Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Разделы: Начальная школа


Планируемые результаты Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
  • Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.
  • Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).

Тип урока Изучение нового материала.
Оборудование
  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения: 1кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 20012.
  • Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.М.: просвещение 2012, Ч.1 с. 96, 97.
  • Ситникова Т.Н.Поурочные разработки по математике: 1 класс - М.: ВАКО, 2013
  • Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.
  • Памятка “Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ”
  • Цифры от 0 до 10 для учащихся.
  • Цветовые круги для учащихся: жёлтого, красного и зелёного цвета.
  • Электронное приложение к учебнику Моро М.И. Математика. 1 класс.
  • Интерактивная доска

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕЧАНИЯ
I. Организация класса. (1 минута)

Учитель:

Смекай. Считай, отгадывай,
Пусть победит смекалка.
Думай, пробуй и ищи!
Будет трудно – не пищи!

Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, рабочая тетрадь, пенал и разложены разрезные цифры от 0 до 10
II. Устный счёт. (7 минут)

Выполнение задания на полях учебника 97

Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание.

Ученики: (Продолжи)

Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.

(Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры)

Учитель проходит и наблюдает за работой.

Затем одна из пар объясняет:

Ученики:

(1. Рассматриваем данный столбик.

2. Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1)

3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10)

После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие)

Во время выполнения этого задания трое учащихся работают у доски, заполняя пропуски:

Первый ученик

? +1 = 1

? – 2 =8

6 - ? = 4

? – 2 = 7

Второй ученик

? + 1 = 9

5 + ? = 7

6 + ?= 6

? – 2 = 5

Третий ученик

? – 2 = 6

7 – 1 - ? = 5

? + 1 + 1 = 2

6 + ? = 8

Затем учащиеся класса проверяют правильность решения примеров у доски, сигнализируя карточками светофора.

Решение примеров с обратной связью – уч.стр.96 №4.

Игра “Молчанка”

Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы?

Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.)

Учитель: Какой пример лишний?

(10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа)

(8 +2 = 10 – в ответе двузначное число)

с. 96 учебника № 4 включается в устный счёт с обратной связью. Примеры записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся поднимают карточку с ответом.
III. Целеполагание.(5 минут)

Работа с электронным приложением к учебнику

Задание: найди задачу и реши её. (Условие, вопрос, решение)

Учитель: Как определим среди записей задачу?

Учащиеся по опорной схеме называют части задачи:

Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)

НА доску вывешиваются таблицы: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.

Далее учащиеся читают записи в электронном журнале и доказывают является та или иная запись задачей и почему.

Учитель:

В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.

Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)

Учитель: В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке)

Учитель: В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики: (Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке)

Учитель:

В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?

Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах)

Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке?

Фронтальная работа
Ученики: (Решать задачи)

Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.

Увеличьте Уменьшите

5 на 1

2 на 3

4 на 1

7 на 0

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10

У: Что общего у этих примеров?

(Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)

5 на 2

8 на 1

6 на 2

9 на 0

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10

У: Что общего у этих примеров?

(Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)

Примеры записаны на интерактивной доске,

Учащиеся выходят к доске и подставляют ответ.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.

Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше)

Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?

Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается)

Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?

Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:

Хорошо читающий ученик читает тему урока.
Учитель: Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?

Ученики: (Сложением, так как было меньше, а стало больше)

Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?

Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше)

Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик.

IV. Изучение нового учебного матенриала (5 минут)

Физкультминутка (1 минута)

(Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз)

Работа по учебнику
V. Закрепление изученного, практическая работа (7 минут)

Работа по учебнику с. 96

Решение задачи №1

- Первичное чтение учителем.

- Чтение задачи хорошо читающим учеником (1)

- Далее решаем задачу “по цепочке”:

Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить.

Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили

Называю ответ: 6 тетрадей

Решение задачи №2

- Первичное чтение учителем.

- Чтение задачи хорошо читающим учеником (1)

- Далее решаем задачу “по цепочке”:

Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие.

Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.

Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 3 карандаша.

Записи ведутся на доске и в тетрадях.
VI Рефлексия (10 минут)

(Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются)

Проверяем. Доска открывается. Работающие у доски ребята объясняют решение задачи.

Самостоятельная работа.

Ребята получают карточки по вариантам.

1В. С божьими коровками.

2В. С муравьишками.

Вариант I.

Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке?

Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить.

Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 5 божьих коровок.

Вариант II.

Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие.

Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать.

Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 5 муравьёв.

Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу, с работой на доске.

Оцените свою работу на уроке:

Ребята в дневниках закрашивают кружочки для самооценки: Зелёный – мне все понятно и было интересно, жёлтый - все понравилось, но не все понятно, красный – все понравилось, но ничего не понял.

Два ученика выполняют это задание на закрытой доске.
VII Итог урока (2 минуты)

Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?

(Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Учитель: Как же решать такие задачи?

(Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)

Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике?

Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно)

Ученики закрашивают в дневниках кружочки для самооценки.