"Копилка опыта" (урок в рамках предметной недели "Физический аукцион")

Разделы: Физика


Данный урок обобщения и систематизации знаний составлен таким образом, что повторяется не отдельно взятая тема, а сразу несколько тем из разных разделов. Так, например, обучающиеся проявляют свои знания о веществе (воде, металле). В ходе своего рассказа открываются познания о тепловых явлениях. Используя дополнительный материал, обучающиеся дополняют друг друга, давая наиболее полное представление о данном объекте. Затронут такой раздел как “Оптика”, где обучающиеся могут продемонстрировать свои знания в науке и технике (использование линз и зеркал). Освещение вопроса о свече затрагивает историю создания. Обучающиеся проявляют любознательность, находят дополнительную информацию из различных источников, охотно делятся ей.

В этой статье прослеживается принцип цикличности построения учебного материала, который состоит в том, что структура изложения учебного материала курса едина и периодически повторяется при изучении всех его разделов. Так, например, углубляются и дополняются познания о данном исследуемом объекте. Элементы структуры каждой темы отражают составляющие физической теории. Физическая теория является формой выражения и определенной системой научных знаний. Теория содержит в качестве своих элементов понятия, гипотезы, законы. В теории научные знания взаимосвязаны с научными методами познания. Научное познание представляет собой развивающую систему знаний, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Основными формами эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент. Особенность эксперимента как метода эмпирического исследования заключается в возможности активного практического воздействия исследователя на наблюдаемое явление, например, путем изменения условий эксперимента. Наблюдение представляет собой исходный метод эмпирического познания, посредством которого можно получить некоторую первичную информацию об объекте. Оно опирается на чувственные способности человека, например, такие, как ощущение, восприятие, представление, с помощью которых можно судить о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Формирование образа сущности познаваемого объекта осуществляется посредством логического мышления, которое носит опосредованный характер. Логический образ существует в форме мысли об объекте – понятии, суждении, умозаключении.

На нынешнем этапе развития физического образования все большее значение приобретает личностное развитие учащихся. Особое внимание уделяется развитие творческих способностей учащихся, интереса к физике, исследовательской деятельности. Реализация личностных и метапредметных результатов обучения может осуществляться через решение экспериментальных заданий. Содержание таких заданий направлено на развитие активной самостоятельной творческой деятельности учащихся. Так, например, при обсуждении вопроса, связанного с плоским зеркалом, можно предложить выполнить экспериментальное задание: узнать устройство плоского зеркала. Если гвоздем аккуратно соскоблить у края зеркала небольшой кусочек защитной пленки, то по особому блеску можно установить, что за защитной пленкой находится металлическое покрытие. Защитная пленка – краска черного цвета. Под металлическим покрытием находится стеклянная прозрачная основа зеркала. Учащиеся приходят к выводу, что зеркало имеет три основных части – стеклянная прозрачная основа, слой металлического напыления, защитная пленка. Металлическое покрытие зеркала отражает электромагнитные волны (свет).

В связи с этим, достигнуты такие цели, как:

- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

- систематизация знаний и многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики, для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

- формирование убежденности в познавательности окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

- развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

В ходе данного урока учитель и учащиеся могу задать такие вопросы, как:

  • Почему...? (Какова причина...?)
  • Что изменилось бы, если бы...?
  • Чем отличается ... от ...?
  • Что объединяет ... и ...?
  • Чем можно объяснить...?
  • Какие условия необходимы, чтобы ...?
  • Какой вывод можно сделать?
  • На каком основании сделан вывод?

Не на последнем месте прослеживаются диалоговые технологии развития творческих способностей обучающихся. Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебными познавательными задачами, подразумевающими: вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы, формирование задачи, поиск решения; объяснение партнеру найденного решения, сопоставление гипотез, констатацию вывода, правильного ответа.

Познавательный диалог способствует более глубокому овладению понятием, развитию навыков овладения инструментами мышления, в качестве которых выступают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). В этом случае диалог представляет собой форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. В связи с этим, он требует обсуждения конкретного предмета, доведенного до столкновения различного способа видения мира. Роль учителя в этом случае ограничивается функциями “дразнящего собеседника”, провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории и заранее знающего ответ. В рассматриваемой здесь технологии речь идет об использовании эвристического потенциала диалога, представленного как организационная задача. При таком подходе можно имитировать диалог, делая упор на методических приемах, которые обеспечивают обратную связь с классом.

