Методическая разработка урока математики на тему "Состав числа 7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК: развивающая система Л.В.Занкова

Класс: 1

Цели:

  • образовательная: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий;
  • развивающая: создать условия для успешного освоения состава числа 7;
  • воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету.

Предметный результат: уметь записывать и составлять суммы.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий;
  • познавательные: понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
  • коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами.

Личностный результат: положительное отношение к школе, к изучению математики.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстративный материал (карточки с цифрами, буквы, карточки с геометрическими фигурами, рисунки бабочек)

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Орг. Момент.

Проверить готовность к уроку

2. Разминка.

С каждым хоровым ответом на доску выставляются карточки с цифрами.

Бежал раз зайчик вдоль равнин.
И зайчик, значит, был.... (1)
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего ...(2) зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри:
Теперь уж зайцев стало ...(3)
Мчит новый заяц “Путь мне шире!”
Ну, стало быть, их уж ...(4)
Ба! Вот бежит один опять –
Теперь уж зайцев будет ...(5)
Спешит еще один из рощи –
Так, значит ...(6), чего же проще.
Тут прибежал еще косой –
Так зайцев...(7), ведь он седьмой.
К ним еще одного попросим,
Тогда всех зайцев будет ...(8)
Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”
Он их спросил: “Так нас тут...(9)”
“Да, 9, - молвят те в ответ, -
Но вожака все нет, как нет”
А тот бежит болотце месит.
Примчал и молвит “Нас тут ...(10)”

на доске 1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Какая запись получилась? (Отрезок натурального ряда)

- Почему это отрезок натурального ряда чисел? (Есть начало – 1, конец - 9)

Если не ответят:

- Есть начало? (да – 1) Есть конец? (да - 9)

- Какая геометрическая фигура имеет начало и конец? (отрезок)

- Можно ли этот ряд чисел назвать отрезком? (Да, есть начало и конец)

- В каком порядке расположены числа? (в порядке увеличения)

- Ряд чисел, имеющий начало, и конец называется отрезком натурального ряда чисел.

2)

- Посмотрите на геометрические фигуры, изображенные на доске.

- На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?

На доске карточки. <приложение 1> 

Варианты ответов:

1. По цвету (красные, синие, зеленые линии)

2. Прямые линии, кривые линии, ломаные линии.

3. Линии с точкой, линии без точки.

- Обратите внимание на красную прямую линию с точкой.

-Сколько на данном чертеже прямых? (1)

- Сколько лучей? (2) Сколько отрезков? (отрезков нет)

- Что нужно сделать, чтобы на этом чертеже появился хотя бы один отрезок? (поставить точку)

- А теперь, сколько на чертеже прямых? (1) Сколько лучей? (4) Сколько отрезков? (1)

- Что необходимо, чтобы начертить отрезок? (карандаш, линейка)

3)

-У вас на столах лежат листочки с заданием. Соедините точки с числами с помощью отрезков по линейке в порядке убывания. <Приложение 2>

- Сравните в прах. Что у вас получилось? (цифра 7)

- Проверьте, правильно ли вы соединили точки. Покажите, у кого правильно. У кого есть ошибки. Если вы правильно выполнили задание, нарисуйте на полях цветок.

- Кто догадался, какая тема урока сегодня? (состав числа 7)

- В каком порядке вы соединяли цифры? (убывания)

- Те ребята, у которых на столах лежат карточки с цифрами, подойдите к доске и постройтесь в порядке возрастания чисел. А остальные ребята будут очень

внимательны и проверят, чтобы вы не ошиблись. Если мы выполним все без ошибок, то сможем прочитать имя сказочного героя, который придет к нам на урок.

- Переверните карточки. Прочитаете, имя сказочного героя. (Незнайка)

- Кто знает, где живет Незнайка? (в Цветочном городе)

- Закройте глаз. Представьте, что мы с вами очутились в цветочном городе. Нас встретил Незнайка. Он ведёт нас по дорожке, вдоль которой растет много красивых цветов.

