III.Постановка
учебной задачи.
Самоопределение к деятельности.
Выявление проблемы. |
– Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Чтобы узнать, как называют таких людей, предлагаю расположить карточки с числами по порядку. Переверните карточки и прочитайте какое слово получилось: «толерантность» – 1 группа, «терпение» – 2 группа
– Что бы вы хотели узнать? Посоветуйтесь в группе (Приложение 1, слайд 3)
– Что такое толерантность?
– Как связаны между собой слова толерантность и терпение?
– Какого человека можно считать толерантным? |
Располагают карточки с числами по порядку – групповая работа.
Обсуждение в группе
|
К. навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, слушать и понимать речь других;
Р. выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия;
П. сформировать у учащихся представление о толерантности; |
IV. Знакомство с понятием «толерантность
Первичное усвоение новых знаний
|
– Кто из вас раньше слышал это слово? Где?
– Когда мы не знаем лексического значения слова, как нужно поступить?
– Поработайте с источниками, которые лежат на партах и найдите в них лексическое значение слова «толерантность».
(Слайд 4) Вот что говорится в энциклопедии: это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, это форма самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
– Ребята, внимательно перечитайте определение слова «толерантность» и подумайте, какими качествами должен обладать любой человек, чтобы его можно было назвать толерантным? Посоветуйтесь в группе.
– Молодцы! Предлагаю проверить вашу работу в группе. (Слайд 5)
– Итак, как называют людей, которые обладают этими качествами? Запомните это слово и старайтесь использовать его в своей речи.
– Как вы думаете, каких качеств вам не хватает, чтобы вас можно было назвать толерантным человеком?
(Слайд 6)
– Есть очень хорошая поговорка: "Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой".
– В жизни нужно всегда помнить об этом золотом правиле.
(Слайд 7)
– Чтобы люди всегда помнили об этом и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности или День терпения.
– Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, что общего у нас (1 гр.) и чем мы отличаемся (2 гр.)?
– Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности и черты характера. Подумайте, какими положительными качествами обладает ваш сосед.
– Это здорово?
– Это хорошо?
– Это замечательно?
– А это правильно?
– Это здорово?
– Ребята, что вы заметили?
Учитель обращает внимание детей на повторяющиеся характеристики.
Вывод: (Слайд 8) Мы все разные, но у нас много общего!
(Слайд 9)
– Все мы такие разные живем на замечательной планете – Земля. Земля– это общий дом для всех жителей планеты. И хочется, чтобы на земле всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
1 ученик: Велика наша Россия, широки ее просторы. Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.
2 ученик: Если спросить, что для народов России всегда было самым главным, то вам ответят. ДРУЖБА НАРОДОВ
1 ученик: Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.
2 ученик:
Все непохожие и разнокожие,
Русоволосые и кареглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные
Все дружные и это главное.
1 ученик: Мы с вами проживаем в городе Киселевск, учимся в 16 школе, в 4Б классе, который тоже является многонациональным. По нашим данным в классе учится 29 учащихся – 7 национальностей. Это: азербайджане, армяне, казахи, татары, молдаване, русские, немцы.
(Слайд 11)
2 ученик: Каждый должен уважать других людей, их национальные обычаи и традиции, стремиться узнавать их культуру.
1 ученик:
Все мы – народов разных дети,
Россия наш огромный общий дом.
Веками мы живем под общей крышей
Нам хорошо, уютно в доме том.
– Ребята, каждой группе было дано домашнее задание: нужно представить культуру той национальности, представителями которой вы являетесь.
(Слайд 12)
– В народе говорят: “От вкусной еды и каменное сердце размякнет, а от хорошего танца и скупой щедрым станет!»
Украинский танец (Приложение 3)
(Слайд 13)
– Каждый народ любит праздники. Татары не исключение. Праздник требует особого отношения, да и особых взаимоотношений. Праздничные заботы волновали людей не меньше, чем сам праздник.
