Одной из главных целей образовательной системы современной России в рамках реализации ФГОС второго поколения становится не передача учебной информации в виде ЗУНов, а формирование умения самостоятельно учиться, развитие значимых для этого компетентностей, достижение заявленных образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Это оказывается главным в процессе реализации деятельностного подхода, ориентированного на построение учебной деятельности учащихся в начальном звене школы. При этом целенаправленное формирование метапредметных компетентностей происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.
Важное обстоятельство, которое необходимо учитывать в связи с введением нового стандарта, касается психолого-педагогических компетентностей учителя. Очевидно, что эффективная реализация на практике провозглашенного в стандарте компетентностного подхода с метапредметными и личностными компетенциями в качестве важнейших результатов обучения в школе не будет успешной без понимания развития учащегося как главной цели обучения, без понимания того, что обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский), а развитие ребенка в школе происходит в процессе обучения, если оно организовано как совместная деятельность учащихся и учителя.
Таким образом, актуальной становится проблема изучения и оценки метапредметных компетентностей, определение критериев их сформированности у учащихся.
В связи с этим в гимназии №56 разработан для обучающихся 1- х классов диагностический курс “Наши первые шаги в школе”. Курс включает в себя различные занятия, направленные на успешное формирование позиции школьника, усвоения правил и норм школьной жизни, формирование навыков сотрудничества со сверстниками и педагогами.
Курс позволяет решить целый ряд диагностических задач:
- определить состояние предпосылок учебной деятельности ребенка;
- охарактеризовать уровень речевого развития детей;
- изучить эмоциональную и мотивационно-потребностную сферу учащихся;
- описать особенности самооценки детей;
- оценивание метапредметных компетентностей.
Помимо традиционных занятий разработано содержание специально организованных событий (праздников, конкурсов, турниров и др.). Помимо решения общих диагностических задач в ходе события можно оценить метапредметные компетентности учащихся.
Приведем перечень разработанных нами событий:
- Семейный праздник “Здравствуй, школа”
- Игра-путешествие “В гостях у школьных принадлежностей” (Приложение 1, Приложение 2).
- Устный журнал: “Ура! Приехал цирк”
- Интерактивные игры: “Учимся сотрудничать”
- Спортивный праздник: “Юные олимпийцы”
- Творческая мастерская “Умелые ручки”
- Музыкальная шкатулка
- Художественная мастерская
- Интеллектуальный турнир знатоков
Остановимся на некоторых событиях подробнее.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ “УРА! ПРИЕХАЛ ЦИРК”.
Цель события: выявить уровень умения осуществлять информационный поиск, собирать и выделять главное из различных информационных источников и представлять его с помощью ИКТ.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о цирковых артистах и их деятельности.
- Формировать способы получения информации в общении с другими людьми (родителями), при работе с книгой, интернетом.
- Учить разными способами представления информации, в том числе с использованием ИКТ.
Подготовка к событию:
Детям вместе с родителями нужно собрать всю информацию о цирковых видах искусства, подобрать иллюстративный материал, подготовить рассказ.
Виды деятельности:
поисково-исследовательская, коммуникативная.Формы работы:
- работа с книгой;
- в сети internet;
- беседа со взрослыми;
- подготовленное устное выступление с использованием ИКТ.
Оцениваемые метапредметные компетентности.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА “УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ”.
Цель: изучения способов общения и сотрудничества детей. Дети учатся решать возникшие проблемы путем переговоров.
Задачи:
- Познакомить детей друг с другом
- Изучить особенности взаимодействия детей в группе.
- Подчеркнуть уникальность и значимость каждого ребенка.
- Учить детей решать возникшие проблемы путем переговоров.
Виды деятельности: игровая, интерактивная
Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оцениваемые метапредметные компетентности.
Аналогичным образом построены и другие события, проводимые в течение первых двух недель пребывания ребенка в школе. Оценивается не только сформированность/несформированность тех или иных компетентностей. Анализ происходящих событий позволяет выделить предпочтительные для учащегося виды деятельности, назвать оптимальные формы работы, определить способы эффективного взаимодействия педагога с учащимися, назвать приоритеты в содержании образовательной программы каждого ученика.
Опыт проведения названных событий показывает, что такие события, проводимые учителем класса, учителями-предметниками, специалистами (педагогами-психологами, учителями-логопедами) позволяют создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве школы, создать необходимые предпосылки для формирования классного коллектива, создать позитивное отношение к школе, настроить детей на успешное освоение способов взаимодействие с педагогами и сверстниками.
Были выделили следующие метапредметные компетентности: регулятивная, информационная, познавательная, коммуникативная. Для каждой компетентности выделено (в соответствии с ФГОС) пять критериев оценки. За каждый критерий выставляется оценка в 0-1 балл. Таким образом промежуток баллов за каждую компетентность – от 0 до 5 баллов. В ходе заполнения разработанного бланка происходит обобщение данных о состоянии метапредметных компетентностей учащихся, определяются возможности применения индивидуализированных педагогических технологий, разработки индивидуальных образовательных программ, отбора содержания образования. При введении электронного паспорта школы выделение приоритетных видов деятельности, форм работы и формулирование рекомендаций будет производиться в автоматическом режиме.
Результаты оценивания метапредметных компетентностей дают возможность учителю достаточно быстро включить более эффективные формы и методы работы в учебное занятие в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Они позволяют включить в содержание индивидуальной образовательной программы дополнительные компоненты. Например, при низком уровне развития коммуникативной компетентности психолого-педагогические рекомендации будут зависеть от причин, лежащих в основе выявленных специфических особенностей. Так, при нарушениях речевого и коммуникативного развития в содержание образовательной программы будут внесены занятия по развитию речевых умений. При этом формы работы с ребенком могут быть различными (логопедические занятия, социальное проектирование, коммуникативные тренинги и т.п.). Если причиной низкого уровня развития коммуникативной компетентности является неадекватная самооценка, ребенок может быть включен в группу психологической разгрузки.
Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы позволило сделать следующие выводы:
- Средством диагностического изучения метапредметных компетентностей учащихся первых классов могут служить специально разработанные сценарии событий. При этом в каждом событии должны быть определены оцениваемые виды и формы деятельности.
- Результаты, полученные при оценивание метапредметных компетентностей, позволяют проектировать индивидуальную образовательную программу первоклассника, выбирать эффективные приемы взаимодействия с ребенком учителей, родителей.
- Результаты диагностики дают возможность учителю определить и включить наиболее эффективные формы и методы работы в учебное занятие с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Успешность реализации разработанной программы диагностического изучения учащихся первых классов зависит от уровня развития профессиональных компетентностей учителя.