Практика показывает, что результативность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения, зависит от взаимосвязи и преемственности в деятельности учителя-логопеда и родителей Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений
Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Для создания условий эффективного взаимодействия с родителями выбрано основное направление: использование разнообразных форм работы с семьей с целью логопедического просвещения родителей.
Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно предоставить данные обследования и создать мотивацию на сотрудничество у родителей. Для составления карты семьи и построения модели сопровождения речевого развития проводилось анкетирование, собеседование по результатам изучения ребенка, индивидуальное консультирование. В процессе взаимодействия с учителя-логопеда с родителями используются разнообразные формы работы с семьей:
традиционные:
- информационно-наглядные (материалы на стендах, папки - передвижки, фотовыставки);
- индивидуальные (беседа, консультация);
- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).
нетрадиционные:
- познавательные (семинар-практикум, мастер-класс, презентация, проектная деятельность).
Как показала практика, из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаются такие педагогические технологии как: мастер-класс, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду. Составляющими данных технологий являются наглядные, словесные, практические методы Суть всех форм общения с родителями - обогатить их педагогическими и специальными знаниями.
Одной из эффективных форм является проектная деятельность. В процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей в проектной деятельности, реализуется система мероприятий направленных на практическое взаимодействие учителя-логопеда и родителей.
Проект “Помоги мне”.
Длительность проекта: ноябрь-март.
Цель проекта: Повышение эффективности коррекционной работы в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Задачи:
1. Привлечь родителей к осознанному участию в коррекционном процессе развития речи детей.
2. Адресно систематизировать практический материал, для использования родителями в развивающей и коррекционной работе с детьми.
3. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников.
Этапы проекта 1 этап.
Подготовительный: цель – подготовить родителей на принятие информации педагога. Деятельность - работа учителя-логопеда. Анкетирование родителей, обследование детей, подготовка материала необходимого для проекта. составление плана проведения мероприятий.
2 этап.
Практическая деятельность: цель - совместная деятельность педагог-дети-родитель. Деятельность участников проекта:
1. Проведение круглого стола .Обсуждение реализации проекта “Помоги мне”.
2. Экскурсия в музей (дети, родители, педагоги) , показать на практике роль познавательной деятельности в развитии речи ребенка.
3. Фотоотчет “Наш выходной” (для родителей)
4. Презентация “Моторика” (родители, дети), дать представления о моторике.
5. Домашнее задание “Чудесный мешочек” (подбор практического материала родителями).
6. Мастер-класс “Умелые ручки” (совместное занятие дети, родители), обучение родителей играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
7. Презентация “Все о дыхании” (для родителей, педагогов), рассказать о значении дыхания в жизни человека, какое дыхание бывает в природе.
8. Мастер-класс. “Учимся дышать правильно” (для родителей, детей, педагогов), показать приемы и упражнения правильного дыхания.
9. Консультации, рекомендации, памятки (наглядный материал).
10. Развлечение “Прогулка на поезде” (совместная деятельность дети, родители, педагоги).
11. Участие в конкурсе “Маме посвящается” (разучивание стихов о маме и принять активное участие в конкурсе).
Ожидаемые результаты:
При реализации проекта “Помоги мне” рассчитываем получить следующие результаты:
Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Итог: презентация “Реализация проекта “Помоги мне”, выставка пособия для развития мелкой моторики.
Проект “Помоги мне”.
Развлечение “Прогулка на поезде”
Цель: Формирование правильного дыхания
Задачи:
- Коррекционно-образовательная – в игровой форме познакомить с игровыми упражнениями на выполнение дыхательной гимнастики.
- Коррекционно-развивающая – работа над речевым дыханием, воспитывать умение производить короткий вдох носом и продолжительный плавный выдох ртом, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами,
- Коррекционно-воспитательная – развивать умение работать в парах, развивать коммуникативные навыки.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Социализация, Коммуникация, Познание, Художественная литература.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-практическая.
Оборудование: снежинки, телевизор, ноутбук для демонстрации презентации, мячики теннисные шарики, кубики, лодочки, тазики с водой, мыльные пузыри.
Предварительная работа: разучивание упражнений для дыхательной гимнастики. Консультация для родителей “Речевое дыхание”.
