Цели:
- освоение технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно значимого продукта труда (картины);
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска информации и создания картины; безопасными приемами труда;
- развитие профессиональных интересов (вышивальщицы), интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Межпредметные связи: информатика, математика, обществоведение, изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение: компьютер,
- коллекция работ учащихся школы – презентация 1,
- коллекция работ – презентация 3
- выполнение стежков презентация 2,
- раздаточный материал (карточки 1 по 7 соответственно приложение с 1 по 7) выполнения стежков,
- игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва,
- кроссворд (компьютерный вариант) - приложение 8
- кроссворд (бумажный носитель) – приложение 9,
- ответы к кроссворду – приложение 10.
Ход урока
1. Организационная часть: контроль присутствия учащихся перекличкой, проверка готовности рабочих мест и учащихся визуально.
2. Вопрос для проверки усвоения знаний предыдущих занятий. Какие простейшие ручные швы вам уже известны? Используем словесный метод.
3. Изложение нового материала.
3.1. Рассказ.
Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения. Вышивкой украшали предметы быта, праздничную и повседневную одежду, головные уборы, которые отличались высоким художественным мастерством.
Для вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Геометрическими фигурами обозначают источники света - солнце и луну, линей - воду, дождь, горы - треугольниками.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности. В ней преобладают ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, мотивы дерева или цветущего куста. Расположение узора и приемы вышивки органически связаны с формой одежды. Белорусы используют на белом фоне красные, голубые, черные цвета. Украинцы любят вышивать птиц и животных. Вышивка цветным бисером характерна для народа Грузии и народа Татарии. В вышивании прекрасно соединяется традиционное и современное творческое начало.
3.2 Демонстрация.
Учитель показывает коллекцию работ учащихся школы – презентация 1.
3.3. Учитель – “Основные указания” – рассказ, презентация 2:
Каждый крестик состоит из двух стежков: нижнего, основного стежка и покрывающего его верхнего стежка. Стежки выполняются слева снизу направо вверх, а покрывающие – справа снизу налево вверх. В результате получится равномерная вышивка.
- Материал. При выборе ткани надо учитывать назначение работы, качество используемых ниток и технику вышивания. Самая удобная и часто используемая ткань – канва. Можно вышивать на льняной или хлопчатобумажной однотонной ткани (при этом канва пришивается на ткань, а после вышивки удаляется).
- Нитки. Нить не должна быть длиной. При работе с хлопчатобумажной нитью - мулине, пользуются нитью в 2-3-4 сложения, при работе с шерстяной нитью – пользуются нитью в 1-2 сложения. Перед началом работы ткань необходимо обметать.
- Игла. Отличается удлиненным ушком и тупым носиком.
- Ножницы. Ножницы должны быть хорошего качества, маленькие, с округлыми концами. Лезвия ножниц должны хорошо смыкаться и легко двигаться.
- Счётная схема служит для работ, выполняемых крестом. Каждый цвет обозначается определённым символом. Каждые 2 стежка, образующие крест, обозначаются определённым цветом. Отдельные клеточки или маленькие участки поверхности, которые не отмечены знаком цвета, остаются не вышитыми, образуя фон вышивки из ткани.
- Размещение рисунка. Производим расчет количества клеток на канве и на рисунке. Вышивать начинаем с нижнего левого угла согласно расчету. Работу выполняем последовательно снизу- вверх меняя цвета ниток согласно схеме вышивки.
- Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.
3.4 Объяснение приёмов работы – компьютерная презентация “Выполнение стежков”, раздаточный материал:
- карточка 1 - приложение 1,
- карточка 2 - приложение 2,
- карточка 3 - приложение 3,
- карточка 4 - приложение 4,
- карточка 5 - приложение 5,
- карточка 6 - приложение 6,
- карточка 7 - приложение 7.
4. Практическая работа:
4.1 Учащиеся просматривают компьютерную презентацию 3 “Коллекция работ” подготовленную учителем, используют интернет – ресурс по вышивке крестом, выбирают рисунок будущей работы, распечатывают его и начинают вышивать.
4.2 Текущий инструктаж – целевые обходы:
- Первый обход. Проверить организацию рабочего места, начало работы по вышивке крестом, соблюдение безопасных приёмов труда.
- Второй обход. Проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности операций.
- Третий обход. Провести приём уже выполненных работ. Провести дополнительный инструктаж в случае затруднений при выполнении задания (индивидуально).
5. Подведение итогов:
5.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
5.2. Анализ и оценка каждой работы (самооценка, оценка преподавателем):
- Аккуратность и ровность стежков.
- Чистота стежков с лицевой и изнаночной сторон.
5.3 Ответы на вопросы учащихся.
6. Решение кроссворда. Применяем парную форму обучения.
Кроссворд – приложение 8 (компьютерный вариант).
Кроссворд – приложение 9 (бумажный вариант).
Ответы к кроссворду – приложение 10.
7. Домашнее задание: продолжить работу - вышивка крестом.
8. Уборка рабочих мест.