Цели урока:
- закрепить умения решать задачи на движение, работать с величинами;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать познавательный интерес, умения переносить знания в новые условия;
- учить обобщать, делать выводы, находить закономерность;
- воспитывать внимание, аккуратность, умение работать в группе и самостоятельно, умение проводить самооценку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами “скорость”, “время”, “расстояние”, составлять задачи по чертежу, работать в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы будем, используя таблицы, составлять и решать задачи на движение и попытаемся ответить на вопрос: “Что быстрее всего?”
2. Актуализация знаний.
- Откройте тетради и запишите число. Внимательно посмотрите на первый слайд и выпишите в тетрадь величины, которые мы используем, решая задачи на движение.
(На слайде записаны величины: “площадь”, “скорость”, “масса”, “время”, “длина”, “объём”, “расстояние”.)
Дети выбирают и записывают в тетрадь.
Проверка выполнения задания - ответы детей, сравнение ответов с эталоном на слайде № 3.
- Выпиши единицы измерения, соответствующие данным величинам. (слайд № 4)
(Ученики рядом с каждой величиной записывают единицы измерения.)
Проверка выполнения задания - ответы детей, сравнение ответов с эталоном на слайде № 5.
3. Самоопределение к деятельности.
- Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: “Автомобиль едет со скоростью 80 км/ч”
(Ученики объясняют, как они понимают определение “скорость предмета”)
- У разных движущихся объектов скорость разная. Попробуйте определить среднюю скорость данных объектов. (слайд № 6).
(Ученики соотносят значение скорости с данными на слайде объектами.)
Обсуждение ответов и проверка по эталону на слайде № 6.
- Какие формулы мы используем, решая задачи на движение?
(Ответы детей. Проверка правильности ответов на слайде № 7.)
4. Работа по теме урока.
Работа в парах.
- Рассмотрите таблицу. Составьте задачи на движение. Запишите решение каждой задачи.
- Составьте и решите свою задачу на движение (в таблице - № 4)
- Подумайте, о каком движущемся объекте идёт речь в каждой из задач?
Скорость | Время | Расстояние | Решение |
15 км/ч | ? | 60 км | |
? | 6 ч | 420 км | |
5 600 км/ч | 10 ч | ? | |
Проверка выполнения задания.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Давайте вместе ответим на вопрос: “Что быстрее всего?”
- Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2 450 км/ч, в 2 раза быстрее звука.
- Найдите скорость звука. (Слайд № 8)
(Дети вычисляют ответ и сравнивают с ответом на слайде.)
- Реактивный самолёт ИЛ-86 пролетает от Москвы до Владивостока расстояние 7 130 км за 10 часов.
- Найдите скорость реактивного самолёта.
(Ученики вычисляют ответ, сравнивают со слайдом.)
- А скорость света – 300 000 км/с
- Теперь определим, что быстрее всего?
(Дети отвечают на вопрос учителя.)
- А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с одной из планет в противоположной стороне нашей Галактики. Кто представил, поднимите руку.
- За сколько секунд вы это сделали?
- Так что же на свете быстрее всего? (Наши мысли)
- Ребята, посмотрите внимательно на следующий слайд и скажите, почему мы сразу не сможем дать ответ на вопрос: скорость какого животного самая большая? (слайд № 9)
(Дети отвечают на заданный вопрос.)
- Что необходимо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос?
(Ответы детей.)
- Ответьте на поставленный вопрос.
(Ученики приводят данные к одной единице измерения скорости и отвечают на поставленный вопрос.)
7. Рефлексия.
- А сейчас вы выполните проверочную работу. (Рабочая тетрадь - стр. 9.)
Проверка выполнения работы у каждого ученика (учитель собирает тетради)
8. Подведение итогов урока.
- Какие знания и умения мы закрепили сегодня на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять? А какое вызвало затруднение?
- Оцените свою работу на уроке.