Методическая разработка урока на тему "Сила тяжести. Вес тела. Невесомость"

Разделы: Физика


Образовательное учреждение: ГБПОУ РО «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»

Преподаватель: Жилязко Ирина Владимировна - преподаватель физики.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция, соревнование команд, работа с учебником, самостоятельная работа,  решение позновательных задач.

Комплексно-методическое обеспечение урока: В.Ф. Дмитриева  Физика. Учебник для профессий и специальностей технического профиля;  П.К. проектор,  демонстрационный экран, презентация к уроку;  раздаточный материал (конспект для обучающегося); мешочек с песком для демонстрации;  рабочий конспект  [Приложение № 4]; карточки обратной связи.

Презентация.

Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:

предметных:

- осмысление и закрепление знаний о направлении скорости и ускорения при равнопеременном  движении;

- понимание смысла таких физических величин как сила тяжести,  вес  тела;  таких понятий как невесомость, перегрузка и правильное употребление этих терминов в устной речи;

- знание и применение формул II и III законов Ньютона для решения задач;

- осмысленное понимание отличий между весом тела и силой тяжести;
- знание и понимание того, что вес одного и того же тела может быть различным, так как зависит от ускорения, с которым движется это тело. (P=Fт, P>Fт,  P<Fт );

- осмысление и осознанное использование формулы расчета веса тела для следующих случаев: 

1) a = 0,  2) a = g, 3) a - вверх, 4) a - вниз;

- приобретение способности применять полученные знания при решении задач и в повседневной жизни;

метапредметных:

в познавательной деятельности

- формирование умение строить логические умозаключения с помощью индукции и дедукции, основанные на физических законах;

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

- умение переводить информацию из текстовой формы в знаковую;

- приобретение способности оценивать свои силы, используя задания разного уровня сложности;

- умение формулировать на «языке физики» тему урока и учебные задачи;

- исследование практических задач, выдвижение гипотез, понимание необходимости проверки их на практике;

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- владение монологической и диалогической речью;

- развитие умения обучающихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно (работа группой);

в рефлексивной деятельности

- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности);

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

личностных:

- умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность

- умение организовать свою учебу по выбранной теме, поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

- умение аргументированно спорить, дискутировать в ходе изучения темы;

- умение решать задачи и проблемы по теме;

- стимулирование способности иметь свое собственное мнение;

- освоение приемов самостоятельного открытия знаний.

Ход урока

Организационно-мотивационный момент (положительный настрой на урок) - 2 мин.

Цели:

  • Включить обучающихся в учебную деятельность, путем выбора ими личностной цели урока.
  • Обеспечить возникновение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности, создавая ситуацию новизны и мудрыми высказываниями стимулировать личностную значимость учения.

Преподаватель: Здравствуйте. Садитесь. Очень  рада видеть Вас. Кто отсутствует? Настройтесь на успех, вера дает энергию для преодоления трудностей.
По словам Маслоу, люди мотивированы для поиска личных целей. Это делает их жизнь осмысленной. Когда одна потребность удовлетворена на поверхность всплывает другая. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества он продемонстрирует.

Выберите личностную цель, которую  вы планируете достичь на уроке и запишите ее номер в тетради на полях:

  • умение точно и грамотно излагать свои мысли;
  • стимулирование способностей иметь свое собственное мнение;
  • умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность;
  • обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности.

Поработайте на эту цель в течение всего урока. За каждый правильный ответ, продуктивный выход к доске на полях тетради ставьте 1 балл; за реализованную личностную цель – 2 балла.  В конце урока посчитаете количество баллов и самостоятельно выставьте себе отметку за урок.

На столах у вас находятся: опорный конспект [приложение 3]  и «светофор» - сигнальные карточки обратной связи: зеленый цвет – у вас такое же мнение, красный – мнения расходятся.

По словам Б. Шоу, единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность. Только в процессе деятельности активируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт.

Обучающиеся: Готовы к уроку. Сосредоточенны. На полях тетради записывают личностно-значимую цель, которую планируют достичь на уроке. Составляют реальный план достижения цели.

Актуализация. Постановка темы и задач урока - 6 мин.

Итак, оживим знания на которые будем опираться, формируя новые знания.

Преподаватель:

Вопрос 1. Как направлена равнодействующая сила, действующая на тело? (слайд 3)
(возможные ответы обучающихся: 10; 11-т. к. по второму закону Ньютона направление ускорения совпадает с направление равнодействующей силы, вызвавшей это ускорение; 12; 13; ответ 11).
Ответ: 11

Преподаватель: Поднимите карточку обратной связи к преподавателю зеленой стороной, если согласны с ответом. Сверьтесь с эталоном, если правильно - запишите себе 1 балл.

