой)

На дворе горой,
А в избе водой.
(снег)

Без рук, без ног,
А рисует.
(мороз)

Воспитатель: Вот какие молодцы! Как много всего вы у меня знаете. А знаете ли вы, как проводят зиму животные?

Дети: Да.

Подвижная игра: “Как-то мы в лесу гуляли”. За ширмой лежит медведь в спячке и мы своей игрой его разбудили.

Медведь: (сердито) Ах вы проказники, не дали мне как следует насладиться зимней спячкой.

Вот я вам сейчас задам! (дети испуганно убегают на свои места.)

Воспитатель: Дети, а давайте мы порадуем медведя. Расскажем все, что мы знаем о нем и о лесных жителях. Хорошо, Потапыч.

Дети: Кто зимой спит, а летом ульи ворошит?

Медведь: Это я!

Звучит запись “Голоса животных”. Дети отгадывают эти голоса и рассказывают об этих животных,как они проводят зиму (ложатся в спячку, меняют окрас и т.д.) Если дети затрудняются по голосу определить, то подсказка - загадка (белка, медведь, заяц, голоса птиц.)

Медведь: (довольный) Все то вы знаете обо мне и о моих собратьях. Весна идет! Пора всем просыпаться. Пойду-ка я погляжу, как дела обстоят в лесу? Ну, а вы погуляйте еще здесь.

Воспитатель: Ребята, скажите мне каких птиц вы знаете и как они проводят зиму?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются.

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока, ворона, синица, снегирь, воробей...

Воспитатель:

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом - тут как тут!
(снегирь)

Вещунья белобока,
А зовут ее ...(сорока).

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник,
(дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(воробей)

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, как можно зимой помочь птицам?

Дети: Приготовить корм, сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель: А если бы люди понимали птичий язык, то мы услышали бы вот такой разговор.

Дети инсценируют отрывок из стихотворения Б.Брехта “Зимний разговор через форточку”.

1-й ребенок: (в костюме воробья)

- Я - маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите…
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода прогнал.
Пожалуйста, помогите!

Дети: (хором)

- Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда!
Благодарим за работу!

2-й ребенок: (в костюме дятла)

- Я - дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети, спасите...
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
Пожалуйста, помогите!

Дети: (хором)

- Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда!
Благодарим за работу!

Воспитатель: Загадка:

В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей?
Что это?

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Правильно. ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо обязательно подкармливать. А сейчас мы поиграем в игру “Птички на кормушках” и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили? Проводится дидактическая игра “Птички на кормушках”.

Воспитатель: В понедельник мы положили в кормушки: крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки хлеба и семечки подсолнуха склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Дети: Воробей (ребенок берет картинку воробья и выставляет ее на кормушке).

Воспитатель: Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало и семечки склевали. Кто это?

Дети: Синичка (ребенок выбирает картинку синички и ставит на кормушку).

Воспитатель: В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. А это кто?

Дети: Снегирь (ребенок берет картинку снегиря и выставляет ее на кормушке).

Воспитатель: В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто и бывают: черные, белые, серые, с синим отливом. Птицы съели крошки хлеба и семечки подсолнуха. Кто же это?

Дети: Голубь (ребенок берет картинку голубя и выставляет ее на кормушке).

Воспитатель: А в пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто?

Загадки:

Я весь день ловлю жуков, уплетаю червяков.
В тёплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…
(воробей).

Непоседа, невеличка, с жёлтым животом та птичка.
Любит сало и пшеницу. Кто узнал её?
(синица).

От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь –
Рад красавец красногрудый житель севера - …
(снегирь).

Дети: Воробей, синица, снегирь ( дети выставляют картинки на кормушку).

Воспитатель: Какие вы сегодня у меня молодцы! Так много всего знаете о зиме и обо всем рассказали. Я думаю, что Зима осталась довольна вами и с радостью уступит дорогу Весне. Так, что не за горами и время появления подснежников. И нашей девочке недолго осталось ждать.

Стихотворение:

Птичьи стаи пролетают,
Возвращаются домой,
И сосульки горько плачут,
С крыши спрыгнув головой.
Вся природа оживает,
Все мы радостью полны.
Каждый год вот так бывает,
С наступлением весны!

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. А вы хотите стать друзьями и защитниками природы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте дадим клятву.

Дети: (клятва)

Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей,
Все, что зовется Родиной твоей!

Воспитатель: А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, бабочкам. Так, давайте все вместе улыбнемся и споем песню “Улыбка”.

Дети исполняют песню “Улыбка” на музыку В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

Презентация.