Урок русского языка по теме "Служебные части речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: повторить и закрепить знания учащихся по темам: «Предлог», «Союз», «Частица» – через
использование нетрадиционных форм обучения,  компьютерной технологии;

Задачи:

  • Тренировать работе по изученной теме через разные виды деятельности.
  • Развивать творческие способности учащихся,  умение работать по опорам-схемам, умение логически мыслить, выполнять поисковые задания.
  • Прививать интерес к предмету; воспитывать культуру речи, эстетический вкус через использование регионального компонента и личного творчества учащихся (стихи, презентация, сказка).

Ожидаемые результаты: ученики знают, что такое предлог, союз, частица и могут отличать их друг от друга; могут анализировать, сравнивать, защищать проекты.

Тип урока: урок-обобщение.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, метод проектов, творческий

Приёмы и формы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная, парная, фронтальная; словарная работа, защита проекта, работа по карточкам, лингвистическая разминка, тесты, работа по схеме-опоре, рефлексия.

Оборудование: Интерактивная доска (компьютер), презентация, карточки, слова для игры- физминутки (листы со словами прикреплены к столам), творческие работы учащихся (презентация, сказка).  Творческие задания (презентация служебных частей речи по выбору ученика, лингвистическая сказка) предложены учащимся как опережающее задание.

Эпиграф:

Ты сможешь сиять умом,
Где бы ты ни был,
Потому что мир нуждается
В таких, как ты (Августин Кюри).

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Лингвистическая разминка (работа с эпиграфом).
  3. Теоретический блок (работа со схемой-опорой).
  4. Поисковая работа (выборочный диктант). (Для коррекционной группы «Запиши правильно!»).
  5. Словарная физминутка:  «Найди друга».
  6. Визитная карточка частей речи:
    1. «Спор предлогов» (словарные игры «Кроссворд» и «Корректор»);
    2. Презентация частицы (ученический проект);
    3. Лингвистическая сказка «О частях речи» (творческая работа учащихся).
  7. Итог:  Тесты; оценки;
  8. Рефлексия (самооценка – «Незаконченное предложение»).
  9. Домашнее задание.

Презентация (Приложение 1)

Карточки с заданиями (Приложение 2)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Настрой на урок (учитель говорит, а ученики повторяют): «Я – Вера Ивановна, я – … (имя ученика). Сегодня у меня всё получится (…). А если не получится сегодня, то обязательно  получится завтра (…).

2. Лингвистическая разминка

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы  будем работать с частями речи, которые в лингвистике принято называть «служебными».  

Вопрос: Какие это части речи? (предлог, союз, частица). Но мы постараемся доказать, что хотя их и называют служебными, они вполне способны жить самостоятельной жизнью. В течение урока вам предстоит показать, что вы смогли узнать  о предлогах, частицах и союзах. Каждый правильный ответ сегодня на уроке вы будете отмечать «плюсом», а неправильный – «минусом». Из «плюсов» и «минусов» мы увидим, над чем вам следует ещё поработать. А я вам в этом помогу. В добрый путь!

– Сейчас мы проведём лингвистическую разминку. Для этого обратимся к эпиграфу нашего урока. (Приложение 1) Прочтите его внимательно и скажите, как понимаете смысл данного высказывания? (Высказывания учащихся). Я думаю, что эти слова великого учёного можно отнести и к вам, сидящим сегодня в этом классе. 

Работа в тетрадях. А теперь откройте тетради и запишите число и тему урока.  Перепишите эпиграф и выполните по нему следующее задание .

– Выделите все служебные части речи в высказывании Августина Кюри в соответствии с их условным обозначением: союз  – овал, предлог – прямоугольник,  частица – треугольник; укажите сверху их значение.   
(Проверка).
Союзы: потому что, какподчинительные;  предлог: впространственное значение, непроизводный;  частицы: быусловная, ни отрицательная.

3. Теоретический блок

Немного размялись, повторили условные обозначения и некоторые значения служебных частей речи, а теперь, перед тем, как приступить к основной практической части нашего урока, повторим теоретический материал, а поможет нам в этом схема – опора «Служебные части речи».  Но сегодня она немного не такая, как на предыдущих уроках. Вам необходимо её дополнить. (Приложение 1)
Итак, посмотрите внимательно на предложенную схему и скажите, чего в ней не хватает? Расскажите о служебных частях речи, используя схему в законченном виде, дополняя её, где необходимо – примерами, а  где необходимо – терминами.

4. Поисковая работа (выборочный диктант). (Приложение 1)

Учитель: Ребята, вы показали свои знания по теории, а теперь переходим к практике. Перед вами отрывок из стихотворения нашего земляка Павла Щербинина «Баллада о глотке воды». Прочтём его.

… Сороковой год. Предвоенный.
Его я помню, как теперь.
Да, был он необыкновенный;
Мне в новый мир открылась дверь!
Отец легонечко мне ворот
Рукой поправил и сказал:
«Идёшь ты завтра с нами в город»,
Я чуть от счастья не упал.
И все отцовские рассказы
Про славный Усть-Каменогорск
Картинкой развернулись сразу…
Я этим был безмерно горд!

