Ход педагогического мероприятия
Дети под музыку входят в музыкальный зал, произвольно танцуют, изображая различных представителей леса. После танцевальной импровизации читают стихотворение:
Дети:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
На центральной стене зала изображение земного шара. Дети подходят к нему.
Воспитатель: Наша Земля - это огромный шар Ученые называют такие шары - планетами. Ты и я живем на Земле. Это наш дом. На земле живет очень много людей. А рядом с нами в этом доме живут: птицы и насекомые, рыбы и звери. Земля - наш общий дом.
Общий: для тебя и черепашки, для березы и крокодила, для красивых цветов и кита.
Всем хватает места в этом общем доме. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен...
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: О природе. О том, что нас окружает?
Воспитатель: Правильно. О нашей природе. О ней мы и поговорим. А теперь отгадайте загадки, а отгадки вы можете посмотреть на центральной стене.
Дети:
1. Не зеркало, а посмотреться можно. (Вода.) |
2. Много рук, нога одна. (Дерево.) |
3. Меня бьют Ворочают, режут, - А я все терплю И всем добром плачу. На кочке - лес. (Земля, почва.) |
4. Стоят два дуба, На дубах - бочка, На бочке - кочка, (Человек.) |
5. Голубой платок, Красный колобок, По платку катается, Людям улыбается. (Небо и солнце.) |
6. Под соснами, под елками, Лежит мешок с иголками. (Еж.) |
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. А что еще вы видите на следующей картинке?
Дети: Солнце ярко светит. Зеленая трава. Птицы летают. Бабочки порхают.
Воспитатель: А теперь еще раз посмотрите на рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все то, что изображено на нем? (задаю наводящие вопросы и подвожу детей к выводу.) Правильно, ребята, на рисунке изображена природа - это то, что нас окружает. Ну, а как растения и животные, включая и нас людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. Все это изучает большая наука, которая называется - ЭКОЛОГИЯ.
Звучит фонограмма (музыка и слова в записи):
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
И указ королевы из мультфильма “Двенадцать месяцев”.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, что приказывает королева? Что же нам делать, как помочь девочке найти подснежники в марте, да еще у нас на Севере?
Выслушиваю ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно. Подснежники появляются лишь в апреле. а у нас на улице зима. И конечно же, не может весна придти к нам после осени. Все идет своим чередом. А какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Да, правильно. После осени всегда придет зима, после зимы - весна, после весны - лето, после лета - осень. А иначе и быть не может, ведь все взаимосвязано.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами...
Вот видите. Но у нас на Севере весна приходит на много позднее и поэтому мы еще не видим ее “быстрых шагов”. А что бы весна к нам поторопилась и быстрей расцвели подснежники для нашей девочки, мы поможем ей. Только как? А давайте попробуем сейчас вспомнить все, что мы знаем о зиме. Что бы Зима была довольна нами и тогда, я думаю, она согласится уступить место чародейке Весне править у нас.
Дидактическая игра “Выдели приметы зимы” (сугробы, снегопад, солнце светит редко, но не греет, метель, спячка животных, птицы слетаются к человеческому жилью и т.д.).
Дети работают индивидуально, затем объясняют правильность выполнения.
Воспитатель: Все молодцы, справились. А теперь давайте вспомним вот о чем. Двенадцать месяцев составляют год. В году четыре времени. В каждом времени года по три месяца. Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Правильно. А давайте сейчас вспомним все, что мы знаем о первом зимнем месяце - о декабре.
Дети: Пословицы и приметы:
- Декабрь - ночь года.
- Декабрь - первый месяц зимы и последний месяц года.
- В декабре солнце светит, да не греет.
- Дни становятся все короче, а ночи длиннее.
- Крепкие морозы сковали льдом буйные реки.
- Земля и лес укутаны пушистым снежным покрывалом.
- Спят, отдыхают животные и растения и они подготовились пережить долгую, суровую зиму.
Стихотворение:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки
Елку из лесу привез...
Воспитатель: Вот какие у меня детки молодцы! Обо всем рассказали. А знаете ли вы что-нибудь о втором зимнем месяце?
Дети:
Стихотворение:
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом...
Приметы и пословицы:
- Январь - году начало, зиме середина.
- Январь год начинает.
- Самый холодный месяц года.
- Солнце поднимается низко над землей.
- Лес утопает в снегу.
- Прячутся под белыми сугробами кусты, травы, ягоды.
Воспитатель: Молодцы! А про третий месяц зимы - про февраль, можете мне рассказать?
Дети:
Приметы и пословицы:
- Февраль зиму выдувает.
- У февраля два друга - метель да вьюга.
- Февраль - кривые дороги, т.е. февральские вьюги переметают наезженные за зиму дороги.
- В феврале порой еще лютуют морозы.
- Солнце поднимается все выше и дольше светит.
- День становится длиннее.
- В теплые дни на крышах домов появляются сосульки.
Воспитатель: Вспомнили мы с вами про зимние месяцы, приметы. А теперь давайте загадки и пословицы.