Диалог предстает, прежде всего, как взаимодействие, позволяет и учителю, и ученикам максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал. В этом случае диалог становится не только средством общения, но и отношения. Его целью становится создание таких межличностных отношений и такого общения, которые обеспечат ценностное усвоение содержания, приобщение к опыту и ценностям других, саморазвитие каждого участника диалогического взаимодействия.

На начальном этапе используются преимущественно фрагменты диалогических ситуаций, для создания которых у детей в условиях обычного урока должна быть возможность обсуждать свои мысли, мнения с учителем и друг с другом. Роль учителя на уроке состоит в том, что он не столько рассказывает, сколько ставит вопросы, направляющие и стимулирующие мышление учащихся. Выделены три этапа развития мышления: формирование понятий;   интерпретация    данных;  применение правил и принципов.

Для создания диалогических ситуаций на этапе формирования понятий, используются побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности. Вопрос: “Какие предметы (явления) связаны друг с другом?” — побуждает учащихся к объединению данных в группы.

Для направления активности учащихся в русло исследования используются фокусирующие (направляющие) вопросы, которые сосредотачивают внимание учащихся на тех предметах или тех свойствах, которые необходимо сопоставить: “Что общего у данных столовых приборов?”.

Для создания диалогических ситуаций на этапе интерпретации данных способствуют вопросы, направленные на припоминание уже известных данных

При построении выводов, для активизации учащихся, целесообразно использовать вопросы обобщающего типа: Какие выводы можно из этого сделать?

Диалогическая ситуация на этапе применения правил и принципов создается посредством побуждения учащихся к объяснению новых явлений (предсказание последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.) путем применения общих правил и принципов: Как вы думаете, будет ли дольше гореть свеча, если ее диаметр будет больше?

Активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют вопросы, побуждающие их задуматься о причинно-следственных связях и соотношениях: “Почему при уменьшении площади лезвия ножа увеличивается давление на поверхность?” При проверке выдвинутых предложений, гипотез, выводов учащиеся либо приводят примеры, либо указывают условия, при которых можно произвести такую проверку.

Для включения учащихся в ситуацию диалогового взаимодействия применяются и такие приемы как: неожиданный вопрос, “незнающий” учитель и др.

Применение диалогических ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала учащихся, обеспечивает не только формирование понятий и представлений, но и учит учащихся методам познания, создает ситуацию самоутверждения каждого ученика, помогает им реализоваться, проявить, раскрыть себя. Диалогические ситуации определяют высокую познавательную мотивацию учащихся, а процесс припоминания того, что учащийся уже изучил (этап обзора), превращает учение в подлинно творческий процесс.

В заключение своей работы хочу отметить, что в XXI веке мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занимает сотрудник инициативный, умеющий брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющий эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы – работник  компетентный.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Каковы основные составляющие формулы компетентности?

  • Во-первых, знания, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разнообразная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.
  • Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
  • В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.

Получается формула: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата довольно сложен и окончательно не разработан.

Предлагаемая мною методика формирования коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии может стать частью механизма “выращивания” компетентного человека.

Цели урока:

  • показать учащимся связь предмета физики с повседневной жизнью;
  • познакомить учащихся с использованием полученных знаний в жизни

Задачи:

  • развивать мышление учащихся, умение осмысливать и объяснять явления;
  • продолжать формирование познавательного интереса к предмету “Физика”.

Форма урока: урок-игра

Оборудование: бутыль с простой водой, очки, столовые приборы (ложка, вилка, нож), зеркало, хозяйственная свеча, творческая канцелярия (краски, карандаши, пластилин), чайник.

Ход урока

Учитель предлагает учащимся стать участниками физического аукциона, в котором осуществляется “продажа с молотка” простых предметов обихода не за деньги, а за физические знания-ответы. Необходимо найти связь между представленным предметом и физикой. Владельцем лота считается тот, кто сообщит больше информации о предмете.

