Цель:
- знакомство с понятием “лексический анализ текста”;
- формирование умения лексического анализа текста; повторение и закрепление изученного по теме “Глагол”.
Развивающая: развитие мыслительных умений, навыков; развитие воображения; развитие речи учащихся.
Воспитательная: воспитание творческого читателя; воспитание любви к родному слову,к родной литературе.
Методы и приёмы:
- частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа;
- словесное рисование, выразительное чтение, тренировочные упражнения.
Тип урока: мини-исследование.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, экспозиция рисунков поэта, текст стихотворения “Тучи”, музыка Бетховена (7 симфония 2 часть).
Эпиграфы к уроку:
Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность. (В.Г.Белинский)
Русский язык в умелых руках - красив, певуч, выразителен, гибок, ловок и вместителен. (А.И.Куприн)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
II. 1. Объявляется тема урока.
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
-Да, мы проведём сегодня мини-исследование (записано на доске), чтобы ответить на два важных вопроса. Может, кто-нибудь знает, какие? (предположения учащихся)
Проблемные вопросы: Какова роль глаголов в речи?
Какую роль играют глаголы в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Тучи”?
- На первый вопрос вы можете ответить сразу. Какова роль глаголов в речи вообще?
(Возможные ответы: Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать)
Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).
2. Создание эмоционального настроя.
- А теперь закройте глаза и отдайте себя во власть музыки и поэзии.
(Бетховен, 2 часть 7 симфония, учитель или подготовленный ученик читает наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова “Тучи”)
- Поделитесь своими впечатлениями. Что нарисовало ваше воображение в эти минуты?
Что вы представляли, слушая стихотворение М.Ю.Лермонтова и музыку Людвига ван Бетховена?
- Да, все мы представили движение гонимых какими-то невидимыми силами туч.
Словами какой части речи можно передать движение. Объясните, почему?
Составление схемы.
ДВИЖЕНИЕ-ДЕЙСТВИЕ-ГЛАГОЛ
3. В.Г.Белинский говорил, что “в русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов”.
- Так вот, с помощью каких глаголов можно передать движение туч по небу?
ТУЧИ... (бегут, мчатся, летят, плывут, несутся)
Задание: проследите градацию, расположив глаголы по степени нарастания скорости.
(на доске ученик записывает: плывут, бегут, несутся, летят, мчатся).
III. Обратимся к тексту стихотворения М.Ю.Лермонтова “Тучи”.
Проведём небольшое исследование, которое поможет нам ответить на 2 проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Какова роль глаголов в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Тучи”?
1задание: Найдите и выпишите глаголы
- 1 группа - 1 строфа (мчитесь)
- 2 группа - 2 строфа (гонит,тяготит)
- 3 группа - 3 строфа (наскучили)
(на доске прикреплены нарисованные тучки, переворачиваются, на другой стороне написаны глаголы).
2 задание: найдите глагол со значением движения (мчитесь)
- Сколько глаголов со значением “движения” в стихотворении “Тучи” (только 1 глагол)
- Почему у нас остаётся ощущение непрерывного, непрестанного движения туч?
- Какой из глаголов нашей цепочки синонимов использует автор? (плывут, бегут, летят, мчатся)
- Что это за глагол? (это глагол, выражающий большую степень стремительности действия)
- “Гонит”. Можно ли отнести к глаголам со значением движения. Почему?(Нельзя сказать, что гонит-движется, можно, бежит-движется, мчится-движется). Вернёмся к этому глаголу чуть позже, когда выполним следующее задание нашего исследования.
3 задание: Найдите в стихотворении “Тучи” однокоренные слова. Докажите, что они родственные. (изгнанники –гонит –изгнания)
Составьте словообразовательную цепочку: ГОНИТ-ИЗГНАНИЯ-ИЗГНАННИК
-Помогают ли нам эти слова ответить на вопрос, почему у нас остаётся ощущение непрерывного движения?
- Обратите внимание, как поэт располагает данные слова в стихотворении. Покажите это, записав на доске и в тетради:
1 строфа: МЧИТЕСЬ, ИЗГНАННИКИ
2 строфа: ГОНИТ
3 строфа: ИЗГНАНИЯ( существительное со значением отвлечённого действия)
- Мотив гонения, изгнания также даёт нам ощущение непрерывного движения тучек. Неслучайно такое расположение данных слов в стихотворении.
4 задание: Обратимся к оставшимся двум глаголам
2 строфа - (тяготит)
3 строфа - (наскучили)
- О чём размышляет поэт во 2 строфе? (о причинах, по которым он вынужден покидать родной край)
- Какая из этих причин самая главная? Какое слово усиливает звучание двух последних ,главных причин изгнания?
- В каких строфах использован приём олицетворение?
1 строфа - скрытое сравнение (тучки-странники)
Сравнение-вы,будто как я ж, изгнанники)
Олицетворение во 2 строфе и в начале 3 строфы
- 1 строфа ТУЧИ-ТУЧИ
- 2 строфа : ТУЧИ-ПОЭТ
- 3 строфа: Тучи- ТУЧИ
Заканчивается олицетворением 1 строфа со словом наскучили, отделяя словами НЕТ, вам... тучи от поэта.
- Поэт, наверное, хотел продолжить : вам наскучили (тучам), а мне нет, вам чужды страдания, а мне нет, вы свободны, а я нет, несвободен, у вас нет родины, а у меня есть.
Итак, поэт страдает, он гоним, он несвободен, но у него есть родина,
Обобщение. Вывод.
Вернёмся к эпиграфу урока. Можно ли эти слова отнести и к стихотворению “Тучи”?
Ответили ли мы на наши вопросы?
Глаголы в речи вообще и в поэтической речи играют важную роль.
В стихотворении М.Ю.Лермонтова их всего 4, но насколько они ёмки, вместительны и глубоки по смыслу
Рефлексия. Что нового вы узнали о себе, читая стихотворение Лермонтова?
Домашнее задание: оформить свои впечатления от стихотворения “Тучи” письменно.