УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
- формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении;
- вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью;
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.
Задачи урока:
- знать, что такое прямая речь;
- учиться отличить слова автора от прямой речи;
- уметь находить прямую речь в предложении и пунктуационно грамотно оформлять её на письме.
Планируемые результаты |
Личностные УУД
|
Основные понятия: |
прямая речь, слова автора, кавычки. |
Формы обучения: |
индивидуальная, парная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения: |
по источнику "передачи знаний": словесный, наглядный; |
Приемы обучения: |
фронтальный опрос, работа в группах, парах, самостоятельная работа. |
Оборудование |
ЭОР: презентация, компьютер, проектор. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный момент |
Когда мы улыбаемся, |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Личностные: мобилизация внимания
|
Проверка домашнего задания (из упр.244 выпишите слова:
|
Орфографическая разминка (Презентация. Слайды 2, 3)
Синтаксическая разминка (Слайд 4) |
Выполняют задания с последующей самопроверкой. (Формирование орфографической зоркости) |
Регулятивные: саморегуляция
|
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. |
– Посмотрите фрагмент мультфильма (Слайд 5) |
Отвечают на вопрос учителя
Отвечают на вопросы учителя. – Не знаем, как правильно оформить данное предложение на письме |
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
– Прочитайте данное предложение.
– А кто передаёт нам слова рыбки? – Ребята, так что же такое прямая речь, как вы поняли? – Пишется прямая речь с какой буквы? |
Читают предложение – Автор Читают – Рыбки – Автор, говорящий – Он их передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения
– Это предложения с прямой речью – Предложения с прямой речью
Записывают тему урока в тетрадь – Выяснить, что такое прямая речь, научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, научиться составлять схемы предложений с прямой речью. – Да
– В начале предложения
Работают с предложением
|
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Принятие и сохранение учебной задачи (Р1)
|
Этап первичного закрепления
Физминутка
|
– Давайте обобщим, что же мы узнали с вами о предложениях с прямой речью.
– Всё ли правильно мы сделали, давайте посмотрим.
– Самостоятельно составьте схему к данному предложению. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. – Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём(Слайд 10) Объяснительный диктант. – Обратите внимание, что в словах автора всегда есть слова-говорения. Назовите мне эти глаголы-говорения – Бывает так, что некоторые люди используют в речи один глагол. Это обедняет речь. Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд своими словами (слайды 11-12) Составление схем предложений с последующей проверкой.. 1 «Здравствуй барыня-сударыня!» – говорит старик своей старухе. (слайд 13) 2. И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет». |
– Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи, всегда пишется с большой буквы, заключена в кавычки, после слов автора ставиться двоеточие
Один учащийся по желанию работает у доски, остальные на местах – Правильно составили схему к предложению Составляют схему, делают вывод.
– Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка после них.
Выполняют упражнения
Один учащийся работает у доски (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.
– Говорит, вымолвил, отвечает
|
Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
|
Этап самостоятельной работы Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи |
– А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. |
Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) Приложение 1 1. Народ-то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа! (Тексты заданий напечатаны на карточках. Слайды 15-17) |
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке |
– А теперь самостоятельная работа.Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике. – Давайте закончим предложения, данные на слайде (слайд 19) |
Выполняют тест Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.
Учащиеся продолжают предложения |
Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Слайд 20 Домашнее задание (слайд 21): (на выбор) Выучить параграф 30 на стр.143.
|
Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные.
Записывают домашнее задание
|
Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей.
|
Используемая литература
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.
- Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт.-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004.