Цель: повторить и закрепить знания учащихся по темам: «Предлог», «Союз», «Частица» – через
использование нетрадиционных форм обучения, компьютерной технологии;
Задачи:
- Тренировать работе по изученной теме через разные виды деятельности.
- Развивать творческие способности учащихся, умение работать по опорам-схемам, умение логически мыслить, выполнять поисковые задания.
- Прививать интерес к предмету; воспитывать культуру речи, эстетический вкус через использование регионального компонента и личного творчества учащихся (стихи, презентация, сказка).
Ожидаемые результаты: ученики знают, что такое предлог, союз, частица и могут отличать их друг от друга; могут анализировать, сравнивать, защищать проекты.
Тип урока: урок-обобщение.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, метод проектов, творческий
Приёмы и формы: коллективная, индивидуальная, дифференцированная, парная, фронтальная; словарная работа, защита проекта, работа по карточкам, лингвистическая разминка, тесты, работа по схеме-опоре, рефлексия.
Оборудование: Интерактивная доска (компьютер), презентация, карточки, слова для игры- физминутки (листы со словами прикреплены к столам), творческие работы учащихся (презентация, сказка). Творческие задания (презентация служебных частей речи по выбору ученика, лингвистическая сказка) предложены учащимся как опережающее задание.
Эпиграф:
Ты сможешь сиять умом,
Где бы ты ни был,
Потому что мир нуждается
В таких, как ты (Августин Кюри).
План урока:
- Оргмомент.
- Лингвистическая разминка (работа с эпиграфом).
- Теоретический блок (работа со схемой-опорой).
- Поисковая работа (выборочный диктант). (Для коррекционной группы «Запиши правильно!»).
- Словарная физминутка: «Найди друга».
- Визитная карточка частей речи:
- «Спор предлогов» (словарные игры «Кроссворд» и «Корректор»);
- Презентация частицы (ученический проект);
- Лингвистическая сказка «О частях речи» (творческая работа учащихся).
- Итог: Тесты; оценки;
- Рефлексия (самооценка – «Незаконченное предложение»).
- Домашнее задание.
Презентация (Приложение 1)
Карточки с заданиями (Приложение 2)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Настрой на урок (учитель говорит, а ученики повторяют): «Я – Вера Ивановна, я – … (имя ученика). Сегодня у меня всё получится (…). А если не получится сегодня, то обязательно получится завтра (…).
2. Лингвистическая разминка
Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с частями речи, которые в лингвистике принято называть «служебными».
Вопрос: Какие это части речи? (предлог, союз, частица). Но мы постараемся доказать, что хотя их и называют служебными, они вполне способны жить самостоятельной жизнью. В течение урока вам предстоит показать, что вы смогли узнать о предлогах, частицах и союзах. Каждый правильный ответ сегодня на уроке вы будете отмечать «плюсом», а неправильный – «минусом». Из «плюсов» и «минусов» мы увидим, над чем вам следует ещё поработать. А я вам в этом помогу. В добрый путь!
– Сейчас мы проведём лингвистическую разминку. Для этого обратимся к эпиграфу нашего урока. (Приложение 1) Прочтите его внимательно и скажите, как понимаете смысл данного высказывания? (Высказывания учащихся). Я думаю, что эти слова великого учёного можно отнести и к вам, сидящим сегодня в этом классе.
Работа в тетрадях. А теперь откройте тетради и запишите число и тему урока. Перепишите эпиграф и выполните по нему следующее задание .
– Выделите все служебные части речи в высказывании Августина Кюри в соответствии с их условным обозначением: союз – овал, предлог – прямоугольник, частица – треугольник; укажите сверху их значение.
(Проверка).
Союзы: потому что, как – подчинительные; предлог: в – пространственное значение, непроизводный; частицы: бы – условная, ни – отрицательная.
3. Теоретический блок
Немного размялись, повторили условные обозначения и некоторые значения служебных частей речи, а теперь, перед тем, как приступить к основной практической части нашего урока, повторим теоретический материал, а поможет нам в этом схема – опора «Служебные части речи». Но сегодня она немного не такая, как на предыдущих уроках. Вам необходимо её дополнить. (Приложение 1)
Итак, посмотрите внимательно на предложенную схему и скажите, чего в ней не хватает? Расскажите о служебных частях речи, используя схему в законченном виде, дополняя её, где необходимо – примерами, а где необходимо – терминами.
4. Поисковая работа (выборочный диктант). (Приложение 1)
Учитель: Ребята, вы показали свои знания по теории, а теперь переходим к практике. Перед вами отрывок из стихотворения нашего земляка Павла Щербинина «Баллада о глотке воды». Прочтём его.
… Сороковой год. Предвоенный.
Его я помню, как теперь.
Да, был он необыкновенный;
Мне в новый мир открылась дверь!
Отец легонечко мне ворот
Рукой поправил и сказал:
«Идёшь ты завтра с нами в город»,
Я чуть от счастья не упал.
