Внеклассное интеллектуальное мероприятие по математике «Своя игра»

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Краткая аннотация: разработка представляет собой внеклассное  мероприятие,  которое может проводиться среди учащихся 10 – 11 классов школы. Мероприятие можно провести в рамках недели математики или в конце учебного года.   Аналог телевизионной викторины «Своя игра».

Цель игры:  повышение математической и общей культуры учащихся, развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предмета.

Мероприятие полностью сопровождается презентацией.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблички с эмблемой игры «Своя игра» .

Программа, в которой создан ресурс – Power Point 2010.

Автор шаблона игры: Салиш Салтанат Салишевна – учитель начальных классов СШ №53 г. Актобе (Республика Казахстан),  (шаблон взят с международного сообщества учителей «Учительский портал»).

Подготовка к мероприятию

1. Для проведения игры «Своя игра» необходимо выбрать трёх игроков из класса. Это можно сделать так: в шапке у учителя листочки, количество которых равно количеству присутствующих; 3 листочка с цифрами: 1; 2; 3 (на каждом одна цифра); остальные пустые. Играть будут те, кто вытащил листочек с цифрой. Каждый игрок получает карточку с индивидуальным номером и прикалывают её у себя на груди (Приложение 1). Каждый игрок получает сигнальную карточку (Приложение 2).
2. Игра начинается с того, что один из игроков, обычно под номером 2, выбирает вопрос из игрового табло презентации. На табло пять тем по пять вопросов в каждой – всего 25 вопросов. Вопросы в каждой теме стоят соответственно 10, 20, 30, 40 и 50 очков.
   На экране появляется выбранный вопрос, и, после этого, игрокам отпускаются несколько секунд на размышление и на поднятие карточки с эмблемой «Своя игра». Тот, кто поднял карточку раньше, имеет право на ответ. Если игрок отвечает правильно, то стоимость вопроса переходит на его счёт и он получает право выбора следующего вопроса. Если же он отвечает неверно, то стоимость вопроса снимается с его счёта, а другие игроки получают возможность ответить на тот же вопрос. Если правильный ответ так и не прозвучит, то ответить может любой ученик, в противном случае его открывает ведущий, нажав на активное слово «Ответ», а вопрос вновь выбирает последний выбиравший игрок.
3. Помимо обычных вопросов, в игре существуют несколько специальных — «Кот в мешке». Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу. Игра заканчивается после того, как будут выбраны все 25 вопросов.
4. За ходом игры следит жюри из 3 учащихся, они фиксируют счёт каждого игрока. После завершения игры жюри объявляет результаты интеллектуального состязания.

Сценарий мероприятия.

1. Учителю нужно пролистать 6 первых слайдов Презентации по щелчку мыши, в среднем темпе, пока звучит музыка. На слайдах указаны категории, сопровождаемые фотографиями и картинами, в целях повышения общей культуры учащихся.

На слайде №7 находится табло с вопросами мероприятия «Своя игра»:

Игрок под номером 2 выбирает любой вопрос из любой категории, по щелчку мыши осуществляется переход к этому вопросу. Например, вопрос на 40 баллов категории «Быстрый счёт». По активной кнопке «ответ» переход на слайд, содержащий правильный ответ (слайды 26-27).
  
Затем по активной кнопке, находящейся в правом нижнем углу слайда с ответом, переход на слайд №7 (табло с вопросами).

Как видно на слайде, вопроса на 40 баллов в категории «Быстрый счёт» нет. Аналогично происходит и с «Котом в мешке», например (слайды 14-17), затем опять переход на слайд №7.

В конце игры слайд с вопросами выглядит так:

 

Вопросы  к мероприятию

1. Категория «Математика и архитектура».

10 баллов: К какому геометрическому телу стремились приблизить форму Останкинской башни? (К конусу)
20 баллов: Два тысячелетия тому назад в Древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза – красота – … Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками. (Прочность)
30 баллов: Какое геометрическое тело можно назвать символом архитектоники? (Пирамиду)
40 баллов: Церковь Вознесения в с. Коломенском (ныне Москва) является шедевром древнерусского зодчества, это один из первых каменных шатровых храмов на Руси. Какое геометрическое тело составляет основной объём храма: а) цилиндр; б) пирамида; в) двадцатигранная призма?
(двадцатигранная призма)
50 баллов: Что из математики можно назвать универсальным языком архитектуры: а) степени; б) пропорции; в) функции; г) логарифмы?
(Пропорции)

2. Категория «Быстрый счёт».

10 баллов: Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? (восемь)
20 баллов: Сравните  и
  )
30 баллов: Найдите устно значение выражения: .
(
40 баллов: Сравните  и .         (  )
50 баллов: Решите уравнение: .
(решений нет)

3. Категория «Геометрия».

10 баллов: Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто её автор?
 (Ответ: «Начала» Евклида, написанные в IV в. до н. э.)
20 баллов: Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов»?
(Ответ: Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в то время, когда пришёл римский солдат. По преданию, Архимед был увлечён решением геометрической задачи, чертёж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе своего военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.)
30 баллов: Кто является автором самого первого учебника геометрии. Он же является однофамильцем известного греческого медика.  (Ответ: Гиппократ)
40 баллов: В Древнем Египте 4000 лет назад землемеров называли «гарпедонаптами», т.е. «канатонатягивателями». С чем связано такое название?  (В Древнем Египте для построения прямых углов применялась теорема, впоследствии получившая название теоремы Пифагора. А так как прямоугольный треугольник со стороной 3, 4 и 5м строился с помощью натягивания каната на колышки, воткнутые в землю в вершинах треугольника, то древних землемеров и называли «канатонатягивателями»)
50 баллов: Назовите фамилию древнегреческого учёного, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трём его сторонам.
 (Ответ: Герон)

4. Категория «О, математика…».

10 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит...» (Михаилу Васильевичу Ломоносову)
20 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Николаю Ивановичу Лобачевскому)
30 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «В мире нет места некрасивой математике» (Видному английскому математику Годфри Харди)
40 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир»
(Иоганн Вольфганг Гёте)
50 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д.Пойа – венгерский, швейцарский и американский математик)

5. Категория «Шарады».

10 баллов:

Читаем мы направо смело –
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево –
Увидим разновидность древа.
(Куб, бук)

20 баллов:

Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять –
Буду, как ветер, вас по морю мчать
(Катет, катер)

30 баллов:

Первое – предлог, второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом.
(Задача)

40 баллов:

Из числа  «3» вы мой первый слог возьмите
Второй из слова голубцы,
А третьим лошадей вы погоните,
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Четвертым будет блеянье овцы,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой…
(Тригонометрия)

50 баллов:

Три слога в слове. Первый слог –
Большой снеговика кусок.
Осуществляют слог второй
Слоны, придя на водопой.
А третий слог зовётся так,
Как раньше звали твёрдый знак.
Соедини все три как надо –
Получишь ЭВМ в награду!
(Компьютер)

Использованная литература

1. Внеклассная работа по математике. 5 – 11 классы / А.В.Фарков. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс,2009.
2. Учебно-методическая газета «Математика»  (1998 – 2013гг.)