- Сначала ходят в мечеть.
- Слайд 14 Убираются дома: моют пол, стены, подметается двор.
- Слайд 15 Праздничная посуда отличается разнообразием форм, цветов.
- Слайд 16 Готовят праздничную одежду.
- Слайд 17 Готовят кушанья (“Чак-чак” – сдобные мелкие шарики из теста с мёдом, сваренные в масле; “Балеш” – пирог с кусочками жирного мяса, чай с молоком)
– Ребята приготовили национальные угощения для всех. Азербайджане – «Пахлава», «Шекербура». Татары «Чак-чак»….
– Во время обеда у гостей будет возможность продегустировать национальные блюда, а ребята попробуют их после занятия. Итак, мы познакомились с танцами, обычаями и блюдами разных национальностей.
– А для чего нам всем нужно это знать? |
Работа со словарем – работа в группе
Работа в группе – 1 человек от группы высказывается.
Высказываются учащиеся.
Называют качество.
Хором говорят:
– Это здорово!
– Это хорошо!
– Это замечательно!
– Это правильно!
– Это здорово!
Высказывание мнений
Слушают, осознают
Рассказывают 2 ученика.
Подготовленные учащиеся исполняют танец.
Ученик рассказывает о традициях татар.
Подготовленные учащиеся рассказывают о блюдах.
Высказывания детей. |
Л. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; воспитывать чувство уважения друг к другу; развивать мышление;
Р. выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку;
П. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
П-1. находить нужную информацию в разных источниках, использовать её в беседе, осознавать появление новых знаний, расширять кругозор;
П-2. анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения
К. навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, слушать и понимать речь других;
П. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
Л. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; развивать
мышление;
Р. выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку, слушать оценку своих ответов;
П-1. использовать новую информацию в беседе, осознавать появление новых знаний, расширять кругозор;
П-2. анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения
К. навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, слушать и понимать речь других; |
V. Проверка полученных знаний.
VI. Рефлексия
|
(Слайд 18)
Ученик: (Приложение 4)
Видеоклип песни Светланы Солнцевой «Давайте дружить» – поют учащиеся (Приложение 5 (minus) или Приложение 8
– Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Логотип дня толерантности – руки. Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. И мы с вами тоже вырастим дерево толерантности. Оно покроется разноцветными ладошками, словно листвой.
– Выберите те ладошки, на которых написаны качества толерантного человека:
Для 1 группы: злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, хвастовство, равенство, грубость, зазнайство, уважение, сострадание, прощение, уважение прав другого, терпение, милосердие
Для 2 группы: бессердечность, равенство, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, поддержка, миролюбие, сотрудничество, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, уважение человеческого достоинства, принятие другого,
– Предлагаю вернуться к вопросам, которые мы обозначили вначале занятия:
(Слайд 19)
– Что такое толерантность?
– Как связаны между собой слова толерантность и терпение?
– Какого человека можно считать толерантным?
– Ребята, у вас на столах лежат слова. Составьте из них предложение и прочитайте его хором всей группой.
(Слайд 20)
– Помните: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты – нельзя!» Это правило, сохраните в своих сердцах, делах и поступках!
– В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.
(Слайд 21)
Ученик: (Приложение 7)
(Слайд 22)
– Сегодня на занятии я учился…
– Сегодня на занятии я узнал…
– Я понял, что…
– Я почувствовал, что…
– Больше всего мне понравилось… |
Выбирают ладошки и крепят на доску, вслух зачитывают качество.
Высказывают свое мнение.
Мы вместе – в этом наша сила. Когда мы вместе, так и душа на месте
Ученик читает стихотворение, остальные слушают.
Продолжают предложения. |
Л. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; развивать мышление;
К. навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, слушать и понимать речь других;
П. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
П-1 использовать новую информацию в беседе, осознавать появление новых знаний, расширять кругозор;
Л. Умение оценивать свои знания и то, что усвоено. |