“Дети мыслят формами красками, звуками, ощущениями вообще”. К.Д. Ушинский
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся является одной из проблем современной школы.
Традиционное обучение ставит учителя и ученика как бы по разные стороны образовательного процесса. Ученик выступает в роли объекта управления (обучения), а учитель - субъект, который управляет учеником в процессе обучения: “Учитель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, диктует, спрашивает, требует, проверяет и оценивает. Ученики обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать”.[2] Т.е. такое обучение не позволяет формировать ценностные ориентации учащихся, не развивает их образное мышление, которое необходимо для лучшего понимания изучаемого.
Значит, перед учителем встает проблема создания новых дидактических моделей, которые позволят оптимизировать процесс образования, помогут учащимся быть в центре процесса обучения и перейти от пассивного слушателя-исполнителя к активному познанию.
Примером такой модели может быть на разных этапах урока (или изучения темы в целом) метод моделирования.
“Мир представлений учащихся – это мир образов, о котором учитель при традиционном обучении знает немного. Только знание этих возможностей позволяет развивать ученика, интеллектуально воспитывать его, обогащать его опыт в результате совместно организованной интеллектуальной деятельности учителя и ученика”.[3]
Способы создания образов явлений, задач, ситуаций различны. Одни учащиеся создают простой образ на бумаге и ищут в нем опору при решении задач. Другие – сложный образ, переполненный различными деталями. Третьи - легко рисуют образ в уме и оперируют им. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ. Другие хорошо переходят от одной знаковой системы к другой. Наша цель - научить учащихся переходить от спонтанных образов-представлений учебных задач к их смыслообразам, т.е к моделированию.
При наглядно-образном мышлении первичные условия (текст задачи, изучаемое явление) переводятся с перцептивного содержания (ощущений, полученных на основе жизненного опыта) на “язык” семантических признаков, на язык значений, символов, образов. “Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер”. [4]
Так как в основе моделирования лежит способность понимать одно явление через другое, то при помощи моделирования можно объяснять более сложные явления через простые, более наглядные. Примером может служить изучение и описание электромагнитных колебаний с помощью механических колебаний, которые представить легче.
Для процесса обучения больше подходят модели по способу построения не материальные, т.е. не те, которые существуют объективно (воплощенные в металле, дереве), а идеальные. Такие модели создаются не для того, чтобы воспроизвести пространственные свойства объекта, а для динамики изучаемых процессов; чтобы выяснить различного рода зависимости, характеристики, выражающие различное содержание и сущность процессов. Основой модельного отношения в этом случае должно быть физическое подобие модели и объекта, которые сходны по физической природе. Эти модели могут быть выполнены в виде знаков, символов, рисунков, чертежей, графиков, схем, другими словами графических моделей. Все преобразования в них, все переходы из одного состояния в другое могут осуществляться поэтапно мысленно, или построением динамических моделей на бумаге, компьютере. Но процесс такого перевоплощения происходит в сознании человека, который опирается на определенную семантику, и пользуется логическими, физическими и математическими законами.
Поэтому, чтобы использовать моделирование в процессе обучения, надо учитывать интерпретацию знаковых моделей, процесс формирования понятий, входящих в структуру каждой учебной задачи и вопросы общей теории моделирования с философских, психосемиотических и психолого-педагогических позиций.
В основе моделирования лежит способность понимать одно явление через другое. Но что значит “понимать”? Что такое “понимание”? Понимание – это смыслообразование, т.е. образование смысла или смыслообраза, собирающего в себе все то мысленное содержание, которое передавалось с помощью воспринятых слов, прочтения текста, рассматривание рисунков, видение явления. Смысловой образ формируется постепенно, по мере накопления на рефлексивном уровне сознания небольших смысловых фрагментов. Смыслообраз – это не фотография предмета в сознании, это целостный образ, который воспринимается всеми органами чувств каждого конкретного человека по-своему. Восприятие – это функция всего организма. Поэтому, восприятие создает смысловой образ, который остается в памяти человека и является его личным жизненным опытом. Действительно, многие образы остаются в нашей памяти: по шуму прибоя создается образ волн, разбивающихся о скалы и порывах ветра; по грому, гремящему в небе представляется образ весеннего ливня; вещи, подаренные мамой, вызывают родной образ, наполненный теплом и лаской. Во всех этих примерах возникновению образа предшествует слово, звук, запах или картина - некий “ключ”. Этот ключ привязывает смыслообраз. Если мы проанализируем другие наши знания, мысли, образы памяти, то можем убедиться, что все они являются смыслообразами. Опыт человека запечатлен в смыслообразах. Например, человек, который однажды обжег руку об огонь, постарается этого больше не допустить, потому что у него в памяти остался не только образ огня, а смыслообраз – действие огня. Причем, чем больше чувств восприятия задействовано в момент “соприкосновения” с явлением или предметом, тем ярче смыслообраз и лечге его вызвать “ключиком”. Вот так, сталкиваясь в своей жизни со всеми явлениями и познавая их, мы накапливаем в своей памяти смыслообразы.