Вопрос 2. Самый быстрый автомобиль на нашей планете Buggatti Veyron Super Sport за 2,4 сек разгоняется от 0 до 100 км/ч (28 м/с). Определите его ускорение, округлив результат до едениц? (слайд 4)
(возможный ответ обучающихся: 12 м/с2)

Преподаватель: Поднимите карточку обратной связи зеленой стороной, если у Вас такое же мнение, красной - мнения расходятся. Сверьтесь с эталоном, если правильно, то запишите себе 1 балл.
Ответ: 12 м/с2

Вопрос 3. Машина, требующая ремонта, проехала по прямой от гаража до дерева 415 метров и заглохла. Когда ее удалось завести, она продолжила движение с ускорением 2 м/с.2 На каком расстоянии от гаража будет машина через 40 секунд?
Ответ: 2015 м

Преподаватель: Поднимите карточку обратной связи зеленой стороной, если согласны с ответом отвечающего. Сверьтесь с эталоном, запишите себе 1 балл.

Обучающиеся: Участвуют в устном опросе; закрепляют, обогащают новыми свойствами только те знания,  на которые они будут опираться при формировании новых знаний.

Преподаватель: (ответы обучающих записывает на доске, отделяя точкой)

11.12.2015 - на что это похоже?

Запишите число, классная работа. Обратите внимание, что место для темы свободно.

(Демонстрирует эксперимент: подняла руку и отпустила мешочек с песком, чтобы он упал на пол). Какая сила действует на мешочек во время падения?

Обучающиеся: Cила тяжести.

Преподаватель: Правильно, вот вы и помогли мне сформулировать тему урока. «Сила тяжести…» А еще мы будем говорить о силе, с которой давим на пол, когда стоим (на подвес - когда висим). Как называется эта сила?

Обучающиеся:Вес тела.

 Преподаватель: Да. И подскажите, как называется состояние, которое испытывают космонавты в космосе?

Обучающиеся: Невесомость.

Преподаватель: Запишите тему урока: «Сила тяжести, вес тела, невесомость».

Итак, цель намечена, сформулируем задачи, которые приведут нас к этой цели:

    • узнать все о силе тяжести (ее направление, точка приложение, единица измерения, формула для расчета, от чего зависит)
    • уметь вывести формулу веса тела в любой ситуации: 1) a=0; 2)a=g; 3)a   ; 4) a 
    • усвоить отличие веса тела от силы тяжести и записать это в виде графической схемы (кластера) или в любом другом, понятном для обучающегося виде;
    • научиться применять полученные знания при решении задач и на практике.

    Задача 1: Сравнить силу притяжения одного и того же человека к Земле, когда он находится в состоянии покоя: 1) на полюсе;  2) широте 450;  3) на экваторе.

    Обучающиеся: самостоятельно думают, рассуждают, учитель направляет их деятельность по мере необходимости.
    (возможные ответы обучающихся: на полюсе; на экваторе)

    Преподаватель:  Поднимите карточку обратной связи к преподавателю зеленой стороной, если согласны с ответом отвечающего.

    Ответ: Ускорение свободного падения на полюсе больше, чем на широте 450 и больше, чем на экваторе. Сила тяжести равна произведению массы тела на ускорение свободного падения, когда тело покоится, значит FП>F45>Fэ.

    Преподаватель: Сверьтесь с эталоном, запишите себе 1 балл.

    • Вес тела Р – это сила, с которой тело из-за притяжения к Земле давит на опору или растягивает подвес.
    •  приложен к опоре или подвесу;
    •  измеряется в ньютонах;                                               
    •  вес – векторная величина;                                                                                   
    •  вес – это сила. 

    След на песке, когда мы стоим - это наш вес.

    Преподаватель: Если вы меня поняли, то подскажите: К какому телу приложен вес мухи, ползущей по потолку?

    Обучающиеся: возможные ответы обучающихся: к потолку

    Преподаватель: Поднимите карточку обратной связи к преподавателю зеленой стороной, если согласны с ответом.

    Преподаватель: Вес давит на опору или растягивает подвес; значит, вес мухи, приложен к опоре (потолку).  Если Вы правильно ответили, не забудьте записать себе 1 балл.

    Преподаватель: Давайте порассуждаем.  Когда мы начинаем  подъем в лифте, то какая-то сила прижимает нас к полу, а в начальный момент движения вниз чувствуем, что какая-то сила нас приподнимает.  Значит, вес меняется. От чего же зависит наш вес?

    (возможные ответы обучающихся:
    - в момент движения лифта вверх вес тела увеличивается, в момент остановки – уменьшается, а при равномерном движении лифта вес остается постоянным;

    - вес одного и того же тела может быть различным, т.к. вес тела зависит от ускорения, с которым движется тело).