И все отцовские рассказы
Про славный Усть-Каменогорск
Картинкой развернулись сразу…
Я этим был безмерно горд!
…
Пятнадцать километров с лишним –
Такой мне предстояло путь
Протопать без воды и пищи…
Решился: справлюсь как-нибудь!
Нещадно яркое светило
Жгло плечи, голову и грудь, –
В разгаре самом лето было, –
Тень не найдёшь, чтоб отдохнуть.
…
Уснул я или просто грезил,
Но только вздрогнул, как со сна, –
Отцовский голос слышу весел:
«Вот скоро будет и она!»
О чём он говорит, не знаю,
Во мне живёт одна мольба…
«Вон, видишь, рощу с того краю?
За ней – красавица-Ульба!
Уж там попьём водички вдоволь –
Холодной, чистой, прямо с гор!»
Ах, как родительское слово
Мне ранит душу до сих пор!
И если бы вернулось детство –
Страница чистая судьбы, –
Отдал бы я любые средства
За тот глоточек из Ульбы!
Учитель: Перед вами карточки со стихотворением, а на доске таблица. Подобную таблицу вам необходимо зачертить в тетрадь и заполнить. Вы работаете с последними четырьмя столбиками (Приложение 2, карточка № 1). Работаете самостоятельно. Вам необходимо распределить служебные части речи по трём колонкам. Время выполнения ограничено. Повторяющиеся слова записывать не нужно! (Приложение 1)
Предлог |
Союз |
Частица |
|
|
|
Проверка
Предлог |
Союз |
Частица |
Со, о, во, с, за, до, из |
Или, но, как, и, если |
Не, уж, бы |
Проверка
Учитель: Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте работы. Верный ответ отмечаете карандашом значком «+», неверный – « – ». Затем запишите, сколько баллов набрал сосед. Один правильный ответ – один балл. Обменяйтесь тетрадями.
Задание для коррекционной группы: «Запиши правильно!»
А) Под лежачим камнем вода не течёт. – Под лежачий камень вода не течёт.
Б) Получит с ворот поворот. – Получить от ворот поворот.
В) У меня душа отлегла. – У меня от души отлегло.
Г) Сойти от ума. – Сойти с ума.
5. Физминутка:«Найди друга»
Учитель: Ну что же, ребята, вы неплохо поработали,
немного отдохнём. Но отдых тоже должен быть полезен. Перед вами на столах лежат карточки № 2 (Приложение 2) со словами, а на кафедре закреплены друзья этих слов, т. е. значения тех слов, которые у вас на карточках. Вам необходимо подумать и быстро помочь друзьям найти друг друга, т.е. взять карточку, подойти и встать рядом со значением. По хлопку переворачиваем карточки и начинаем операцию: «Найди друга».
СЛОВА, ЗАКРЕПЛЁННЫЕ НА КАФЕДРЕ: сочинительный противительный союз, сочинительный разделительный союз подчинительный союз, производный предлог, непроизводный предлог, формообразующая частица, отрицательная частица, модальная указательная частица, модальная вопросительная частица.
СЛОВА НА КАРТОЧКАХ: бы, пусть, не, чтобы, неужели, зато, то, только, за, в течение.
(ОТВЕТЫ: бы – формообразующая частица, пусть – формообразующая частица, не – отрицательная частица, чтобы – подчинительный союз, неужели – модальная вопросительная частица, зато – сочинительный противительный союз, то – модальная указательная частица, то-то – сочинительный разделительный союз, за – непроизводный предлог, в течение – производный предлог).
6. Визитная карточка частей речи
1) «Спор предлогов» «Кроссворд» и «Корректор»
Учитель:Пока вы отдыхали, одна из капризных служебных частей речи решили поспорить. А о чём, вы услышите немного позже, после того, как решите кроссворд и узнаете, что это за часть речи. Работаете в парах, ответы пишете простым карандашом прямо в карточках.
Задание: Разгадать кроссворд (Приложение 2, карточка № 3) и узнать, какая часть речи зашифрована (она в выделенной графе).
- Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.
- Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия.
- Словарный состав языка.
- Разговор двух лиц.
- Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета.
- Часть слова без окончания.
- Раздел русского языка, изучающий правила написания слов.
Ответы: (Приложение 1, Приложение 2) – кроссворд
Учитель:Кроссворд отгадан, мы узнали, какая часть речи затеяла спор, а как же это произошло – послушайте: «Однажды встретились два производных предлога БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ. Встретились и стали спорить о том, что могут встать туда, где им захочется, никому не мешая. БЛАГОДАРЯ говорит, что может находиться рядом со словосочетанием «плохой погоде», а ВСЛЕДСТВИЕ – рядом со словом «победил». Спорили они спорили, да так раззадорились, что вообще забыли, кто с какими словами и словосочетаниями рядом находиться должен». Давайте мы поможем им.
ЗАДАНИЕ «Корректор». (Приложение 1)
Вам необходимо правильно соотнести предлоги БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ с указанными словами и словосочетаниями. Не забываем про сочетающиеся падежи. В каком падеже должны стоять слова рядом с предлогом БЛАГОДАРЯ? (благодаря чему? – Д. П.).
