УМК: развивающая система Л.В.Занкова
Класс: 1
Цели:
- образовательная: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий;
- развивающая: создать условия для успешного освоения состава числа 7;
- воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету.
Предметный результат: уметь записывать и составлять суммы.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий;
- познавательные: понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
- коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами.
Личностный результат: положительное отношение к школе, к изучению математики.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстративный материал (карточки с цифрами, буквы, карточки с геометрическими фигурами, рисунки бабочек)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Орг. Момент.
Проверить готовность к уроку
2. Разминка.
С каждым хоровым ответом на доску выставляются карточки с цифрами.
Бежал раз зайчик вдоль равнин.
И зайчик, значит, был.... (1)
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего ...(2) зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри:
Теперь уж зайцев стало ...(3)
Мчит новый заяц “Путь мне шире!”
Ну, стало быть, их уж ...(4)
Ба! Вот бежит один опять –
Теперь уж зайцев будет ...(5)
Спешит еще один из рощи –
Так, значит ...(6), чего же проще.
Тут прибежал еще косой –
Так зайцев...(7), ведь он седьмой.
К ним еще одного попросим,
Тогда всех зайцев будет ...(8)
Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”
Он их спросил: “Так нас тут...(9)”
“Да, 9, - молвят те в ответ, -
Но вожака все нет, как нет”
А тот бежит болотце месит.
Примчал и молвит “Нас тут ...(10)”
на доске 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Какая запись получилась? (Отрезок натурального ряда)
- Почему это отрезок натурального ряда чисел? (Есть начало – 1, конец - 9)
Если не ответят:
- Есть начало? (да – 1) Есть конец? (да - 9)
- Какая геометрическая фигура имеет начало и конец? (отрезок)
- Можно ли этот ряд чисел назвать отрезком? (Да, есть начало и конец)
- В каком порядке расположены числа? (в порядке увеличения)
- Ряд чисел, имеющий начало, и конец называется отрезком натурального ряда чисел.
2)
- Посмотрите на геометрические фигуры, изображенные на доске.
- На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?
На доске карточки. <приложение 1>
Варианты ответов:
1. По цвету (красные, синие, зеленые линии)
2. Прямые линии, кривые линии, ломаные линии.
3. Линии с точкой, линии без точки.
- Обратите внимание на красную прямую линию с точкой.
-Сколько на данном чертеже прямых? (1)
- Сколько лучей? (2) Сколько отрезков? (отрезков нет)
- Что нужно сделать, чтобы на этом чертеже появился хотя бы один отрезок? (поставить точку)
- А теперь, сколько на чертеже прямых? (1) Сколько лучей? (4) Сколько отрезков? (1)
- Что необходимо, чтобы начертить отрезок? (карандаш, линейка)
3)
-У вас на столах лежат листочки с заданием. Соедините точки с числами с помощью отрезков по линейке в порядке убывания. <Приложение 2>
- Сравните в прах. Что у вас получилось? (цифра 7)
- Проверьте, правильно ли вы соединили точки. Покажите, у кого правильно. У кого есть ошибки. Если вы правильно выполнили задание, нарисуйте на полях цветок.
- Кто догадался, какая тема урока сегодня? (состав числа 7)
- В каком порядке вы соединяли цифры? (убывания)
- Те ребята, у которых на столах лежат карточки с цифрами, подойдите к доске и постройтесь в порядке возрастания чисел. А остальные ребята будут очень
внимательны и проверят, чтобы вы не ошиблись. Если мы выполним все без ошибок, то сможем прочитать имя сказочного героя, который придет к нам на урок.
- Переверните карточки. Прочитаете, имя сказочного героя. (Незнайка)
- Кто знает, где живет Незнайка? (в Цветочном городе)
- Закройте глаз. Представьте, что мы с вами очутились в цветочном городе. Нас встретил Незнайка. Он ведёт нас по дорожке, вдоль которой растет много красивых цветов.
