“В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...”
Ш. Амонашвили
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, их направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к обучающимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век информационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества, которое нуждается в людях творческих, способных быстро и оригинально решать научные и практические проблемы, обеспечивая социально-экономическое развитие страны.
Сегодня становится всё более очевидным тот факт, что социальная успешность личности является интегрированным критерием качества образовательной деятельности. В современных условиях актуальными становятся такие способности, которые позволят выпускникам успешно самоопределиться в мире, включиться в инновационные процессы развития науки и производства, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда. В связи с этим особое внимание уделяется организации деятельности с обучающимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от её решения зависит будущее государства.
Именно поэтому мы посчитали, что реализация в нашем образовательном учреждении проекта “Дни науки в лицее”, позволит создать разновозрастное сообщество обучающихся основной и средней школы, которое будет способно организовать с младшими школьниками занятия для научного просвещения.
В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики отдельных элементов проекта;
- личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребёнка как личности;
- деятельностный подход, предполагающий взаимообучение детей разного возраста в деятельности, предполагающей выбор цели и планирование занятий, организацию и регулирование, контроль, самоанализ и оценку результатов деятельности;
- культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей;
Постановка проблемы и актуальность проекта
Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.
Творческая активность, выдумка, способность найти единомышленников и организовать окружающих - это особое качество личности.
Построение дидактической системы, ориентированной на развитие детского потенциала, творческих способностей и социальной инициативности способствует формированию активной личности.
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость и приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Психолог Матюшкин А.М. полагает, что показателями одаренности являются высокая познавательная и творческая активность, Савенков А.И. считает, что одаренность включает в себя не только повышенную познавательную потребность, но и мотивационную. Юркевич В.С., заведующая лабораторией “Образовательные стратегии развития одаренности” МГПУ выдвигает мысль о том, что одаренным может считаться тот ребенок, который обладает высоким уровнем каких-либо способностей, высокой мотивацией или стремлением к той или иной деятельности, сформированностью эффективных способов этой деятельности.
Очень интересной, на наш взгляд, является концепция одаренности, принадлежащая американскому специалисту Дж. Рензулли, который считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: общие специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренный человек, по его мнению, обладает ими либо способен к развитию этой системы качеств и приложению её к любой потенциальной ценной области человеческой деятельности. Принципиально важно в его теории то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трём основным параметрам превосходит своих сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, который обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности.
Однако сколько бы точек зрения не существовало, важнейшим положением современной психологии одаренности является то, что её развитие не может рассматриваться вне взаимодействия личности и социального окружения. Значимая роль в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей, принадлежит школе.
В нашем лицее работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности. В течение нескольких лет лицей работ работает по программе “Одаренные дети”.
При всём многообразии форм организации деятельности с одаренными детьми, высоким уровнем профессиональной компетенции педагогов, работающих с ними, информационно-техническим оснащением лицея, сложившейся устойчивой моделью предпрофильной и профильной подготовки учащихся на основе индивидуальных учебных планов, реализацией проектной и исследовательской деятельности.
Основная цель проекта: создание особого (инновационного) воспитательного пространства, организованного для формирования опыта самостоятельной интеллектуальной, творческой и педагогической деятельности, удовлетворения каждым личных потребностей и способного обеспечить высокий уровень саморазвития и самореализации.
На основе поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Создать условия для полноценного общения взрослых и детей разного возраста, сочетая активную интеллектуальную деятельность и творчество.
- Продолжить формирование у детей с навыков выполнения поисковых и научно-исследовательских работ, разработки проектов в межпредметных научных областях;
- Создать условия формирования отношений сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми: научиться уважать чужое мнение, слушать и говорить, работать в группе;
- Раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Поставленная цель и сформулированные на её основе задачи определяют следующие направления деятельности:
- Координационное, предполагающее организацию работы участников образовательного процесса по достижению поставленной цели, ресурсное обеспечение проекта и контроль за его реализацией.
- Развивающее, в основе которого лежит создание инновационной образовательной среды для всестороннего развития одаренных детей и удовлетворения их потребностей в различных сферах деятельности.
- Научно-методическое, способствующее повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Психолого-педагогическое, позволяющее построить систему психолого-педагогической поддержки социально одаренных школьников в процессе их обучения и воспитания.
Информационное, предполагающее создание в лицее единого информационного пространства, систематически освещающего не только теоретические и практические аспекты работы с одаренными детьми, но и результаты реализуемого проекта (пресс-центр, сайт лицея, публикации в каких-либо изданиях).
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на период с октября 2015 по май 2016 г., носит среднесрочный характер.