А с предлогом – ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие чего? – Р. П.)
СЛОВА и СЛОВОСОЧЕТАНИЯ для задания: хорошая погода, спортивные успехи, низкий урожай, победить, поражение, плохая погода, болезнь, удача.
ОТВЕТ:
БЛАГОДАРЯ | ВСЛЕДСТВИЕ |
Хорошей погоде |
Низкого урожая |
2) «Презентация Частицы»
Учитель: Предлогам мы помогли, а теперь отправимся в гости к Частице. А нашим проводником к её дому будет ваша одноклассница, которая уже побывала у неё и готова стать нашим экскурсоводом.
(ПЕТРЯЧКО ВАЛЯ – компьютерная презентация – творческий проект ученицы).
3) Лингвистическая сказка «О частях речи» (Приложение 1)
Учитель:Мы посмотрели визитные карточки предлога и частицы. А что же нам приготовил Союз? Предлагаю вашему вниманию Лингвистическую сказку «О частях речи», которую придумала тоже ваша одноклассница – Немцова Даша. Вы внимательно её послушайте и скажите, согласны ли вы с героем сказки – СОЮЗОМ.
«Сидели в тёплый летний вечер на деревянном крыльце терема Существительное, Глагол, Прилагательное и Союз. Они сидели и молча смотрели на небо, которое было усыпано яркими золотыми звёздами. Вдруг существительное, мечтательно глядя на небо, произнесло: «Если бы не я – существительное, то вы не узнали бы, что на небе – звёзды». Глагол тут же вступил в разговор и сказал: «Если бы не я, Глагол, то вы бы не знали, что звёзды что делают? – светят!» – «Ха-ха-ха, – рассмеялось Прилагательное, – если бы не было меня, Прилагательного, вы бы никогда не узнали, что золотые звёзды светят на фиолетовом небе». – «Погодите, погодите! – воскликнул Союз. – Я маленькая частичка речи, но вы без меня не сможете сказать, что в тёплую летнюю ночь на фиолетовом небе светят не только золотые звёзды, но и серебристый месяц. Так что я думаю, друзья, что все мы главные: и вы – самостоятельные части речи, и мы – служебные, и ни одна часть речи не может быть без другой. Так что весь наш спор не имеет смысла».
Учитель:Итак, ребята, выскажите своё мнение о последнем высказывании. Прав ли Союз?
(Предполагаемые высказывания ребят: «Без предлогов нельзя, т. к. они связывают слова в словосочетаниях и предложениях (вышел школы – смысл теряется без предлога «из»); без частиц другие части речи не могли бы мечтать, или все утверждения были бы положительные (вместо «я не болею» – «я болею», а также слова не имели бы дополнительных оттенков); Без союзов нельзя было бы построить многие сложные предложения или соединить или разделить, противопоставить однородные члены предложения»).
7. Итог:
1) Тесты (Приложение 1)
Учитель: Ну что же, ребята, вы славно потрудились, хорошо и с пользой отдохнули, остался маленький штрих, чтобы наша работа считалась успешно доведённой до конца. Перед вами лежат карточки № 4 (Приложение 2).
Это тест. Ответы отмечаете прямо в карточках простым карандашом. Время ограничено. Каждый работает индивидуально.
1. Укажите строку, где все предлоги будут производными:
А) из-за, вопреки, по
Б) около, вопреки, благодаря
В) благодаря, около, по-над
2. Укажите предложение с сочинительным союзом:
А) Если лес рубят, щепки летят.
Б) Лес рубят, но щепки не летят.
В) Когда лес рубят, щепки летят.
3. Определите разряд частицы в предложении: «Пусть когда-нибудь имя моё прочитают в учебнике дети» (Ахм.)
А) отрицательная
Б) формообразующая
В) модальная
4. Укажите правильный вариант написания НЕ и НИ в предложении: «Я н… думал сегодня н… о чём».
А) Не, ни
Б) Ни, не
В) Не, не
5. Укажите вариант с раздельным написанием БЫ:
А) Что (бы) ни делал, делай по совести.
Б) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
В) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
2) Оценивание
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Передайте все листы, на которых вы сегодня трудились. Оценку за работу вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши тесты, а также сосчитаю все «плюсы» и «минусы». Ребята, выполнившие творческие работы получат две оценки (оценивание творческих работ).
Вернёмся к началу урока – к эпиграфу (зачитываю ещё раз). И сегодня мы увидели, что уже здесь и сейчас ваш ум, ваши знания вам пригодились.
8. Рефлексия «Незаконченное предложение»
Учитель: Возьмите последние карточки № 5 и закончите начатые предложения, а затем сдайте законченные предложения. (Приложение 2)
- «Я получил(а) на уроке удовлетворение, так как….»
- «Я не получил(а) на уроке удовлетворение, так как….»
Учитель: Урок окончен. Благодарю всех. До свидания.