Дети:
- Береги нос в большой мороз.
- Много снега - много хлеба.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
Загадки:
Какой это мастер
На стекла нанес:
И листья, и травы,
И заросли роз?
(мороз)На всех садится,
Никого не боится.
(снег)Растет она вниз головою.
Ни летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(сосулька)Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(зимой)На дворе горой,
А в избе водой.
(снег)Без рук, без ног,
А рисует.
(мороз)
Воспитатель: Вот какие молодцы! Как много всего вы у меня знаете. А знаете ли вы, как проводят зиму животные?
Дети: Да.
Подвижная игра: “Как-то мы в лесу гуляли”. За ширмой лежит медведь в спячке и мы своей игрой его разбудили.
Медведь: (сердито) Ах вы проказники, не дали мне как следует насладиться зимней спячкой.
Вот я вам сейчас задам! (дети испуганно убегают на свои места.)
Воспитатель: Дети, а давайте мы порадуем медведя. Расскажем все, что мы знаем о нем и о лесных жителях. Хорошо, Потапыч.
Дети: Кто зимой спит, а летом ульи ворошит?
Медведь: Это я!
Звучит запись “Голоса животных”. Дети отгадывают эти голоса и рассказывают об этих животных,как они проводят зиму (ложатся в спячку, меняют окрас и т.д.) Если дети затрудняются по голосу определить, то подсказка - загадка (белка, медведь, заяц, голоса птиц.)
Медведь: (довольный) Все то вы знаете обо мне и о моих собратьях. Весна идет! Пора всем просыпаться. Пойду-ка я погляжу, как дела обстоят в лесу? Ну, а вы погуляйте еще здесь.
Воспитатель: Ребята, скажите мне каких птиц вы знаете и как они проводят зиму?
Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются.
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, синица, снегирь, воробей...
Воспитатель:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом - тут как тут!
(снегирь)Вещунья белобока,
А зовут ее ...(сорока).Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник,
(дятел)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(воробей)
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, как можно зимой помочь птицам?
Дети: Приготовить корм, сделать кормушки, подкармливать птиц.
Воспитатель: А если бы люди понимали птичий язык, то мы услышали бы вот такой разговор.
Дети инсценируют отрывок из стихотворения Б.Брехта “Зимний разговор через форточку”.
1-й ребенок: (в костюме воробья)
- Я - маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите…
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода прогнал.
Пожалуйста, помогите!
Дети: (хором)
- Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда!
Благодарим за работу!
2-й ребенок: (в костюме дятла)
- Я - дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети, спасите...
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
Пожалуйста, помогите!
Дети: (хором)
- Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда!
Благодарим за работу!
Воспитатель: Загадка:
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей?
Что это?
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Правильно. ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо обязательно подкармливать. А сейчас мы поиграем в игру “Птички на кормушках” и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили? Проводится дидактическая игра “Птички на кормушках”.
Воспитатель: В понедельник мы положили в кормушки: крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки хлеба и семечки подсолнуха склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Дети: Воробей (ребенок берет картинку воробья и выставляет ее на кормушке).
Воспитатель: Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало и семечки склевали. Кто это?
Дети: Синичка (ребенок выбирает картинку синички и ставит на кормушку).
Воспитатель: В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. А это кто?
Дети: Снегирь (ребенок берет картинку снегиря и выставляет ее на кормушке).
Воспитатель: В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто и бывают: черные, белые, серые, с синим отливом. Птицы съели крошки хлеба и семечки подсолнуха. Кто же это?
Дети: Голубь (ребенок берет картинку голубя и выставляет ее на кормушке).
Воспитатель: А в пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто?
Загадки:
Я весь день ловлю жуков, уплетаю червяков.
В тёплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…
(воробей).
Непоседа, невеличка, с жёлтым животом та птичка.
Любит сало и пшеницу. Кто узнал её?
(синица).
От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь –
Рад красавец красногрудый житель севера - …
(снегирь).
Дети: Воробей, синица, снегирь ( дети выставляют картинки на кормушку).
Воспитатель: Какие вы сегодня у меня молодцы! Так много всего знаете о зиме и обо всем рассказали. Я думаю, что Зима осталась довольна вами и с радостью уступит дорогу Весне. Так, что не за горами и время появления подснежников. И нашей девочке недолго осталось ждать.
Стихотворение:
Птичьи стаи пролетают,
Возвращаются домой,
И сосульки горько плачут,
С крыши спрыгнув головой.
Вся природа оживает,
Все мы радостью полны.
Каждый год вот так бывает,
С наступлением весны!
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите. А вы хотите стать друзьями и защитниками природы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте дадим клятву.
Дети: (клятва)
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей,
Все, что зовется Родиной твоей!
Воспитатель: А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, бабочкам. Так, давайте все вместе улыбнемся и споем песню “Улыбка”.
Дети исполняют песню “Улыбка” на музыку В.Шаинского, слова М.Пляцковского.