В современном обществе востребована творческая люди, способные к активному познанию окружающего мира, проявляющие самостоятельность и исследовательскую активность. Уже в дошкольном возрасте нужно начать формирование личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: “ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка”. Это означает, что организация познавательной деятельности дошкольников с использованием проектной деятельности необходима и очень актуальна. Вот почему нужно активно внедрять проектно-исследовательскую деятельность в практику работы с детьми дошкольного возраста.
Цель, тему и продукт проектной деятельности в детском саду объявляет воспитатель и составляет план.Педагогу необходимо помочь детям принять задачу, мотивировать на ее выполнение, сделать цель личностно значимой для каждого ребенка. Необходимо сделать так, чтобы ребенок включился в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.
Мне представляется немаловажным подключение родителей к осуществлению проектной деятельности. Родители совместно со своими детьми обсуждают темы проекта, ищут интересный теоретический материал, возможно, предлагают свои, на их взгляд, интересные темы для исследования.
Совместная работа в проекте педагогов, детей и родителей позволит наладить взаимодействие детского сада и семьи по вопросам воспитания детей, выработки совместных действий и требований к ребенку.
А сейчас от вопросов теории мне бы хотелось перейти непосредственно к практике. Я расскажу о том, как лично я работала над своим педагогическим проектом, как планировала его и осуществляла.
Новый учебный год мы начинали с группой, состоящей из 16 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Прежде всего мне было необходимо оценить ситуацию в группе: проанализировать физические, психологически, чего хотят дети, к чему стремятся, какие вопросы их интересуют и насколько они подготовлены к восприятию новой информации. Однако, для этого одних моих усилий было мало. Осуществить подобное возможно лишь при тесном сотрудничестве с психологом, медиком и логопедом.
После того, как обстановка в группе была оценена, необходимо определить проблемы и противоречия в своей педагогической деятельности. К тому же, мне пришлось произвести ревизию собственных знаний и умений в данной области – так сказать, самоопределелиться. Мне пришлось изучить достаточный объем методической литературы, содержащей теоретические и практические рекомендации. На основе этого было подготовлено обоснование проектной деятельности (таблица 1).
Только после этого мне удалось четко и грамотно сформулировать цель своей деятельности и поставить задачи педагогической работы. Нужно четко уяснить для себя какие задачи я буду решать через какие виды деятельности. А отсюда уже вытекают и средства достижения поставленной цели, и критерии результативности работы. К примеру, развивать умение добывать информацию по интересующей ребенка теме я буду через создание так называемого информационного голода, т.е. дать ребенку минимум информации по данной теме, которой будет явно недостаточно для решения поставленной задачи. Или соблюдение техники безопасности во время экспериментов разовьют у ребенка самоконтроль и усидчивость.
На основе вышеизложенного мною был составлен план собственной деятельности, в результате которой будут решаться поставленные педагогические задачи. Вся эта работа представлена мною в таблице 2.
После этого мною был разработан календарно-тематический план экспериментальной деятельности с детьми (таблица 3).
Ожидаемые результаты
- Создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
- Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.
- Повышение уровня компетентности родителей.
- Воспитать творческую, самостоятельную личность.
- Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Работа с родителями
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр.), без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, могли выстроить партнерские отношения с детьми, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. В связи с этим, во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. Одной из форм такого сотрудничества и повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей является проектная деятельность.
Я стараюсь держать родителей в курсе жизни детей в дошкольном учреждении. На установочном родительском собрании я познакомила мам и пап с планом исследовательской деятельности группы на предстоящий учебный год, рассказала о значении данной деятельности для детей и попросила принять посильное участие в реализации проекта. Многие родители с удовольствием откликнулись на мою просьбу, а некоторые даже подсказали интересные темы для детских исследований.
Чтоб лучше контролировать родительскую заинтересованность в проекте и ее динамику, мною была разработана анкета. С анкетой и результатами анкетирования вы можете ознакомиться в приложении 4.
В анкетировании приняли участие 14 человек.
Критерий “включенность” родителей в проектный процесс отражает количественные показатели заинтересованности в проектных мероприятия.
Оценка заинтересованности родителей в проекте – высокая,срядняя, низкая.
Далее были выделены качественные показатели: инициативность родителей в совместной проектной деятельности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
Родители-лидеры, которые активно и с удовольствием участвуют во всех мероприятиях проектной деятельности.
Родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители-наблюдатели заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
Хочется отметить, что заинтересованность родителей в исследовательской деятельности своих детей не только принесла ощутимую помощь мне как педагогу, но и резко повысила родительскую значимость в жизни моих воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же - ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково- исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лаборатории .
В нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Мы стараемся, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.