Программа интегрированного курса ОБЖ-психология "Психологическая безопасность" для кадетов 9-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


I. Организационно-методический раздел.

Пояснительная записка.

Техногенные и экологические катастрофы, военные конфликты и терроризм, преступность делают жизнь человека сложной и опасной. Жизненные трудности, экстремальные ситуации, конфликты в семье, личные трагедии – приводят человека к тяжелым переживаниям, личностным кризисам, иногда к саморазрушению.

Возникло понимание психологической безопасности, как состояния защищенности личности от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. В настоящее время вопросы психологической безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед психологами, стала разработка методов и способов преодоления негативных последствий на психику ребенка или подростка.

Ключевая роль формированию уровня культуры безопасности принадлежит предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”. Логическим включением в курс будет являться работа педагога-психолога, которая включает в себя беседы, тренинги и мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков сохранения своего психологического здоровья.

Формы организации — интегрированный или комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; тренинги, беседы.

Цель курса: всестороннее ознакомление кадетов с понятием психологической безопасности, источниками психологических угроз, способами противодействия психологическим влияниям, путями выработки психологической устойчивости в различных критических обстоятельствах, способам снятия эмоциональной напряженности.

Задачи курса:

  • дать понятие психологической безопасности;
  • научить определять потенциальные источники психологической угрозы;
  • рассмотреть различные виды психологических угроз;
  • научить способам повышения психологической устойчивости;
  • обучить приемам саморегуляции и самообладанем в критических и экстремальных ситуациях.
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
  • Кадеты в процессе изучения интегрированного курса “Психологическая безопасность” должны:
  • усвоить основные понятия психологической безопасности;
  • овладеть методами и приемами саморегуляции и самопомощи.
  • уметь использовать полученные знания на практике.

II. Содержание дисциплины. Темы и их содержание.

Тема 1. Понятие психологической безопасности. Проблема психологической безопасности в современном мире. Психологическая безопасность и среда. Качества личности, обеспечивающие психологическую защищенность. Психологические феномены как потенциальный источник психологической опасности. Эмоционально-волевая устойчивость, как один из показателей психологической подготовленности человека к экстремальным ситуациям.

Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Основные пути выработки психологической устойчивости:

  • наработка стереотипов поведения в сложных условиях;
  • умение реально оценивать степень риска при неожиданном возникновении опасности;
  • способность противостоять психологическому воздействию со стороны окружающей среды;
  • умение вести психологическое взаимодействие с лицами, оказавшимися в критической ситуации;
  • умение контролировать нестандартные психологические ситуации.

Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. Способы снятия эмоционального перенапряжения, преодоление чувства страха и неуверенности. Понятие психологического стресса. Борьба со стрессом. Релаксация. Самовнушение.

Тема 4. Психология поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях. Особенности психики людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф.

Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию по М.М. Решетникову; “Стадия витальных реакций”, “Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации”, “Стадия психофизиологической демобилизации”, “Стадия разрешения”, “Стадия восстановления” психофизиологического состояния”.

Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Первая помощь при психологических травмах и других критических психологических состояниях. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями и поведением.

Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние.

Тема 8. Практическое занятие.

Тема 9. Практическое занятие.

Рабочая программа курса.

Наименование тем Кол-во часов
  Тема 1. Понятие психологической безопасности. 1
  Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 1
  Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 4. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию. 1
  Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями. 1
  Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние. 1
  Тема 8. Тренинг выработки психологической устойчивости. 1
  Тема 9. Тренинг саморегуляции и самообладания. 1
  Всего 9

Литература

  1. Баева, И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И.А. Баева. – М., 2008. – 192 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984
  3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996.       
  4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., “Зеркало”. 1994. 251с.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., “Политиздат”. 1987, 286 с.
  6. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996
  8. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 12-18.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2001. – 478 с.
  10. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) /Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: ООО “Книжный Дом”, 2006. С.101-103
  11. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. – СПб., 2007. – 288 с.
  12. Решетников М.М. и др. Психологические аспекты состояния поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия. Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. № 4.
  13. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: “Наука”, 1988, 176 с.
  14. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр “Академия” 1997 – 96 с.
  15. Шнайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М.: “Прогресс-универс”, 1993. 273 с.