Коррекционно-развивающая программа для младших школьников «В волшебном лесу»

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Описание

Программа коррекционно-развивающая психолого-педагогическая, авторская, апробированная. Программа работы с обучающимися, испытывающими тревожность. Направлена на преодоление проблем и компенсацию недостатков, а именно коррекцию тревожности и развития коммуникативных навыков в целом. Программа создана в связи с высоким уровнем тревожности у дошкольников и младших школьников. Проводится по запросу родителей.
Предназначена для индивидуального или группового проведения (не более 5-6 человек).
Рассчитана на детей 6-8 лет, имеющих проблемы с тревожностью.

Цель: оптимизация уровня тревожности.

Задачи: обучение приемам саморегуляции, формирование навыка позитивного выхода из ситуации тревоги; коррекция личностных особенностей, способствующих повышению тревожности.

Научное обоснование программы

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии: а именно коррекцию обнаруженных проблем с повышенной тревожностью.
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений к психологу педагогов и родителей детей с различными проблемами в обучении, развитии и общении, которые все сводились в итоге к одной: повышенная тревожность. 
Тревожность будем определять, как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. (Психологический словарь, 1977, с. 386)
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личности, тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценки, самоуважению.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование способностей, изучение продуктов деятельности, оценивание.

Структура

Программа состоит из 12 занятий, первое и последнее из них диагностическое.
Структура занятий. Каждое занятие, включая диагностические, содержит в себе авторскую психотерапевтическую сказку для оптимизации уровня тревожности.
Первое и заключительное занятие – диагностические, включают в себя тесты, изучающие актуальный уровень ситуативной тревожности.
Каждое занятие (2-11) кроме психотерапевтической сказки содержит ряд упражнений на формирование навыков саморегуляции, позитивного выхода из ситуации тревоги и коррекцию личностных особенностей, способствующих повышению тревожности.

Используемые методики

Диагностические: тест тревожности Р.Темпла, В.Амена, М.Дорки., проективная методика «Несуществующее животное». Коррекционные: медитативные техники, техники из телесно-ориентированной терапии, психокоррекционные сказки, упражнения на формирование коммуникативного навыка.

Ограничение на участие в программа: если обучающийся имеет заключение ПМПК или иной документ, указывающий на диагноз или отклонение в развитии, то занятия проводятся индивидуально.

Литература:

http://vocabulary.ru/dictionary/478/page/77
http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM

Программа по коррекции тревожности для младших школьников
с авторскими сказками.

Сказка первая. Про гномика Стива.

Всем известно, что в мире живут и гномы, и эльфы.
Гномы селятся на полянках, солнечных и красивых. Эти полянки люди не видят. Живут они большими семьями в домиках грибочках.
А эльфы живут в домиках-плодах на деревьях. Одно из поселений гномов называлось Земляничная поляна. В одном из домиков – грибочков жила семья Бимов. Это была  хорошая семья и в ней все любили маленького Стива.  Дома он чувствовал себя хорошо. Каждый день он ходил в  школу. Но совсем этого не любил. В его классе учился гном Рин Гам. Он был  сильный и злой. С ним дружили или   хотели дружить все мальчики в классе. Стив не хотел. Он держался в стороне. Но Рин с другими мальчиками смеялся над ним. Иногда подлавливали в туалете или в раздевалке. Стив переживал, но никому не рассказывал. Однажды это увидел учитель Дан. Он отвел его в сад возле школы и рассказал ему о том, что было время и его в школе обижали. Но потом нашёлся человек который помог, подсказал, что делать.
– Он посоветовал заняться мне спортом. В секции я нашёл много друзей. Потом посоветовал стать популярным – я старался учиться и у меня получалось. Я стал помогать другим, и меня стали уважать одноклассники. Но главное, не надо скрывать свои проблемы от взрослых. Они всегда помогут и подскажут.

Сказка вторая. Про эльфёнка Ларри и занятую маму.