Именно на эти смыслообразы необходимо опираться в процессе обучения. На их основе можно создавать смыслообразы новых явлений, изучать свойства этих явлений, познавать их сущность, а значит, познавать мир, который нас окружает.
Итак, мы возвращаемся к тому, что человек мыслит образами. Образное мышление входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.
Задача обучения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся нужные смысловые образы. В связи с этим возникает вопрос: каков механизм формирования смыслообразов и умение управлять ими и мыслить. Поиск ответа на эти вопросы необходим для создания условий регуляции процесса смыслообразования в обучении.
Возникает задача познания психологических и дидактических основ смыслообразования личности в учебном процессе. Как научить учащихся методике мышления смыслообразами. Как сформировать систему смыслообразов по конкретной учебной дисциплине.
Основная функция образного мышления - создание понятных образов (символов, знаковых систем) и оперирование ими в процессе решения учебной задачи; точнее, умение переводить данные знаковые системы в более удобные для решения – графические образы. Именно графическое моделирование позволяет наглядно и образно увидеть структуру предмета, предмет в движении (т.е. динамику) и высказать гипотезы о свойствах данного предмета или явления. Для реализации этой функции нужен специальный механизм представления, направленный на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.
Каждый человек индивидуален, а значит, изучая окружающий мир и явления, он пропускает его через свое сознание, через свои ощущения, выражая свое отношение к этому миру с помощью образно-символического языка, понятного ему. Значит, необходимо дать детям возможность “изобразить” свое отношение к изучаемому явлению в знаках и символах, понятных ему и научить видеть другие знаковые системы.
Итак, преобразовывая “обычные” учебные задачи в графические образы, понятные ребенку, он сам поднимается на новый уровень. “Графический образ как дидактическая технология ориентирован на развитие воображения, воображение же – атрибут творчества”.[6] Развивая “образ вообще”, а “графический” в особенности, мы сближаем учебное и научное познание.
В современных науках о человеке: философии, психологии, аксиологии, культурологии, лингвистике - убедительно показано, что смысловые образования как проявления мотивационно - смысловой и ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека (А.Н. Леонтьев, JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, Б.В.Зейгарник, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, O.K. Тихомиров, Ф.Е. Василкж, Д.А. Леонтьев, Л.Г. Ионин, Г.Л. Тульчинский, В.В. Столин. Е.В. Субботский, В.Э. Чудновский, В.А. Ядов). Именно они оказываются той инстанцией, которая подчиняет себе другие жизненные проявления личности (А.Н. Леонтьев). В связи с этим возникают закономерные вопросы детерминации смыслов и механизмов смыслообразования.[1]
“Благодаря своим сущностным характеристикам образно – символическое мышление способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности. Поэтому проблема формирования образно-символического мышления – важнейшая проблема теории и практики образования”.[5]
Литература.
- Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе. Автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата, Специальность ВАК РФ: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. http://nauka-pedagogika.com/viewer/42592/a?#?page=20
- Амонашвили Ш.А. “Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование”. М. Педагогика, 1984. – 296 с.
- Атаманская М.С. “Технология графических образов”. Ростов–на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.
- Зинченко В.П., под ред. Мещерякова Б.Г. “Большой психологический словарь”. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Потанина Л.Т., Гусев А.Н. “Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности”, Вопросы психологии, 2008 г. №2.
- Фоменко В.Т. Введение “Технология графических образов”. Ростов–на- Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.