Учащиеся дают сообщение о лоте по плану: называют физические свойства и особенности тела (вещи), явления, используемые при его создании, закономерности, которым оно подчиняется и т.д. Ответ может перейти к другому учащемуся, который пожелает дополнить информацию. В ходе рассказа о предмете учитель может задавать наводящие вопросы, а так же делать дополнения, озвучивая информацию о предмете, которая не прозвучала от учащихся. Очередность розыгрыша предметов определяется с помощью жребия.

Лот №1 “Бутыль с простой водой”

- характеризует жидкое состояние вещества;

- большая удельная теплоемкость 4200Дж/кг.С;

- температура отвердевания 0.С, а температура кипения 100.С;

- вода – хороший растворитель, что используется в медицине и быту (приготовление лекарства и пищи);

- значение воды в жизни человека (организм человека на 65-70о/о состоит из воды; норма 6 стаканов в день; “вода – дороже золота”; минеральная вода опасна; переносчик болезней 85о/о; нельзя кипятить воду более 1 раза, при этом выделяется ядовитое вещество диоксин, роль воды в процессе гниения);

- вода – единственное вещество, плотность которого в твердом состоянии меньше, чем в жидком, поэтому водоемы не промерзают до глубины;

- поверхностное натяжение воды из всех существующих жидкостей в природе, уступает только ртути;

- вода – хороший проводник электрического тока (примеси), а дисцилированная вода – хороший диэлектрик;

- радуга на небе (преломление света в каплях воды);

- 22 марта – День водных ресурсов.

Лот №2 “Очки”

- определение понятия “линза”, виды линз, оптическая сила линзы (преломляющая способность);

- использование линзы в технике, науке, быту (добыча огня с помощью линзы);

- коррекция зрения (контактные линзы);

- солнцезащитные очки (наблюдение солнечного затмения).

Лот №3 “Столовые приборы”

- различная теплопроводность вещества (сталь, керамика, серебро, алюминий);

- малая площадь поверхности лезвия ножа (заточка) приводит к большому давлению, ручка с большей площадью опоры производит малое давление;

- лезвие ножа разной формы для различного предназначения (избежание прилипания молекул).

Лот №4 “Зеркало”

- Определение понятия “зеркало” (примеры);

- использование зеркала при демонстрации закона отражения света (солнечный “зайчик”);

- использование в технике, жизни (перископ, автомобильное зеркало, комната смеха (сферические зеркала), игрушки (коледоскоп), определение точного расстояния до Луны, могут отражать звук (акустические зеркала), увеличение пространства.

Лот №5 “Хозяйственная свеча”

- “Светя другим, сгораю...” - латинская поговорка;

- вещество (парафин, стеарин);

- температура плавления 60.С, температура пламени 750.С-1400.С;

- виды (хозяйственные, столовые, церковные, чайные, декоративные, уличные;

- свеча – прибор для измерения времени;

- явление диффузии (запах при сгорании);

- язык пламени – холодная плазма;

- зависимость времени горения свечи от длины фитиля;

- явление конвекции воздушных масс позволяет внешней поверхности свечи оставаться твердой.

Лот №6 “Творческая канцелярия”

- краски (состоят из частиц, хаотическое движение, процесс диффузии), явление смачивания кисти;

- карандаши (вещество), силы взаимодействия между молекулами;

- пластические свойства пластилина (взаимодействия между частицами), несмачиваемость, герметичность вещества.

Лот №7 “Чайник”

- предмет кухонной утвари (виды);

- вид сообщающихся сосудов;

- использование блестящей поверхности (быстро нагревается и медленно остывает, испускает меньше тепловых лучей);

- звуковые явления (наличие свистка).

Подведение итогов урока:

В ходе урока учащиеся выделяли и осознавали то, что уже усвоено в курсе физики и что еще подлежит усвоению; оценивали качество и уровень усвоения материала (проявляли свои знания, оценивали знания одноклассников). Урок способствовал развитию монологической и диалогической речи, участию в коллективном обсуждении. Была возможность анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы; объяснять физические явления, процессы, связи и отношения. Во время урока формируется устойчивый познавательный интерес учащихся, так как в каждом обсуждаемом вопросе прослеживается связь физики с повседневной жизнью.