В семье эльфов жил маленький эльфёнок Ларри. Его мама заведовала опылением всех цветов в лесу. У неё было много забот и много  подчинённых. Заниматься маленьким  Ларри   у неё не было времени. Он каждый вечер с нетерпением ждал маму. Хотел рассказать, что было в школе. Какую книгу он прочитал. Хотел посоветоваться.
Но мама приходила домой с бумагами, весь вечер звонила кому-то. От просьб Ларри отмахивалась и говорила:
– Не мешай.
Маленький эльф всё чаще думал, что мама его не любит. Однажды он сидел на ветки акации и грустил. К нему подлетел эльфёнок Келли, местный хулиган. Он рассказал:
– На меня тоже родители не обращали внимания. А потом я стал бить окна, драться, прогуливать школу и получать двойки. И они сразу обратили на меня внимание.
Келли улетел. А Ларри задумался: не хотел он такого внимания.
Тут надо сделать маленькое отступление и сказать, что и гномики и эльфы учились в одной волшебной школе. И если что-нибудь случалось в школе все обращались за помощью к волшебнику Дану. Поэтому эльфенок робко постучал в дверь кабинета волшебника. Рассказал ему о своей беде. 
– Да, чтобы тебя заметили, – ответил волшебник Дан, – надо проявить себя: в спорте, в творчестве, в учёбе. В чём у тебя талант?
– Рисую хорошо! Мои работы выставляю на следующей неделе в школе на выставке.
– Ну вот, надо только маме приглашение красиво отдать: может по почте послать на работу? И тогда всё получится.

Сказка третья. Про гномика Мима и страшные сны.

Гномик Мим с некоторых пор стал плохо спать. Ему снились кошмары, он часто просыпался и смотрел иногда часами в потолок. Родителям он боялся признаться в этом, потому что ему всё время снилась школа: он выходит к доске и не может ответить. Мама хотела, чтобы он учился на «5», а у него не получалось. За старания учитель ставили ему «4». А мама ворчала и вечно выговаривала ему.
Из-за того, что гномик Мим плохо спал ночью, он стал рассеян и невнимателен на уроках. Однажды даже написал контрольную на «3». Из-за этого он расплакался, и учитель хотел поговорить с гномиком, но тот не стал и убежал в коридор.
На большой перемене дети решили поиграть в прятки. Мим спрятался в шкафу, где хранились спортивные формы. Ждал – ждал пока его найдут. Но про него забыли и он заснул. И в очередной раз ему приснился страшный сон. О закричал и заплакал, и вывалился из шкафа в класс прямо посреди урока. И его отвели к волшебнику Дану.
Ему то Мим и рассказал о своих кошмарах. Волшебник предложил ему нарисовать свой страх и разорвать листок. А ещё обязательно рассказать обо всём маме.
(Предложить детям сделать то же самое: вспомнить и нарисовать свой страх, а потом рисунок разорвать).
И предложил одну игру, которая должна помочь. Называется она «5 плюсов».
– Правила очень простые: надо найти 5 плюсов в любой ситуации. Например, сегодня ты «3». Найди в этом положительные стороны: тебе придётся повторить материал, будешь знать его лучше, пообщаешься с учителем, будешь стараться и добьёшься успеха.

Сказка четвёртая.  Про эльфёнка Рина

Учителя эльфёнка Рина часто делали ему замечания на уроках: он отвлекался, смотрел в окно, задумывался и не слушал. Мысли его были где-то далеко. Поэтому он допускал многочисленные ошибки. Не понимал пройденного материала. Однажды после уроков учитель Анорин оставил Рина после уроков и стал спрашивать о причинах изменения в учёбе. Эльфёнок долго молчал. И учитель уже хотел закончить разговор, но вдруг расплакался и рассказал, что дома родители часто ссорятся, даже ругаются. И уже даже решили жить отдельно. А он, Рин, словно и не нужен. Учитель задумался и сказал: «В жизни бывает нечто, что не зависит от нас, но очень нас тревожит и расстраивает».
А после он предложил подумать: на что похожа его тревога, обида и печаль. Потом нарисовать и дать имя. Рин нарисовал жуткую черную каракатицу посреди листа и рассказал о невесёлой жизни Закаляки.
Тогда учитель предложил ему карандаши другого цвета и попросил нарисовать друга или помощника для Закаляки. А ещё всё, что она любит. Когда рисунок был закончен, то оказалось, что Закаляка не такая и страшная.
//Можно провести  упражнение для участников группы//