- А как мы вместе с Незнайкой пойдем по дорожке? Давайте покажем. Встаньте, давайте выполним движения, которые нам приготовил Незнайка (дети показывают любые движения Незнайки).

Работа по теме.

- Садитесь. Откройте учебники на с. 98. Найдите № 225.

- Незнайка привел нас на поляну, где растут красивые алые розы. Жители цветочного города попросили его сосчитать, сколько роз уже распустились, а сколько роз в бутонах. Давайте ему поможем.

-Количество роз будем записывать в строчку и через клетку.

- Сколько бутонов слева от дороги? (3)

- Сколько бутонов справа от дороги? (2)

- Сколько раскрывшихся цветов слева от дороги? (4)

- Сколько раскрывшихся цветов справа от дороги? (5)

- Отступите вниз одну клетку. Запишите эти числа в порядке увеличения.

- Какая запись получилась? ( 2 3 4 5 )

- Для цветов, которые Незнайка видит справа от себя, запишите сумму и её значение.

- Сколько цветов в бутонах? (2)

- Сколько распустились? (5)

- Какую сумму запишем? (2 + 5= 7)

- Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.

- Запишите сумму для цветов, которые Незнайка видит слева от себя, запишите сумму и её значение.

- Сколько цветов в бутонах? (3)

- Сколько распустились? (4)

- Какую сумму запишем? (3 +4=7)

- Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.

- Сравните первые слагаемые в записях сумм. Что можно сказать? (каждое следующее слагаемое на 1 больше)

- Сравните вторые слагаемые в записях сумм. Что можно сказать? (каждое следующее слагаемое на 1 меньше)

- Сравните значение суммы? (одинаково)

- Давайте продолжим столбик, соблюдая закономерность. Какую сумму запишем следующей? (4 +3=7) Дальше? (5+2=7) Следующий (6+1 =7)

- Подчеркните синим карандашом первый и четвертый примеры. Сравните их. Что можете сказать? (слагаемые поменяли местами)

- Подчеркните красным карандашом примеры, которые тоже составят пару. Какие примеры подчеркнули? (3 +4=7 4 +3=7)

- Какому примеру пары не хватает? (6+1 =7) Допишите.

- Что записали (1+6=7)

- У нас получилась таблица сложения на 7. Проверьте, правильно ли вы записали. Нарисуйте на полях цветочек.

4. Закрепление.

- У Незнайки есть еще одно задание. Он просит вашей помощи. Вам нужно заполнить пропуски в схемах по заданию учебника №226 <Приложение 3>

Вам поможет таблица сложения, которая у вас записана.

- Пропуски заполните самостоятельно, а проверьте в парах.

- Проверим схемы которые вы записали. (вывешиваю схемы на доску, озвучиваю, дети проверяют). Нарисуйте на полях цветок, если вы правильно выполнили задание.

- Подойдите ко мне и возьмите каждый карточку. Дети, у которых на карточке цифра 1 подойдите к 3 парте 1 ряда. Дети, у которых на карточке цифра 2 подойдите к 3 парте 2 ряда. Дети, у которых на карточке цифра 3 подойдите к 3 парте 3 ряда.

(дети работают в группах)

- Рассмотрите схемы, которые лежат на партах. <Приложение 4>

- Подумайте и запишите слово вместо знака вопроса, а в круги вклейте необходимые фигуры.

Вывешиваю схемы на доску.

- Посмотрите, какие схемы получились. Давайте проверим.

- Почему схемы получились разными? Кто же был прав? Докажите.

- Нарисуйте на полях цветок.

- Каких бабочек вы знаете? (показываю картинки бабочек, рассказываю о бабочках)

5. Рефлексия.

- Состав, какого числа мы помогли узнать сегодня Незнайке?

- Какое задание для вас было самым интересным?

- Какое задание для вас было самым трудным?

- Посчитайте, сколько цветочков у вас получилось сегодня?