Основные мероприятия этапа
№ п/п | Содержание и направление деятельности | Сроки |
1. | Анализ нормативно-правовых условий и кадрового обеспечения для реализации проекта. | октябрь 2015г. |
2. | Формирование проектной группы из числа педагогического состава и администрации лицея. Разработка структуры управления проектом, должностных обязанностей. Постановка цели и задач проекта, обсуждение мероприятий по их реализации. | ноябрь 2015г. |
3. | Формирование группы обучающихся для участия в мероприятиях проекта, посвящённых дню Российской науки. | декабрь 2015г. |
4. | Методическая разработка занятий научных лабораторий для младших школьников. | декабрь 2015г. - январь 2016г. |
5. | Проведение мероприятий проекта, посвящённых дню Российской науки. | февраль 2016г. |
6. | Анализ и освещение мероприятий проекта, посвящённых Дню российской науки. | март 2015г. |
7. | Формирование группы обучающихся для участия в мероприятиях проекта, посвящённых дням Науки Новосибирской области. | апрель 2016 |
8. | Проведение мероприятий проекта, посвящённых дням Науки Новосибирской области. Анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации. | май 2016 |
Реализация основных мероприятий данного проекта осуществляется в единой системе всех структурных подразделений лицея на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:
- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения);
- педагогических (инновационная профессиональная деятельность педагогов, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);
- социальных (социализирующие тенденции микросоциума);
Мотивационное обеспечение педагогического сопровождения одаренных детей
Успешность деятельности педагогического коллектива будет зависеть от стимулирования мотивации одаренных учащихся, среди которой выделяют:
1. Социальная мотивация – создание авторитетной позиции ребенка среди одноклассников, систематическое поощрение, создание ситуаций успеха.
2. Прагматическая – усиление внимания к той области знаний, которой увлекается ребенок.
3. Содержательная – создание условий, в которых ученик может применить свои знания в нестандартных или проблемных ситуациях.
Ресурсное обеспечение, обеспечивающее функционирование проекта
Для успешной реализации проекта необходимо планомерное наращивание всех видов ресурсного обеспечения с целью удовлетворения всего спектра потребностей в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся.
Научно-методический ресурс | |||
Компоненты ресурса | Состояние на начало реализации проекта | Состояние на конец реализации проекта | |
электронные учебные и методические пособия; | Есть | Есть (пополнены) | |
программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; | Есть | Есть (обновлена) | |
учебные и методические пособия по проблеме одаренности; | Есть | Есть (пополнены) | |
Кадровый ресурс | |||
педагоги высшей категории; | Не менее 80% | Не менее 90% | |
психолог лицея; | 1 | 1 | |
педагоги, прошедшие курсовую подготовку; | Не менее 80% | Не менее 100% | |
педагоги дополнительного образования | Есть | Есть | |
Технический ресурс | |||
- компьютерные классы; | Есть | Есть | |
- компьютеры; | Есть | Есть | |
- проектор; | Есть | Есть | |
- кабинет психолога; | 1 | 1 | |
- классы-лаборатории; | Есть | Есть | |
- мультимедийный класс; | Есть | Есть | |
- кабинет школьного пресс-центра; | Нет | Есть |
Результаты от реализации проекта
- повышение инновационной культуры, профессиональной компетенции педагогов в работе с одаренными детьми;
- обобщение существующего опыта лицея по подготовке и реализации массовых проектов;
- удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью одаренных детей в лицее (удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности, комфортность и защищенность личности одаренного школьника, удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития ребенка);
- повышение социального престижа лицея на муниципальном и региональном уровнях;
Индикаторы эффективности реализации проекта
Повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся.
- Рост численности детей, участвующих в организации и проведении мероприятий проекта.
- Расширение кругозора учащихся в области естественных наук.
Повышение степени удовлетворения социальных потребностей
- Повышение степени удовлетворенности обучающихся и их родителей индивидуальными результатами работы.
- Востребованность профессионального и социального опыта лицея в сообществе района и города.
- Увеличение количества и разнообразия программ и мероприятий проекта.
Повышение эффективности управления
- Повышение степени вовлеченности родителей в процесс реализации проекта
- Создание системы внутришкольных стимулов выявления и поддержки одаренных детей.
Перспективы совершенствования проекта:
- организация взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими учреждениями;
- интеграция со СМИ в подготовке материалов для программы, региональных печатных изданий;
- организация содержательного досуга одаренных детей в каникулярное время;
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности – М., 1997.
2. Вихарева О.А. Система выявления и поддержки одаренных детей//Дополнительное образование, №5, 2007.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – “Питер”, 2000.
4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., “Академия”, 2002.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., “Академия”, 2000.
6. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики, № 2, 2008.
7. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей/Основные современные концепции творчества и одаренности. – М., 1997.
8. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. – М., 2001.
9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М., 2000.