Пятнадцать километров с лишним –
Такой мне предстояло путь
Протопать без воды и пищи…
Решился: справлюсь как-нибудь!
Нещадно яркое светило
Жгло плечи, голову и грудь, –
В разгаре самом лето было, –
Тень не найдёшь, чтоб отдохнуть.

Уснул я или просто грезил,
Но только вздрогнул, как со сна, –
Отцовский голос слышу весел:
«Вот скоро будет и она!»
О чём он говорит, не знаю,
Во мне живёт одна мольба…
«Вон, видишь, рощу с  того краю?
За ней – красавица-Ульба!
Уж там попьём водички вдоволь –
Холодной, чистой, прямо с гор!»
Ах, как родительское слово
Мне ранит душу до сих пор!

И если бы вернулось детство –
Страница чистая судьбы, –
Отдал бы я любые средства
За тот глоточек из Ульбы!

Учитель: Перед вами карточки со стихотворением, а на доске таблица. Подобную таблицу вам необходимо зачертить в тетрадь и заполнить. Вы работаете с  последними четырьмя столбиками (Приложение 2, карточка № 1). Работаете самостоятельно. Вам необходимо распределить служебные части речи по трём колонкам. Время выполнения ограничено. Повторяющиеся слова записывать не нужно! (Приложение 1)

Предлог

Союз

Частица

 

 

 

Проверка

Предлог

Союз

Частица

Со, о, во, с, за, до, из

Или, но, как, и, если

Не, уж, бы

Проверка

Учитель: Поменяйтесь работами  с соседом по парте. Проверьте работы. Верный ответ отмечаете  карандашом значком «+», неверный – « – ». Затем запишите, сколько баллов набрал сосед. Один правильный ответ – один балл. Обменяйтесь тетрадями.

Задание для коррекционной группы: «Запиши правильно!»

А) Под лежачим камнем вода не течёт. – Под лежачий камень вода не течёт.
Б) Получит с ворот поворот. – Получить от ворот поворот.
В) У меня душа отлегла. – У меня от души отлегло.
Г) Сойти от ума. – Сойти с ума.

5. Физминутка:«Найди друга»

Учитель: Ну что же, ребята, вы неплохо поработали,
немного отдохнём. Но отдых тоже должен быть полезен. Перед вами на столах лежат карточки № 2 (Приложение 2) со словами,  а на кафедре закреплены друзья этих слов, т. е.  значения тех слов, которые у вас на карточках. Вам необходимо подумать и быстро помочь друзьям найти друг друга, т.е. взять карточку, подойти и встать рядом со значением. По хлопку переворачиваем карточки и начинаем операцию: «Найди друга».

СЛОВА, ЗАКРЕПЛЁННЫЕ НА КАФЕДРЕ: сочинительный противительный союз, сочинительный разделительный союз подчинительный союз, производный предлог, непроизводный предлог, формообразующая частица, отрицательная частица, модальная указательная  частица, модальная вопросительная  частица. 

СЛОВА НА КАРТОЧКАХ: бы, пусть, не, чтобы, неужели, зато, то, только, за, в течение.

(ОТВЕТЫ: бы – формообразующая частица, пусть – формообразующая частица, не – отрицательная частица, чтобы – подчинительный союз, неужели – модальная вопросительная  частица, зато – сочинительный противительный союз, то – модальная указательная  частица, то-то – сочинительный разделительный союз,  за – непроизводный предлог, в течение – производный предлог).

6. Визитная карточка частей речи

1) «Спор предлогов» «Кроссворд» и «Корректор»

Учитель:Пока вы отдыхали, одна из капризных служебных частей речи решили поспорить. А о чём, вы услышите немного позже, после того, как решите кроссворд и узнаете, что это за часть речи.  Работаете в парах, ответы пишете простым карандашом прямо в карточках.

Задание: Разгадать кроссворд  (Приложение 2, карточка № 3) и узнать, какая часть речи зашифрована (она в выделенной графе).

  1. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.
  2. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия.
  3. Словарный состав языка.
  4. Разговор двух лиц.
  5. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета.
  6. Часть слова без окончания.
  7. Раздел русского языка, изучающий правила написания слов.

Ответы: (Приложение 1, Приложение 2) – кроссворд

Учитель:Кроссворд отгадан, мы узнали, какая часть речи затеяла спор, а как же это произошло – послушайте: «Однажды встретились два производных предлога БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ. Встретились и  стали спорить о том, что могут встать туда, где им захочется, никому не мешая. БЛАГОДАРЯ говорит, что может находиться рядом со словосочетанием «плохой погоде», а ВСЛЕДСТВИЕ – рядом со словом «победил». Спорили они спорили, да так раззадорились, что вообще забыли, кто с какими словами и словосочетаниями рядом находиться должен». Давайте мы поможем им.

