Планируемые результаты | Предметные: в ходе практической
работы и наблюдений познакомить с принципом
решения задач на увеличение (уменьшение) на
несколько единиц; продолжить закрепление
вычислительного навыка для случаев прибавить и
вычесть 2; Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап). |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Оборудование |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРИМЕЧАНИЯ | ||||
I. Организация класса. (1 минута) Учитель: Смекай. Считай, отгадывай, |
Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, рабочая тетрадь, пенал и разложены разрезные цифры от 0 до 10 | ||||
II. Устный счёт. (7 минут) Выполнение задания на полях учебника 97 Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание. Ученики: (Продолжи) Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли. (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры) Учитель проходит и наблюдает за работой. Затем одна из пар объясняет: Ученики: (1. Рассматриваем данный столбик. 2. Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1) 3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10) После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие) |
Во время выполнения этого задания трое
учащихся работают у доски, заполняя пропуски: Первый ученик ? +1 = 1 ? – 2 =8 6 - ? = 4 ? – 2 = 7 Второй ученик ? + 1 = 9 5 + ? = 7 6 + ?= 6 ? – 2 = 5 Третий ученик ? – 2 = 6 7 – 1 - ? = 5 ? + 1 + 1 = 2 6 + ? = 8 |
||||
Затем учащиеся класса проверяют
правильность решения примеров у доски,
сигнализируя карточками светофора. Решение примеров с обратной связью – уч.стр.96 №4. Игра “Молчанка” Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы? Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.) Учитель: Какой пример лишний? (10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа) (8 +2 = 10 – в ответе двузначное число) |
с. 96 учебника № 4 включается в устный счёт с обратной связью. Примеры записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся поднимают карточку с ответом. | ||||
III. Целеполагание.(5 минут) Работа с электронным приложением к учебнику Задание: найди задачу и реши её. (Условие, вопрос, решение) Учитель: Как определим среди записей задачу? Учащиеся по опорной схеме называют части задачи: Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ) НА доску вывешиваются таблицы: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ. Далее учащиеся читают записи в электронном журнале и доказывают является та или иная запись задачей и почему. Учитель: В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка. Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.) Учитель: В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке? Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке) Учитель: В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке? Ученики: (Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке) Учитель: В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке? Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах) Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке? |
Фронтальная работа | ||||
Ученики: (Решать задачи) Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.
|
Примеры записаны на интерактивной
доске, Учащиеся выходят к доске и подставляют ответ. |
||||
Учитель: Какой вывод сделаем? Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше. Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше) Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке? Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается) Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока? Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают: |
Хорошо читающий ученик читает тему урока. | ||||
Учитель: Попробуйте предположить,
как решить задачу, в которой происходит
увеличение предметов? Ученики: (Сложением, так как было меньше, а стало больше) Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов? Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше) Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик. IV. Изучение нового учебного матенриала (5 минут) Физкультминутка (1 минута) (Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз) |
Работа по учебнику | ||||
V. Закрепление изученного,
практическая работа (7 минут) Работа по учебнику с. 96 Решение задачи №1 - Первичное чтение учителем. - Чтение задачи хорошо читающим учеником (1) - Далее решаем задачу “по цепочке”: Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие. Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос. Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить. Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили Называю ответ: 6 тетрадей Решение задачи №2 - Первичное чтение учителем. - Чтение задачи хорошо читающим учеником (1) - Далее решаем задачу “по цепочке”: Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие. Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос. Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать. Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали. Называю ответ: 3 карандаша. |
Записи ведутся на доске и в тетрадях. | ||||
VI Рефлексия (10 минут)
(Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются) Проверяем. Доска открывается. Работающие у доски ребята объясняют решение задачи. |
Самостоятельная работа. Ребята получают карточки по вариантам. 1В. С божьими коровками. 2В. С муравьишками. |
||||
Вариант I. Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие. Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке? Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить. Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали. Называю ответ: 5 божьих коровок. Вариант II. Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие. Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос. Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать. Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали. Называю ответ: 5 муравьёв. Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу, с работой на доске. Оцените свою работу на уроке: Ребята в дневниках закрашивают кружочки для самооценки: Зелёный – мне все понятно и было интересно, жёлтый - все понравилось, но не все понятно, красный – все понравилось, но ничего не понял. |
Два ученика выполняют это задание на закрытой доске. | ||||
VII Итог урока (2 минуты) Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке? (Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Учитель: Как же решать такие задачи? (Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.) Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания? Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике? Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно) |
Ученики закрашивают в дневниках кружочки для самооценки. |