Использование информационно-коммуникационных технологий в декоративно-прикладном искусстве. Вышивка крестом

Разделы: Технология


Цели:

  • освоение технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно значимого продукта труда (картины);
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска информации и создания картины; безопасными приемами труда;
  • развитие профессиональных интересов (вышивальщицы), интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Межпредметные связи: информатика, математика, обществоведение, изобразительное искусство.

Материально-техническое оснащение: компьютер,

Ход урока

1. Организационная часть: контроль присутствия учащихся перекличкой, проверка готовности рабочих мест и учащихся визуально.

2. Вопрос для проверки усвоения знаний предыдущих занятий. Какие простейшие ручные швы вам уже известны? Используем словесный метод.

3. Изложение нового материала.

3.1. Рассказ.

Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения. Вышивкой украшали предметы быта, праздничную и повседневную одежду, головные уборы, которые отличались высоким художественным мастерством.

Для вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Геометрическими фигурами обозначают источники света - солнце и луну, линей - воду, дождь, горы - треугольниками.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности. В ней преобладают ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, мотивы дерева или цветущего куста. Расположение узора и приемы вышивки органически связаны с формой одежды. Белорусы используют на белом фоне красные, голубые, черные цвета. Украинцы любят вышивать птиц и животных. Вышивка цветным бисером характерна для народа Грузии и народа Татарии. В вышивании прекрасно соединяется традиционное и современное творческое начало.

3.2 Демонстрация.

Учитель показывает коллекцию работ учащихся школы – презентация 1.

3.3. Учитель – “Основные указания” – рассказ, презентация 2:

Каждый крестик состоит из двух стежков: нижнего, основного стежка и покрывающего его верхнего стежка. Стежки выполняются слева снизу направо вверх, а покрывающие – справа снизу налево вверх. В результате получится равномерная вышивка.

- Материал. При выборе ткани надо учитывать назначение работы, качество используемых ниток и технику вышивания. Самая удобная и часто используемая ткань – канва. Можно вышивать на льняной или хлопчатобумажной однотонной ткани (при этом канва пришивается на ткань, а после вышивки удаляется).

- Нитки. Нить не должна быть длиной. При работе с хлопчатобумажной нитью - мулине, пользуются нитью в 2-3-4 сложения, при работе с шерстяной нитью – пользуются нитью в 1-2 сложения. Перед началом работы ткань необходимо обметать.

- Игла. Отличается удлиненным ушком и тупым носиком.

- Ножницы. Ножницы должны быть хорошего качества, маленькие, с округлыми концами. Лезвия ножниц должны хорошо смыкаться и легко двигаться.

- Счётная схема служит для работ, выполняемых крестом. Каждый цвет обозначается определённым символом. Каждые 2 стежка, образующие крест, обозначаются определённым цветом. Отдельные клеточки или маленькие участки поверхности, которые не отмечены знаком цвета, остаются не вышитыми, образуя фон вышивки из ткани.

- Размещение рисунка. Производим расчет количества клеток на канве и на рисунке. Вышивать начинаем с нижнего левого угла согласно расчету. Работу выполняем последовательно снизу- вверх меняя цвета ниток согласно схеме вышивки.

- Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.

3.4 Объяснение приёмов работы – компьютерная презентация “Выполнение стежков”, раздаточный материал:

4. Практическая работа:

4.1 Учащиеся просматривают компьютерную презентацию 3 “Коллекция работ” подготовленную учителем, используют интернет – ресурс по вышивке крестом, выбирают рисунок будущей работы, распечатывают его и начинают вышивать.

4.2 Текущий инструктаж – целевые обходы:

- Первый обход. Проверить организацию рабочего места, начало работы по вышивке крестом, соблюдение безопасных приёмов труда.

- Второй обход. Проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности операций.

- Третий обход. Провести приём уже выполненных работ. Провести дополнительный инструктаж в случае затруднений при выполнении задания (индивидуально).

5. Подведение итогов:

5.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

5.2. Анализ и оценка каждой работы (самооценка, оценка преподавателем):

- Аккуратность и ровность стежков.

- Чистота стежков с лицевой и изнаночной сторон.

5.3 Ответы на вопросы учащихся.

6. Решение кроссворда. Применяем парную форму обучения.

Кроссворд – приложение 8 (компьютерный вариант).

Кроссворд – приложение 9 (бумажный вариант).

Ответы к кроссворду – приложение 10.

7. Домашнее задание: продолжить работу - вышивка крестом.

8. Уборка рабочих мест.