Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

Разделы: Биология


Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ООО, определяет:

  • Что ученик должен делать на уроке, чтобы усвоить необходимые предметные знания и умения?
  • Какими способами деятельности с учебным материалом он должен овладеть?
  • Какие освоенные учеником универсальные учебные действия помогают познать новый материал?
  • Как предметный учебный материал связан с материалом по другим предметам?
  • Какие межпредметные понятия осваивает ученик?

В современной российской школе перед учащимися поставлена задача овладеть не только суммой знаний по основам наук, но и освоить такие действия, которые позволят самостоятельно получать знания и ориентироваться во все возрастающем потоке информации. Достичь этого можно с помощью получения метапредметных результатов, которые создаются путем формирования УУД.

Игровые технологии позволяют сформировать регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД. В зависимости от игры или ее места в уроке можно для определения формируемых УУД воспользоваться конструктором на сайте сетевого сообщества “ФГОС СПБ”

“Мы все любим играть “Что наша жизнь - игра”, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики.

В игре учащийся может выполнять несколько социальных ролей, что создает условия для формирования личностных и коммуникативных УУД и переноса этих действий в социальную среду.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

И поэтому главными чертами игровых технологий являются:

  • свободная развивающая деятельность;
  • творческий характер деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровая форма обучения требует четкой организации. Обычно при подготовке к игре выделяют следующие этапы:

1. Выбор игры

2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре

б) подготовка непосредственно перед игрой

3. Введение в игру

а) предложение игры детям

б) объяснение правил игры

в) выбор участников игры

4. Ход игры

а) начало игры

б) развитие игрового действия (кульминация)

в) заключительный этап игры

5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников)

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния

Невозможно каждый урок проводить в виде игры, а использовать игровые приемы для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности можно. О некоторых игровых приемах я и хочу рассказать.

Анаграмма

Зашифровать слово путем перестановки букв.

Цель: развитие творческих способностей, внимания, закрепление терминологии, грамотности.

Тема: “Строение клетки”

Примеры:

Ыроп поры   Дяро ядро
Лоб + чоако оболочка   Рык + шодя ядрышко
Метки + жлекин межклетники   Валь + куо вакуоль

Тема “Корень”

У какого из этих растений образуются воздушные корни?

Кар + едь редька   Корт + лафье картофель
Хиор + дея орхидея   Веер + кл клевер

Такие игры используются в начале урока для концентрации внимания и повышения мотивации урока.

Найди лишнее

Предлагается ряд названий биологических объектов. Играющий должен определить лишний в этом ряду элемент.

  • Редька дикая, Пастушья сумка, Ярутка полевая, Василек луговой (Семейство капустные)
  • Усики гороха, колючки барбариса, колючки кактуса, шипы шиповника (видоизменения листа)

Продолжи ряд

Эта игра обратная предыдущей. Играющим предлагается ряд из названий биологических объектов. Они должны найти еще один биологический объект, который продолжит этот ряд.

Эту игру можно проводить в виде аукциона – тогда победителем будет считаться тот, кто последний назовет биологический объект, продолжающий ряд.

  • Шиповник, клевер, конский каштан (сложные листья, например: рябина)
  • Пырей ползучий, лук репчатый, ландыш (видоизмененные побеги, например: картофель)
  • Груздь, лисичка, сыроежка (пластинчатые грибы, например: мухомор)

Данные игры могут использоваться при изучении нового материала, для повторения, закрепления пройденного материала.

Логикон

Поиск закономерностей. Сравнивая информацию в верхних и нижних записях, найдите логическую связь.

Цель: развитие интеллектуальных способностей, закрепление знаний.

Примеры:

Окунь
Р

Орел
?(П)
Мальчик
Ч
Жук
6
Человек
2
Лошадь
?(4)

Данные игры можно использовать на любом этапе урока.

Морфологический ящик

Цель: закрепить, проверить знания учащихся по пройденной теме, развитие памяти, внимания.

Правила игры: в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача играющего найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали

Возможны различные варианты использования игры:

  • Закрепление пройденного на уроке
  • Переход к изучению новой темы
  • Контроль знаний и т.д.

Тема “Растительная клетка”

  мембрана вакуоль цитоплазма включения хлоропласты
Полупрозрачное вязкое вещество А П Б О Л
Пластиды зеленого цвета Н Е В И Г
Часть клетки, заполненная клеточным соком Т О У Х Ж
Капельки жира, зерна крахмала К З С Е Л
Ограничивает клетку П К Б Л О

Ответ: побег

Список литературы.

  1. Виноградова Ю.Л. Экологическая игра. – СПб.: Изд-во ГОУ “СПбГДТЮ”, 2001
  2. Калинина М.П.Универсальные учебные действия школьников. Методическое пособие, СПб.: Изд-во ООО “Архей”, 2012
  3. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1998