Оборудование: тазики с водой, кораблики, шарики теннисные, воротца снежинки, мелко нарезанная бумага, мыльные пузыри, мячи, телевизор, ноутбук.
Активизация словаря: понимать значение слов вдох, выдох.
Организационный момент.
Построить два круга, дети - маленький в середине, взрослые - большой круг снаружи. Стоят друг против друга. Задание: родители называют ласково своего ребенка, а дети отвечают: “Я люблю тебя.... (мама, папа, бабушка)”.
Педагог: Сейчас предлагаю всем отправиться на прогулку, (все стоят по кругу).
Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно дышать, вспомним как мы дышим? (дети показывают носик). Правильно носиком. А как мы выдыхаем – покажите. (правильно носиком и ртом, щеки не надуваются), и спинка у нас прямая.
А теперь мы готовы отправиться на веселом паровозике. Следим за дыханием.
1. И/у “Паровозик”.
Цель: короткий вдох через нос и длительный выдох через рот.
Когда паровозик едет он песенку поет “ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ” Давайте и мы с вами попробуем. Носиком вздохнули, губы трубочкой и поем: “ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ” на выдохе. Остановка. Все вышли погулять посмотрите как много снега. Давайте поиграем.
2. И/у “Сдуй снежинку” .
Цель: вдох через нос, плавный длительный выдох.
(дети сдувают снежинку с ладошки родителей).
Родители следят, чтобы при вдохе, рот был закрыт, при выдохе, щеки не надувать.
Воспитатель:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
А.Барто
3. И/у “Мишка и мышка”. (изображение мишки и мышки на мониторе).
Цель: закрепить навыки медленного вдоха, медленного выдоха. И.п. – стоя и сидя.
У мишки дом огромный (потянуться, руки вверх, посмотреть – вдох).
У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колено, опустить голову с произношением Ш-Ш-Ш. выдох.
4. Игра с мячом “Летят мячи”.
Цель: медленный вдох через нос, сильный выдох.
Дети и родители встают друг перед другом. Вдох - руки с мячом перед грудью, спина прямая. Выдыхая, произносить “ух-х-х”.
5. И/У “Кто с кем играл”. (родители-дети, дети - дети)
Цель: учить взаимодействию, вежливому обращению друг с другом (задания для пар). развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц)
– “Плыви, кораблик!” (чтобы кораблик двигался, на него нужно плавно и длительно дуть. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.)
- “Футбол” игра парами (один ребенок дует на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. Второй ребенок должен постараться дуть так, чтобы шарик не попал на его часть стола. )
6. И/у “Позови”. ( родители зовут детей, дети спрятались за родителей)
Цель: формирование речевого дыхания. Вдох через нос, выдох медленный при произношении “АУ”, поворачивая голову то вправо, то влево.
7. Звуковое упражнение “Индейцы”. (дети выбегают и встают перед родителями).
Цель: формирование речевого дыхания. Вдох через нос, на длительном выдохе произносят гласные звуки.
8. Сюрпризный момент. Все встают в круг. Делают глубокий вдох, на выдохе произносят “Все”. Родители дарят детям мыльные пузыри.
9. Педагог: Сегодня мы с вами выполняли упражнения на развитие правильного дыхания. Давайте мы всегда будем правильно дышать.
А теперь нам пора возвращаться в группу, где вы продолжите игры с мыльными пузырями.
Таким образом, интерес к проектной деятельности подтверждается возможностью проведения совместной практической деятельности родителей и детей. Родители принимают активное участие в разных формах мероприятий. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит “плоды” в работе учителя-логопеда. А самое главное - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов. Реализация проекта позволила выстроить определенную систему взаимодействия учителя-логопеда и родителей, в центре, которой коррекционное развитие ребенка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. “Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи”. М., 2009.
- Каше Г.А. Филичева Т.Б. “Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи”. М., 1978.
- Козина И.Б. “Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников” // Дефектология. 1997. № 5.
- Миронова С.А. “Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”. М., 2007
- Перчаткина Е. “Сотрудничество логопеда и родителей” // Дошкольное воспитание. 1998 г. № 11, с.47-49.
- Степанова О.А. “Организация логопедической работы в ДОУ”. М., 2007.