Пояснительная записка
Краткая аннотация: разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое может проводиться среди учащихся 10 – 11 классов школы. Мероприятие можно провести в рамках недели математики или в конце учебного года. Аналог телевизионной викторины «Своя игра».
Цель игры: повышение математической и общей культуры учащихся, развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предмета.
Мероприятие полностью сопровождается презентацией.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблички с эмблемой игры «Своя игра» .
Программа, в которой создан ресурс – Power Point 2010.
Автор шаблона игры: Салиш Салтанат Салишевна – учитель начальных классов СШ №53 г. Актобе (Республика Казахстан), (шаблон взят с международного сообщества учителей «Учительский портал»).
Подготовка к мероприятию
1. Для проведения игры «Своя игра» необходимо выбрать трёх игроков из класса. Это можно сделать так: в шапке у учителя листочки, количество которых равно количеству присутствующих; 3 листочка с цифрами: 1; 2; 3 (на каждом одна цифра); остальные пустые. Играть будут те, кто вытащил листочек с цифрой. Каждый игрок получает карточку с индивидуальным номером и прикалывают её у себя на груди (Приложение 1). Каждый игрок получает сигнальную карточку (Приложение 2).
2. Игра начинается с того, что один из игроков, обычно под номером 2, выбирает вопрос из игрового табло презентации. На табло пять тем по пять вопросов в каждой – всего 25 вопросов. Вопросы в каждой теме стоят соответственно 10, 20, 30, 40 и 50 очков.
На экране появляется выбранный вопрос, и, после этого, игрокам отпускаются несколько секунд на размышление и на поднятие карточки с эмблемой «Своя игра». Тот, кто поднял карточку раньше, имеет право на ответ. Если игрок отвечает правильно, то стоимость вопроса переходит на его счёт и он получает право выбора следующего вопроса. Если же он отвечает неверно, то стоимость вопроса снимается с его счёта, а другие игроки получают возможность ответить на тот же вопрос. Если правильный ответ так и не прозвучит, то ответить может любой ученик, в противном случае его открывает ведущий, нажав на активное слово «Ответ», а вопрос вновь выбирает последний выбиравший игрок.
3. Помимо обычных вопросов, в игре существуют несколько специальных — «Кот в мешке». Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу. Игра заканчивается после того, как будут выбраны все 25 вопросов.
4. За ходом игры следит жюри из 3 учащихся, они фиксируют счёт каждого игрока. После завершения игры жюри объявляет результаты интеллектуального состязания.
Сценарий мероприятия.
1. Учителю нужно пролистать 6 первых слайдов Презентации по щелчку мыши, в среднем темпе, пока звучит музыка. На слайдах указаны категории, сопровождаемые фотографиями и картинами, в целях повышения общей культуры учащихся.
На слайде №7 находится табло с вопросами мероприятия «Своя игра»:
Игрок под номером 2 выбирает любой вопрос из любой категории, по щелчку мыши осуществляется переход к этому вопросу. Например, вопрос на 40 баллов категории «Быстрый счёт». По активной кнопке «ответ» переход на слайд, содержащий правильный ответ (слайды 26-27).
Затем по активной кнопке, находящейся в правом нижнем углу слайда с ответом, переход на слайд №7 (табло с вопросами).
Как видно на слайде, вопроса на 40 баллов в категории «Быстрый счёт» нет. Аналогично происходит и с «Котом в мешке», например (слайды 14-17), затем опять переход на слайд №7.
В конце игры слайд с вопросами выглядит так:
Вопросы к мероприятию
1. Категория «Математика и архитектура».
10 баллов: К какому геометрическому телу стремились приблизить форму Останкинской башни? (К конусу)
20 баллов: Два тысячелетия тому назад в Древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза – красота – … Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками. (Прочность)
30 баллов: Какое геометрическое тело можно назвать символом архитектоники? (Пирамиду)
40 баллов: Церковь Вознесения в с. Коломенском (ныне Москва) является шедевром древнерусского зодчества, это один из первых каменных шатровых храмов на Руси. Какое геометрическое тело составляет основной объём храма: а) цилиндр; б) пирамида; в) двадцатигранная призма?
(двадцатигранная призма)
50 баллов: Что из математики можно назвать универсальным языком архитектуры: а) степени; б) пропорции; в) функции; г) логарифмы?
(Пропорции)
2. Категория «Быстрый счёт».
10 баллов: Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? (восемь)
20 баллов: Сравните и
)
30 баллов: Найдите устно значение выражения: .
(
40 баллов: Сравните и . ( )
50 баллов: Решите уравнение: .
(решений нет)
3. Категория «Геометрия».
10 баллов: Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто её автор?
(Ответ: «Начала» Евклида, написанные в IV в. до н. э.)
20 баллов: Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов»?
(Ответ: Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в то время, когда пришёл римский солдат. По преданию, Архимед был увлечён решением геометрической задачи, чертёж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе своего военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.)
30 баллов: Кто является автором самого первого учебника геометрии. Он же является однофамильцем известного греческого медика. (Ответ: Гиппократ)
40 баллов: В Древнем Египте 4000 лет назад землемеров называли «гарпедонаптами», т.е. «канатонатягивателями». С чем связано такое название? (В Древнем Египте для построения прямых углов применялась теорема, впоследствии получившая название теоремы Пифагора. А так как прямоугольный треугольник со стороной 3, 4 и 5м строился с помощью натягивания каната на колышки, воткнутые в землю в вершинах треугольника, то древних землемеров и называли «канатонатягивателями»)
50 баллов: Назовите фамилию древнегреческого учёного, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трём его сторонам.
(Ответ: Герон)
4. Категория «О, математика…».
10 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит...» (Михаилу Васильевичу Ломоносову)
20 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Николаю Ивановичу Лобачевскому)
30 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «В мире нет места некрасивой математике» (Видному английскому математику Годфри Харди)
40 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир»
(Иоганн Вольфганг Гёте)
50 баллов: Кому принадлежат следующие слова: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д.Пойа – венгерский, швейцарский и американский математик)
5. Категория «Шарады».
10 баллов:
Читаем мы направо смело –
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево –
Увидим разновидность древа.
(Куб, бук)
20 баллов:
Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять –
Буду, как ветер, вас по морю мчать
(Катет, катер)
30 баллов:
Первое – предлог, второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом.
(Задача)
40 баллов:
Из числа «3» вы мой первый слог возьмите
Второй из слова голубцы,
А третьим лошадей вы погоните,
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Четвертым будет блеянье овцы,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой…
(Тригонометрия)
50 баллов:
Три слога в слове. Первый слог –
Большой снеговика кусок.
Осуществляют слог второй
Слоны, придя на водопой.
А третий слог зовётся так,
Как раньше звали твёрдый знак.
Соедини все три как надо –
Получишь ЭВМ в награду!
(Компьютер)
Использованная литература
1. Внеклассная работа по математике. 5 – 11 классы / А.В.Фарков. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс,2009.
2. Учебно-методическая газета «Математика» (1998 – 2013гг.)