- А как мы вместе с Незнайкой пойдем по дорожке? Давайте покажем. Встаньте, давайте выполним движения, которые нам приготовил Незнайка (дети показывают любые движения Незнайки).
Работа по теме.
- Садитесь. Откройте учебники на с. 98. Найдите № 225.
- Незнайка привел нас на поляну, где растут красивые алые розы. Жители цветочного города попросили его сосчитать, сколько роз уже распустились, а сколько роз в бутонах. Давайте ему поможем.
-Количество роз будем записывать в строчку и через клетку.
- Сколько бутонов слева от дороги? (3)
- Сколько бутонов справа от дороги? (2)
- Сколько раскрывшихся цветов слева от дороги? (4)
- Сколько раскрывшихся цветов справа от дороги? (5)
- Отступите вниз одну клетку. Запишите эти числа в порядке увеличения.
- Какая запись получилась? ( 2 3 4 5 )
- Для цветов, которые Незнайка видит справа от себя, запишите сумму и её значение.
- Сколько цветов в бутонах? (2)
- Сколько распустились? (5)
- Какую сумму запишем? (2 + 5= 7)
- Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.
- Запишите сумму для цветов, которые Незнайка видит слева от себя, запишите сумму и её значение.
- Сколько цветов в бутонах? (3)
- Сколько распустились? (4)
- Какую сумму запишем? (3 +4=7)
- Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.
- Сравните первые слагаемые в записях сумм. Что можно сказать? (каждое следующее слагаемое на 1 больше)
- Сравните вторые слагаемые в записях сумм. Что можно сказать? (каждое следующее слагаемое на 1 меньше)
- Сравните значение суммы? (одинаково)
- Давайте продолжим столбик, соблюдая закономерность. Какую сумму запишем следующей? (4 +3=7) Дальше? (5+2=7) Следующий (6+1 =7)
- Подчеркните синим карандашом первый и четвертый примеры. Сравните их. Что можете сказать? (слагаемые поменяли местами)
- Подчеркните красным карандашом примеры, которые тоже составят пару. Какие примеры подчеркнули? (3 +4=7 4 +3=7)
- Какому примеру пары не хватает? (6+1 =7) Допишите.
- Что записали (1+6=7)
- У нас получилась таблица сложения на 7. Проверьте, правильно ли вы записали. Нарисуйте на полях цветочек.
4. Закрепление.
- У Незнайки есть еще одно задание. Он просит вашей помощи. Вам нужно заполнить пропуски в схемах по заданию учебника №226 <Приложение 3>
Вам поможет таблица сложения, которая у вас записана.
- Пропуски заполните самостоятельно, а проверьте в парах.
- Проверим схемы которые вы записали. (вывешиваю схемы на доску, озвучиваю, дети проверяют). Нарисуйте на полях цветок, если вы правильно выполнили задание.
- Подойдите ко мне и возьмите каждый карточку. Дети, у которых на карточке цифра 1 подойдите к 3 парте 1 ряда. Дети, у которых на карточке цифра 2 подойдите к 3 парте 2 ряда. Дети, у которых на карточке цифра 3 подойдите к 3 парте 3 ряда.
(дети работают в группах)
- Рассмотрите схемы, которые лежат на партах. <Приложение 4>
- Подумайте и запишите слово вместо знака вопроса, а в круги вклейте необходимые фигуры.
Вывешиваю схемы на доску.
- Посмотрите, какие схемы получились. Давайте проверим.
- Почему схемы получились разными? Кто же был прав? Докажите.
- Нарисуйте на полях цветок.
- Каких бабочек вы знаете? (показываю картинки бабочек, рассказываю о бабочках)
5. Рефлексия.
- Состав, какого числа мы помогли узнать сегодня Незнайке?
- Какое задание для вас было самым интересным?
- Какое задание для вас было самым трудным?
- Посчитайте, сколько цветочков у вас получилось сегодня?