Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.
В системе художественной педагогики основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Учитель должен донести до учащихся представление о том, что искусство- это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.
Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспектов: познавательного, связанного с решением объёма знаний, развивающего – с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного – с формированием отношений. Цель достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается.
Задачи ставятся и решаются в каждом моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке. Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.
В практику вошли разнообразные типы уроков:
1) Урок восхождение –это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств. Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению. Урок-образ отличается от традиционного урока тем, что он проектируется, строится на основе художественных методов познания, эмоционально-образного мышления, а не только на законах рациональной логики.
2) Вернисаж проводится в заключение темы на обобщающих уроках четверти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ, тематическая выставка, отчёт или подборка работ одного ученика. Вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на их профессиональных выставках, в музеях, формирует оценочные суждения учащихся.
3) Защита проекта - 11 класс, готовится задолго до конца учебного года. Выпускники выполняют практическую часть проекта: несколько композиций по теме в любом материале. Теоретическая часть- пояснительная записка включает исследовательскую часть и подробное описание каждого этапа работы с выводами и эскизами. Защита включает презентацию ученика, его выступление, демонстрацию эскизов и работ, ответы на вопросы оценочной комиссии. Это очень торжественный в жизни учеников день с приглашением гостей.
4) Урок-экскурсия, урок неспешного изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Часто такой возможности нет, но можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Во время экскурсии дети делают зарисовки, наброски (чёрный, цветной карандаш, уголь, фломастеры). Уроки “Древняя Эллада”, “Жанры и виды изобразительного искусства”.
5) Проблемный урок в педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение(обычно самим педагогом) для обсуждения двух или нескольких разных, в том числе и противоположных точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее “верную”. Ученикам задаются задачи по искусству, которые предстоит решить. В ходе обсуждения возможных вариантов они должны предложить свой ответ.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. Фильмы : “История искусств”, “Как искусство сотворило мир”,“Эрмитаж”, , “Архитектура 20 века. Подмосковные города”, “Лувр. Древний мир. Античность. Новое время” и др.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В соответствии с Законом РК “Об образовании и требованиями к системе образования”, возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:
- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
- проведение урока с мультимедиа выступлением;
- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся;
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
- Фильм – презентация –используется в беседах об искусстве. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Фильмы- презентации могут выполнять сами ученики в качестве домашнего задания. Чтобы выполнить задание им приходится изучать больше учебного материала, чем они бы это сделали на уроке. Желательно темы подбирать для таких заданий узкие. (история какого-либо памятника культуры, его внешний вид, интерьер, значение в искусстве или сравнение двух художественных произведений одной эпохи и т.п.)
- Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования и контроля знаний.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития.
Результатами обучения является приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально- ценностных отношений (т.е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально – нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах). Общая функция современного урока- целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. С детства духовная культура формирует личность каждого человека независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества. Использование новых технологий позволит детям глубже изучить предмет и самим сделать свой вклад в современное искусство.
Приложение 1.
Об искусстве (для размышления)
- Все жанры искусства хороши, кроме скучных. Ф. Вольтер
- Дарование в человеке есть бриллиант. Отыскав его, надобно тотчас очистить и показать его блеск. А. Суворов
- Техника в соединении с пошлостью — это самый страшный враг искусства. Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды. И. Гете
- Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. В. Моцарт
- Прекрасное — это символ морального добра. И. Кант
- Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Первое — легко, второе — трудно... Леонардо да Винчи
- Художники пишут глазами любви, и только глазами любви следует судить их. Г.Лессинг
- Дилетант относится к искусству, как халтурщик к ремеслу. И. Гете
- У искусства есть враг: имя ему — невежество. Б. Джонсон
- Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его. Д. Дидро
- Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство. Ж. Лабрюйер
- Искусство стремится непременно к добру...Н. Гоголь
- Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно.
Ф. Достоевский
Приложение 2.
Вопросы для анализа произведения искусства
Эмоциональный уровень:
- Какое впечатление производит произведение?
- Какое настроение пытается передать автор?
- Какие ощущения может испытывать зритель?
- Каков характер произведения?
- Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?
Предметный уровень:
- Что (или кто) изображено на картине?
- Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
- Кого вы видите в скульптуре?
- Выделите главное из того, что вы увидели.
- Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
- Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
- Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
- Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
- Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?
Сюжетный уровень:
- Попробуйте пересказать сюжет картины.
- Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
- Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?
Символический уровень:
- Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
- Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
- Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
- Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?
Задачи по истории искусств.
1. В 16 веке было известно изречение: “Художнику создавать просто, критиковать его работу трудно”. В 19 веке оно превратилось в совершенно противоположный по смыслу лозунг: “Художнику создавать трудно, критиковать его работу легко”. Как это характеризует отношение к художнику и критику, к искусству и его анализу?
2. “Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью”. Прокомментируйте данное высказывание Поля Валери.
3. Обоснуйте или опровергните утверждение о том, что в эпоху Возрождения по одежде можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.
4. На всех этапах существования готики появлялись уникальные архитектурные памятники. Отсюда бытовавшее тогда изречение: “Кто хочет построить шедевр, тот должен взять от Шартрского-башни, от Парижского фасад, от Амьенского - продольный корабль (нефы), от Реймского- скульптуру”. Прокомментируйте это изречение.
5. Прокомментируйте утверждение, что “17 столетие, переломное между Средневековьем и Новым временем, было последним веком древнерусского искусства”.
Рекомендации для учащихся по созданию презентации, виртуальной экскурсии
Этапы работы.
1. Выберите и запишите тему, составьте план виртуальной экскурсии. Кратко перечислите объекты, которые будут рассмотрены в ходе виртуальной экскурсии
2. Проведите отбор экспонатов.
- Продумайте их последовательность и расположение в соответствии с общим замыслом и темой.
- Составьте краткие аннотации к экспонатам.
- Подготовьте небольшой рассказ о наиболее интересных экспонатах.
3. С помощью отобранных исторических и культурологических фактов создайте презентацию экскурсии
4. Оформите список использованной литературы (указывается в алфавитном порядке). При использовании материалов из Интернета обязательна ссылка на сайт, откуда был взят материал.
Пример оформления библиографии:
- Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
- Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
- https://ru.wikipedia.org/wiki Бодлер Шарль