Сказка пятая. Про гномичку Ферю

Феря даже среди маленьких гномиков была самая маленькая. Ходила она низко, опустив голову, и старалась быть незаметной. На уроках не отвечала. Вздрагивала всегда, когда Учитель Дан называл её имя. А если получала низкие оценки – тихо плакала.
Учителя это очень беспокоило.   И однажды вечером он отправился к Ферри домой. Ещё не доходя до её двери, он не услышал высокий женский голос, отчитывающий девочку: за неспособность, за глупость и лень. И учителю представилась тихо плачущая Ферри. Он постучал – ему открыла дверь высокая Гномиха. Конечно же, Учитель и мама поговорили между собой на кухне. О чём Ферри не знала, но мама выглядела виноватой.
На другой день Учитель привёл в класс тренера по гимнастике и предложил Фери пойти на тренировку. Через несколько месяцев гномичку было не узнать: она словно подросла и повеселела, стала общительной и даже болтливой. А её победы на соревнованиях помогли задрать нос.

Сказка шестая. Про эльфенка Нима

Эльфенок Ним рос в большой семье: у него было два старших брата и одна старшая сестра. Все они замечательно учились, были спортсменами, активистами и артистами. Родители очень гордились своими старшими детьми и ставили их в пример. Ним очень старался, но вместо пятерок, получались четверки. Вместо первого места на соревнованиях – второе или третье. Родители высказывали свое недовольство, а Ним расстраивался и плакал.
Однажды, получив очередную четверку, Ним расплакался прямо в школе. Его слезы заметил тренер по полетам и решил поговорить после тренировки. Ниму нечего было скрывать: он сказал, что хочет получать пятерки и занимать первые места, как старшие братья и сестра. Тренер удивился и спросил, точно ли этого хочет он или его родители. Эти слова удивили Нима. Он задумался
– А чем бы ты хотел заняться? – спросил тренер.

– Если честно, – ответил Ним, – я хотел бы совершить подвиг. Сделать что-то необычное. Например, залезть на самое высокое дерево. Ну на то, где мудрый филин живет.
– Что же попробуй. Только возьми с собой опытного деревохода. Может это сделает тебя лучше и увереннее в себе.

Сказка седьмая. Про гномика Крона

Гномик Крон был старшим в семье. У него было пять младших братьев и сестер. Родители много работали, поэтому за «мелких» отвечал всегда Крон: их надо было напоить, накормить, присмотреть, чтобы они поиграли, сделали уроки. Да ещё и самому надо хорошо учиться, чтобы, как говорили мама  и папа, быть примеров для братьев и сестер. А так хотелось побегать, поиграть.
Когда все-таки что-то случилось: кто-то из младших получал двойку, разбивал коленку, набивал шишку, то виноват всегда был Крон. И он знал, что виноват. И всегда боялся, что что-то случится. Даже плохо засыпал по вечерам.
Однажды днем Крон сидел на лавочке возле дома, смотрел на то, как играют сестры и братья. Ему было грустно. Он чувствовал себя усталым. К нему подошла самая младшая сестра – Лялечка: 
– Улыбнись, – сказала она.
– Отстань, – вяло сказал Крон. – Не хочу.
– Всё рано, улыбнись.
Крон устало кивнул головой и улыбнулся.
– И улыбайся. Долго.
Крон сидел улыбался и чувствовал себя дураком. Потом настроение стало меняться, мир приобрел другие краски, заискрилось солнце, ярче заиграли красками цветы, все стали симпатичными. Крон засмеялся и сказал сестренке, сидящей рядом:
– Спасибо.

