Урок по математике в 4-м классе по теме «Решение задач на движение»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить умения решать задачи на движение, работать с величинами;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать познавательный интерес, умения переносить знания в новые условия;
  • учить обобщать, делать выводы, находить закономерность;
  • воспитывать внимание, аккуратность, умение работать в группе и самостоятельно, умение проводить самооценку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами “скорость”, “время”, “расстояние”, составлять задачи по чертежу, работать в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы будем, используя таблицы, составлять и решать задачи на движение и попытаемся ответить на вопрос: “Что быстрее всего?”

2. Актуализация знаний.

Презентация.

- Откройте тетради и запишите число. Внимательно посмотрите на первый слайд и выпишите в тетрадь величины, которые мы используем, решая задачи на движение.

(На слайде записаны величины: “площадь”, “скорость”, “масса”, “время”, “длина”, “объём”, “расстояние”.)

Дети выбирают и записывают в тетрадь.

Проверка выполнения задания - ответы детей, сравнение ответов с эталоном на слайде № 3.

- Выпиши единицы измерения, соответствующие данным величинам. (слайд № 4)

(Ученики рядом с каждой величиной записывают единицы измерения.)

Проверка выполнения задания - ответы детей, сравнение ответов с эталоном на слайде № 5.

3. Самоопределение к деятельности.

- Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: “Автомобиль едет со скоростью 80 км/ч”

(Ученики объясняют, как они понимают определение “скорость предмета”)

- У разных движущихся объектов скорость разная. Попробуйте определить среднюю скорость данных объектов. (слайд № 6).

(Ученики соотносят значение скорости с данными на слайде объектами.)

Обсуждение ответов и проверка по эталону на слайде № 6.

- Какие формулы мы используем, решая задачи на движение?

(Ответы детей. Проверка правильности ответов на слайде № 7.)

4. Работа по теме урока.

Работа в парах.

- Рассмотрите таблицу. Составьте задачи на движение. Запишите решение каждой задачи.

- Составьте и решите свою задачу на движение (в таблице - № 4)

- Подумайте, о каком движущемся объекте идёт речь в каждой из задач?

Скорость Время Расстояние Решение
15 км/ч ? 60 км  
? 6 ч 420 км  
5 600 км/ч 10 ч ?  
       

Проверка выполнения задания.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Давайте вместе ответим на вопрос: “Что быстрее всего?”

- Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2 450 км/ч, в 2 раза быстрее звука.

- Найдите скорость звука. (Слайд № 8)

(Дети вычисляют ответ и сравнивают с ответом на слайде.)

- Реактивный самолёт ИЛ-86 пролетает от Москвы до Владивостока расстояние 7 130 км за 10 часов.

- Найдите скорость реактивного самолёта.

(Ученики вычисляют ответ, сравнивают со слайдом.)

- А скорость света – 300 000 км/с

- Теперь определим, что быстрее всего?

(Дети отвечают на вопрос учителя.)

- А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с одной из планет в противоположной стороне нашей Галактики. Кто представил, поднимите руку.

- За сколько секунд вы это сделали?

- Так что же на свете быстрее всего? (Наши мысли)

- Ребята, посмотрите внимательно на следующий слайд и скажите, почему мы сразу не сможем дать ответ на вопрос: скорость какого животного самая большая? (слайд № 9)

(Дети отвечают на заданный вопрос.)

- Что необходимо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос?

(Ответы детей.)

- Ответьте на поставленный вопрос.

(Ученики приводят данные к одной единице измерения скорости и отвечают на поставленный вопрос.)

7. Рефлексия.

- А сейчас вы выполните проверочную работу. (Рабочая тетрадь - стр. 9.)

Проверка выполнения работы у каждого ученика (учитель собирает тетради)

8. Подведение итогов урока.

- Какие знания и умения мы закрепили сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять? А какое вызвало затруднение?

- Оцените свою работу на уроке.