ЗАДАНИЕ «Корректор». (Приложение 1)

Вам необходимо правильно соотнести предлоги БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ  с указанными словами и словосочетаниями. Не забываем про сочетающиеся падежи. В каком падеже должны стоять слова рядом с предлогом БЛАГОДАРЯ? (благодаря чему? – Д. П.).
А с предлогом – ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие чего? – Р. П.)
СЛОВА  и СЛОВОСОЧЕТАНИЯ для задания: хорошая погода, спортивные успехи, низкий урожай, победить, поражение, плохая погода, болезнь, удача.

ОТВЕТ:

БЛАГОДАРЯ

ВСЛЕДСТВИЕ

Хорошей погоде
Победе
Спортивным успехам
Удаче

Низкого урожая
Поражения
Болезни
Плохой погоды


2) «Презентация Частицы»

Учитель:  Предлогам мы помогли, а теперь отправимся в гости к Частице.  А нашим проводником к её дому будет ваша одноклассница, которая уже побывала у неё и готова стать нашим экскурсоводом.
(ПЕТРЯЧКО ВАЛЯ – компьютерная презентация – творческий проект ученицы).

3) Лингвистическая сказка «О частях речи» (Приложение 1)

Учитель:Мы посмотрели визитные карточки предлога и частицы. А что же нам приготовил Союз? Предлагаю вашему вниманию Лингвистическую сказку «О частях речи», которую придумала тоже ваша одноклассница – Немцова Даша.  Вы внимательно её послушайте и скажите, согласны ли вы с героем сказки – СОЮЗОМ.
«Сидели в тёплый летний вечер на деревянном крыльце терема Существительное, Глагол, Прилагательное и Союз. Они сидели и молча смотрели на небо, которое было усыпано яркими золотыми звёздами. Вдруг существительное, мечтательно глядя на небо, произнесло: «Если бы не я – существительное, то вы не узнали бы, что на небе – звёзды». Глагол тут же вступил в разговор и сказал: «Если бы не я, Глагол, то вы бы не знали, что звёзды что делают? – светят!» – «Ха-ха-ха, – рассмеялось Прилагательное, – если бы не было меня, Прилагательного, вы бы никогда не узнали, что золотые звёзды светят на фиолетовом небе». – «Погодите, погодите! – воскликнул Союз. – Я маленькая частичка речи, но вы без меня не сможете сказать, что в тёплую летнюю ночь на фиолетовом небе светят не только золотые звёзды, но и серебристый месяц. Так что я думаю, друзья, что все мы главные: и вы – самостоятельные части речи, и мы – служебные, и ни одна часть речи не может быть без другой. Так что весь наш спор не имеет смысла».

Учитель:Итак, ребята, выскажите своё мнение о последнем высказывании. Прав ли Союз?

(Предполагаемые высказывания ребят: «Без предлогов нельзя, т. к. они связывают слова в словосочетаниях и предложениях (вышел школы – смысл теряется без предлога «из»); без частиц другие части речи не могли бы мечтать, или все утверждения были бы положительные (вместо «я не болею» – «я болею», а также слова не имели бы дополнительных оттенков); Без союзов нельзя было бы построить многие сложные предложения или соединить или разделить, противопоставить однородные члены предложения»).

7. Итог:

1) Тесты (Приложение 1)

Учитель:  Ну что же, ребята, вы славно потрудились, хорошо и с пользой отдохнули, остался маленький штрих, чтобы наша работа считалась успешно доведённой до конца. Перед вами лежат карточки № 4 (Приложение 2).
Это тест. Ответы отмечаете прямо в карточках простым карандашом. Время ограничено. Каждый работает индивидуально.

1. Укажите строку, где все предлоги будут производными:

А) из-за, вопреки, по
Б) около, вопреки, благодаря
В) благодаря, около, по-над

2. Укажите предложение с сочинительным союзом:

А) Если лес рубят, щепки летят.
Б) Лес рубят, но щепки не летят.
В) Когда лес рубят, щепки летят.

3. Определите разряд частицы в предложении: «Пусть когда-нибудь имя моё прочитают в учебнике дети» (Ахм.)

А) отрицательная                
Б) формообразующая                    
В) модальная

4. Укажите правильный вариант написания НЕ и НИ в предложении: «Я н… думал сегодня н… о чём».

А) Не, ни                              
Б) Ни, не                              
В) Не, не

5. Укажите вариант с раздельным написанием БЫ:

А) Что (бы) ни делал, делай по совести.
Б) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
В) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.   

2) Оценивание

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Передайте все листы, на  которых вы сегодня трудились. Оценку за работу вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши тесты, а также сосчитаю все «плюсы» и «минусы». Ребята, выполнившие творческие работы получат две оценки (оценивание творческих работ).
Вернёмся к началу урока – к эпиграфу (зачитываю ещё раз). И сегодня мы увидели, что уже здесь и сейчас ваш ум, ваши знания вам пригодились.

8. Рефлексия «Незаконченное предложение»

Учитель: Возьмите последние карточки № 5 и закончите начатые предложения, а затем сдайте законченные предложения. (Приложение 2)

  • «Я получил(а) на уроке удовлетворение, так как….»
  • «Я не получил(а) на уроке удовлетворение, так как….»

Учитель: Урок окончен. Благодарю всех. До свидания.