    Преподаватель: Вес тела зависит от ускорения, с которым движется тело. Докажите это.
    (преподаватель на слайде 8 объясняет вывод формулы веса, когда тело покоится или движется прямолинейно равномерно)

    Р.S: группам дается определенное задание, необходимые опоры; задание разбирают, обсуждают группой, и представитель группы записывает это с объяснением на доске.

    Задание 1: Понятие и вывод формулы веса тела:

    1 группа: когда тело движется с ускорением a, направленным вверх (стр. 93 учебника)

    2 группа: когда тело движется с ускорением a, направленным вниз (стр. 93-94).

    3 группа: когда тело движется с ускорением a = g, направленным в любую сторону (стр. 95)

    Отчет представителя каждой группы: у доски [Приложение №5]

    Летчик при катапультировании

    n = 16

    Космонавт при взлёте ракеты

    n = 8-10

    Пассажир самолёта

    n = 1.5

    Здоровый человек выдерживает

    n = 3

    Р0  – вес неподвижного тела.

    Обучающиеся: задание  разбирают, обсуждают в  группе, про себя проговаривают таблицу, обратную связь осуществляют с помощью карточек обратной связи.

    Преподаватель: вызывает представителя команды к доске, предлагает экспертам сравнить ответы с эталоном и призывает обучающихся выставить себе баллы

    Р.S. педагог, если учащиеся затрудняются в заполнении ячеек  второго столбца  второй и третьей строки,  предлагает им наводящие вопросы.

    • критерии при заполнении таблицы [Приложение 4];
    • 2 балла - с эталоном совпадает три - четыре столбца таблицы;
    • 1 балл - два столбца.

    Преподаватель: Эта таблица будет вам опорой при решении задач.

    V. Этап закрепления нового материала - 13 мин

    Цели этапа: Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях, сопоставляя свое решение с эталоном для самопроверки и взаимопроверки.

    Задание на закрепление нового материала [Приложение 2].

    Задача 1: Сравнить силу притяжения одного и того же человека к Земле, когда он находится в состоянии покоя: 1) на полюсе; 2) широте 470; 3) на экваторе.

    Задача 2: К какому телу приложен вес мухи, сидящей на потолке?

    Задача 3: Счастливый жених массой 55 кг. Несёт на руках красавицу невесту массой 110 кг. С какой силой эта парочка давит на пол?

    Задача 4: Где будет больше вес 10 кг апельсинов, взвешенных на рычажных весах: 1) на экваторе; 2) на широте 450; 3) на полюсе?

    Задача 5:Автомобиль движется по выпуклому мосту. Легкость или тяжесть в теле испытывает водитель?

    Задача 6: Какую роль (положительную или отрицательную) играет сила тяжести при сварке в нижнем, вертикальном и потолочном положении швов? 

    Преподаватель: не забывайте использовать таблицу при решении задач.

    Обучающиеся: решают задачи и передают конспект соседу для взаимопроверки. Сосед плюсами отмечает правильно решенные задачи, производя сверку с эталоном [Приложение 3]. Это количество плюсов добавляется к баллам.

    VI. Рефлексия - 3 мин

    Преподаватель: Подведем итоги урока.

    • Достигли ли вы своей личной цели, которую ставили в начале урока? Кто справился с личностной целью добавляют себе по 2 балла/
    • Что нового вы узнали, поняли?
    • Что научились делать?
    • Оцените работу своих товарищей. Назовите самого активного и самого пассивного участника группы

    Р.S самому активному + 1 балл

    Преподаватель: Оцените свои достижения. Выставьте себе за урок отметку, соблюдая предложенные критерии:

    •  «5» - 8 и более баллов;
    • «4» - 5 - 7 баллов;
    • «3»  - менее 5 баллов.

    Р.S:  Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, так как я отслеживала вашу работу на уроке.

    • Что понравилось больше всего?
    • Что вызвало затруднение? Почему?
    • Как изменилось ваше настроение?

    Обучающиеся: фиксируют, что нового узнали на уроке. Дают оценку собственной деятельности и оценку групповой работе. Благодарят товарищей по группе, которые помогли получить результат урока.

    VII. Заключительный этап.

    Преподаватель:

    Скажи мне - и я забуду,
    Покажи мне – и я запомню,
     Дай мне выполнить самому – и я научусь»
    Китайская мудрость

    Домашнее задание:

    • §13 - учебник; задачи №7.12; №7.14; №7.15 (I уровень)
    • №7.32; №7.33; №7.34; №7.35; №7.36 (II уровень)
    • №7.50; №7.51; №7.54; №7.55 (III уровень)

    Решить любые 3 задачи по выбору, из них обязательно:

    • «5» - 1 задача III уровня,
    • «4» - 2 задачи II уровня,
    • «3» - 1 задачи II уровня.

    Обучающиеся: Обсуждают и записывают домашнее задание.

    Преподаватель:Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Урок завершен. Успехов вам.