Цель урока: довести до сознания детей, что труд на общую пользу приносит радость.
Задачи урока:
- донести до детей понятие “добро”, “доброта”;
- познакомить с понятием “декоративно-прикладное искусство”.
Формируемые УУД: учащиеся научатся работать в группе, формулировать выводы, высказывать своё мнение, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Оборудование: карточки с тестом, тема урока написана на доске, карточки с пословицами для обсуждения в группе, видеопроектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Актуализация знаний.
1. Тест.
(Каждый ученик получает карточку с тестом.)
- Соедини стрелочкой правильные ответы.
Глаза Орган слуха Уши Орган зрения Нос Орган вкуса Язык Орган осязания Кожа Орган обоняния
(Взаимопроверка. Проверка по шаблону.)
2. Графический диктант.
(Если “да”, то +, если “нет”, то -.)
1. Нос – орган обоняния.
2. Язык – орган слуха.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6 органов чувств.
6. Человек с помощью ушей различает голоса и звуки.
7. Вредные привычки помогают человеку.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
(Учитель даёт каждой группе по карточке с пословицей.)
- Прочитайте в группе пословицу и обсудите её.
1) Будешь трудиться – будешь кормиться;
2) Дело мастера боится;
3) Каков мастер – такова и работа;
4) Труд кормит, а лень портит;
5) Без труда человек не познаёт счастья;
6) Труд – радость жизни.
(От каждой группы выходит ученик и объясняет пословицу.)
- Что объединяет все пословицы? (Они о труде.)
- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на уроке? (Высказывания детей.)
IV. Работа по теме урока.
1) Работа с проектором.
- Рассмотрите иллюстрации на проекторе. Расскажите, какие добрые дела делают люди для природы и друг для друга? (Высказывания детей.)
2) Работа с учебником.
- Прочитайте и объясните пословицы на с.23. (Объяснения детей.)
- Почему человек занимает особое место в природе? (Высказывания детей.)
- Человек – существо разумное. Он способен размышлять, чему-то учиться, что-то изобретать.
3) Выполнение заданий в рабочей тетради.
(Учитель читает сказку “Как самовар запрягли” на с.18.)
- Как мужик придумал паровоз? (Ответы детей.)
- Всё, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. И дом, и лодка, и керамическая посуда, и кованый светец, и костяной гребень, и игрушка для забавы ребёнка. Свои образы народные мастера черпали из древних сказаний, преданий, верований, а красоту и жизнерадостность творимого ими – от родной природы.
- У искусства изготовления изделий из разных природных материалов: глины, дерева, кости, металла, тканей, кружева и других – два определения: декоративно-прикладное. Третье определение – народное – понятно: создателем его является народ. А два других?
Правильнее было бы первым поставить прикладное, а вторым – декоративное. Прикладное, т.е. искусство, которое имеет самое прямое отношение к жизни, возникшее в ней, иными словами – приложение к ней, прикладываемое. Декоративность – понятие эстетическое, раскрывающее красоту образов, цветовые, орнаментальные, пластические достоинства произведений народного искусства.
- Выполните задание № 2на с.19.
(Дети обводят пароход и вписывают в клеточки недостающие буквы.)
V. Физкультминутка.
Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим –
То назад, а то вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Наклоняемся пониже.
Ну-ка руки к полу ближе!
Выпрямились, ноги шире.
Тянем спинку, три-четыре.
(Наклоны вперёд.)
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу.
(Прыжки на месте.)
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
(Руки вверх – вдох, вниз через стороны – выдох.)
VI. Продолжение работы по теме урока.
1) Работа по учебнику.
- Рассмотрите фотографии на с.23. Что их объединяет? (Люди помогают друг другу, обучают друг друга, вместе работают, вместе веселятся.)
Общение друг с другом доставляет радость. Своим трудом мы преображаем мир вокруг. Так мы делаем жизнь краше, а самих себя – лучше, добрее, умнее.
Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. “От добра - добра не ищут”, - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому – вы богатый человек.
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдёт поддержку в радости и утешении других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, оно вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
2) Практическая работа.
- Давайте и мы с вами подарим радость ребятам из детского сада. Что вы придумали?
(Дети заранее обговаривали, что будут совместно по группам делать книжки-малышки.)
- Давайте подумаем, как можно организовать работу в группе, чтобы не поссориться, выполнить задание и чтобы каждый чему-то научился.
(Учитель заслушивает предложения учащихся. В процессе обсуждения появляются правила совместной работы.)
Памятка. Правила совместной работы.
1. Выбрать старшего (по жребию, по желанию).
2. Уметь уступать, чтобы никому не было обидно.
3. Работать дружно, быть внимательным друг к другу, вежливым, не мешать друг другу.
4. Помнить, что из отдельных результатов получается один общий результат.
Дети выполняют работу, затем оценивают результаты труда и работу в группе.
- Удалось ли вам достичь поставленной цели?
- Что не удалось в вашей работе?
- Как проявили себя участники группы?
- Какие приобрели новые знания и умения?
- Принесло ли вам общение друг с другом радость?
VII. Рефлексия.
- Какая была сегодняшняя тема урока?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
- Оцените свои достижения на уроке.
- Спасибо всем за урок!!!