Сказка восьмая. Про эльфеньку Юни

Мама и папа часто и подолгу ругались: они много работали и каждый на ответственном посту. А дома делили домашние обязанности.  Юни тихо сидела в комнате и слушала их взволнованные голоса. Порою эльфийка с тревогой ждала вечера. Часто с неохотой шла домой. Так как это продолжалось часто, то Юни стала замкнутой, малообщительной. Она подолгу сидела в своей комнате, прижав к себе старого любимого плюшевого мишку. Её девочки – эльфийки звали гулять – она отказывалась. Предлагали посмотреть новый мультфильм – отказывалась.
Последней каплей в тревоге окружающих за Юни был её отказ прочесть к уроку новую сказку. Учитель удивился, расстроился и оставил Юни после уроков. Девочка села на краешек стула, сжала руки и опустила голову.
– Почему ты не прочитала сказку? – спросил учитель.
– Не хотела… Сначала взяла – хотела. Но не смогла. Учитель задумался: надо отправлять девочку к волшебнику Дану.
Несколько дней волшебник встречался с Юни, они вели беседы. Он узнал всё о семье, о её проблемах и тревогах. И в первую очередь пригласил родителей к себе.
О чем они беседовали, Юни не узнала, но вечера дома изменились: родители стали меньше ссориться и спорить. Стали приходить к Юни в комнату по вечерам, спрашивали: как дела, что нового? Всё это удивляло и радовало девочку.
Но самое интересное – это были занятия с волшебником Даном. Они рисовали, сочиняли сказки. И Юни вновь стали общаться с подругами, играть с ними, гулять, читать книги и смотреть фильмы.
(Рекомендуется провести упражнение на поиск ресурсов).

Сказка девятая. Про гномика Кела

Малышом Кела назвать уже было нельзя. Скорее всего – подросток. Однако стоило ему столкнуться с чем-то сложным, трудным, новым, с тем, что у Кела не получалось, и тогда он бросал это дело.  И на все вопросы взрослых отвечал: «У меня не получается».
Но так было не всегда. Когда-то давно, когда он пошёл в первый класс, Келу было интересно учиться. Он с радостью и удовольствием брался за любую, даже трудную работу. Иногда, конечно, не получалось. Но это же не беда. Надо ещё раз попробовать и обязательно получиться.
Но мама так не считала. Неудачи отражались на оценках и ей это не нравилось. Мамины замечания, попытки наказать, настроить Кела только на победу, привели к тому, что гномик стал бояться делать сложную или трудную работу.
Однажды весь класс отправился на сбор пыльцы. Учитель заметил, что Кел собирает пыльцу лишь с маленьких цветочков. Спросил, почему гномик так делает. Кел ответил, что думает, что у него не получится.
Мама тоже забила тревогу, когда поняла, что с Келом что-то не так. Она пошла в школу прямо к волшебнику Дану за помощью и поделилась своей бедой. Волшебник обещал помочь. Несколько дней он наблюдал за Келом. Потом пригласил маму и попросил её снизить требования к гномику. Разрешить допускать ошибки.
А потом волшебник Дан пригласил самого гномика Кела и научил его медитации.
(Рекомендуется провести упражнение на медитацию).

Сказка десятая. Про эльфенка Морона

Эльфенок Морон очень любил порядок. Ему нравилось, чтобы все вещи лежали на своих местах. Раздражал его любой беспорядок. Сам Морон был всегда аккуратно и чисто одет. Почему? Потому что мамам вела себя именно так всегда. И этому же научила своего сына, эльфенка Морона.
Вроде бы хорошая черта характера. Что такого особенного – эльфенок любит чистоту и порядок. Но не всегда это хорошо. Представьте себе школу: там не всегда идеальный порядок. Те более, что сосед по парте эльфенка Морона был не самый аккуратный.  И когда эльфенок приходил в школу и видел разбросанные по парте тетради и карандаши, то начинал сильно нервничать. Конечно же, в таком состоянии он не мог усваивать новые знания. И уходил из школы расстроенный. А потом появлялись плохие оценки и замечания учителей.
В воскресный день по радио объявили, что на центральной поляне расцвел волшебный цветок. Весь город побежал смотреть. И Морон тоже. Однако на площади его охватила паника: все ходили и стояли как хотели. Некоторые даже кидали фантики. Эльфенок так расстроился что ударил своего лучшего друга – эльфенка Нима. И убежал домой.
Разобраться с ситуацией было не просто. За помощью обратились к волшебнику Дану. После беседы с эльфенком Мороном и наблюдений за ним, волшебник сделал вывод, что его проблема в стремлении к чрезмерному порядку. А беспорядок выводит его из себя. Дан пригласил родитлей и попросил их научить Морона беспорядку: научить и разрешить. Позволить ему привыкнуть к себе к новому состоянию и снизить требования к себе.

Сказка одиннадцатая. Про гномичку Хельгу

У многих, почти у всех, кто учиться в школе, есть любимый урок. У гномички Хельги тоже был – рисование. Ни математика, ни русский язык, ни чтение. Рисование. На других уроках её не всё удавалось. Хельга быстро уставала, ей было не всегда понятно то, что объяснял учитель. Результаты были плачевные. И Хельга плакала. Тихонечко. Дома.
Да и дома было не всё гладко: отец много времени проводил за визором. Играл, общался, смотрел записи. И поэтому родители часто ссорились между собой по любому поводу. И на Хельгу у них оставалось мало времени. Иногда вызовут родителей в школу, расскажут о неудачах гномички. А потом родители дома ругали Хельгу, потом опять ругались между собой. А девочка тихо плакала. Всё это видел старший брат Хельги. Он знал как это тяжело. И обратился за помощью к волшебнику Дану.
Волшебник поговорил с Хельгой. Ему очень хотелось помочь гномичке. Узнал, что она любит рисовать и предложил ей нарисовать проблемы в образе страшных монстрова. Потом они вместе с Хельгой придумали супергероя, который помогает ей и убивает монстров. И предложил в трудных ситуациях рисовать его и побеждать проблемы и трудности.
И, конечно же, волшебник Дан пригласил родителей Хельги, поговорил с ними. И родители стали меньше ссориться между собой.

Сказка двенадцатая. Про эльфийку Селину

Селина была скромной тихой эльфийской девочкой. Она старалась хорошо учиться, была послушна. Родители хотели, чтобы она занималась спортом, например гимнастикой или гонкой на кузнечиках. Когда-то мама Селины была в них лучшая. И добивалась результатов. А учителя считали, что Селина, умница и красавица, может и должна учиться только на «5». И девочка старалась и там, и там. Но очень переживала и нервничала. Её ставили в пример, поэтому надо было соответствовать. На соревнованиях и контрольных работах Селина очень переживала. Начинала переспрашивать. Не могла часто выполнить элементарных заданий.
Однажды во время соревнований на кузнечиках, ещё на старте Селина начала сильно волноваться. Она поворачивала голову из стороны в сторону. Нервно перебирала усики кузнечика, которые держала в руках. И когда объявили старт – осталась на месте.
Этот случай обратил на себя внимание волшебника Дана. Он поговорил с Селиной и предложил ей за помощью обратиться к самой себе: в трудной ситуации надо думать о хорошем. Представлять дорогих и любимых людей. А главное, когда идешь к цели, не переживать заранее. А мама Селины очень удивилась, ведь она тоже была умницей и отличницей, но не думала, что дочь так переживает. Она поддержала её.
(Рекомендуется методика позитивного мышления).

 Методики, упражнения, используемые в программе

Упражнения на расслабление. Влияют на общее психосоматическое состояние: помогают снять напряжение, способствуют мышечному и эмоциональному раскрепощению. И одновременно помогают сконцентрировать внимание, снять возбуждение. В программе использованы игровые упражнения на мускульное напряжение – расслабление («Резиновая кукла», «Надувной мяч», «Драка»). А так же техники на релаксацию («Цветок», «Лучшее место на земле»).

Упражнение на повышение уверенности в себе и формирование коммуникативного навыка. Рассказывая о себе, делясь своими мечтами и планами, фантазиями, ребенок (участник группы или нет) чувствует к себе интерес, внимание. Это повышает его самооценку, снимает негатив, повышает уверенность в себе. И одновременно дети, которые в силу своей тревожности молчаливы и замкнуты, учатся общаться, выражать свои мысли вслух. В программе представлены упражнения типа: «Интервью», «Фантазия», «Семь дней полной свободы», «Необитаемый остров».

Упражнения на сплочение группы. Нам всем нужно всегда чувствовать поддержку, плечо друга, соседа. Это дает уверенность, снимает напряжение. В программе представлены упражнения: «Море», «Менялки», «Повыдырь и слепой».

Упражнения на формирование позитивного мышления. «За что меня любит мама», «5 плюсов».

Арт-терапевтические упражнения.