“Сравнительная ценность задач
и правильный их выбор в математике
гораздо более важны, чем способность
совершать сложные действия в уме”.
А.Н.Звонкин, профессор математики.
Главная задача специального коррекционного образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. При разработке новых образовательных стандартов специального коррекционного образования приоритетом становятся формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровнь усвоения которых предопределяет успешность всего дальнейшего обучения ребёнка с ОВЗ.
Поэтому, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания из различных источников, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, планировать ход своей работы, делать выводы, работать не только индивидуально, но и группе, учитывая мнение других членов коллектива. Новые условия организации познавательной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей с ОВЗ умений и навыков самостоятельности, саморазвития, развития личностных компетенций, компенсацию дефектов развития. Всё это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем. Одна из таких проблем:
“Как модернизировать систему своей работы в формате современных требований и установок”, а именно: Как сформировать у детей с ОВЗ информационную компетенцию?
Иными словами, как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Ведь всё, выше перечисленное, имеет не только коррекционное, развивающее значение, но и социальную значимость для учащихся с ОВЗ.
Для решения обозначенных проблем нужны деятельностные (путём делания), практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Сюда относится и метод проектного обучения.
В общеобразовательных школах сегодня широко используют метод проектов, проектную деятельность, проектное обучение, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе работы над проектом. Однако, учитывая особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ, анализируя свой опыт педагогической деятельности, я могу сказать, что полноценная проектная деятельность не соответствует познавательным возможностям учащихся школы VIII вида. С моей точки зрения, механически переносить способы работы из основной школы в специальную коррекционную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффектвно.
С позиции своего многолетнего педагоического опыта, я считаю, что прообразом проектной деятельности, применяемым в основной школе, в нашей среде могут стать проектные задачи. Именно использование проектных задач поможет решать современные проблемы коррекционного образования, в частности, перейти на компетентностный подход в коррекционном образовательном процессе. А ещё мой опыт показывает, что это гибкий и очень мобильный метод обучения. Он хорошо “встраивается” в классно-урочную систему, в изучаемую тему, интегрируется с другими методами и технологиями обучения.
Современные методические рекомендации определяют проектную задачу как “систему заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результатав виде реального продукта. Этот продукт не является самоцелью, его следует рассматривать в более широком контексте”. Я согласна с тем, что в решении проектных задач цецеленаправлено стимулируется система действий ученика, направленная на получение качественно нового результата и качественного изменения самого ребёнка.
Что такое исследования для нашего ученика?
- Это наблюдения за жизнью,открытие многих явлений,открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.
Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом
Возникают вопросы
Находятся ответы
Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.
Поэтому Я МОГУ:
- научить детей находить некую значимую для них проблему и решать её;
- подвести ребят к осмыслению значимости результатов;
- корригировать и развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;
- формировать алгоритмические способы деятельности;
- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора;
- размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей, делать выводы;
- аргументировать решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Через опыт решения проектных задач к 9, 10 классам дети с ОВЗ (продвинутого и частично базового уровня) смогут освоить основы проектной деятельности. Со своими учениками в 9, 10 классах мы успешно выполняем несложные проекты. И это уже результат.
К сожалению, данный вопрос в методических рекомендациях для специальных коррекционных школ VIII вида освещён очень слабо. Но, как учитель-практик я могу привести аргументы “за” возможность применения этого метода при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Аргументы “против” | Аргументы “за” |
Особенности развития ВПФ детей. | Решение проектных задач – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит коррекция и развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
Специфичность целей учебного процесса. | Деятельность по решению проектных задач формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. |
Ограниченность учебного материала. | Элементы метода проектов ориентированы на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, коррекцию и развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей |
В основе системы ПО – творческое усвоение знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, что для детей с ОВЗ является затруднительным. | Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе. |
Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным является то, что в процессе работы над проектной задачей у школьников с ОВЗ:
- Снимаются стрессообразующие ситуации учебного процесса.
- Ведётся не формальная коррекционно-развивающая работа, таким образом, происходит компенсация дефектов развития.
- Повышается познавательная активность.
- Формируются социальные навыки и личностные качества:
- умение работать в сотрудничестве,
- принимать чужое мнение,
- противостоять трудностям;
- умение ставить цель,
- составлять и реализовать план,
- проводить рефлексию,
- сопоставлять цель и действие.
И главный аргумент:
“Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”. Г.Э.Лессинг (немецкий поэт, просветитель).
Если ученик сумеет справиться с работой над учебной проектной задачей, можно надеяться, что в самостоятельной взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Содержание проектных задач органично вписывается в жизненный опыт ребёнка и не вызывает у него неосознанного недоумения в связи с необходимостью проводить абстрактные умозаключения и, по терминологии Л.С. Выготского, содержание проектных задач попадает в “зону ближайшего развития”.
Главным в своей работе в этом направлении, считаю создание системы деятельности, а не эпизодическое решение отдельных проектных задач. Начинается эта работа уже в 5 классе. Конечно, может показаться, что предлагаемые задачи примитивны по содержанию, но они ориентированы именно на уровень возможностей детей с ОВЗ и качественно отличаются от задач программного материала и поэтому вызывают интерес у учащихся. Приведу несколько примеров:
5 класс, тема “Треугольники” Типы задач:
- практические задачи (измерение, построение с помощью чертежных инструментов, разрезание, сгибание, конструирование, рисование)
- задачи прикладного характера;
- проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
- задания на поиск информации, ее анализ, обобщение;
- задачи творческого характера “Ёлки в треугольных платьях” и “Геометрическая открытка к новому году”.
Исследовательская работа распределена по блокам темы:
1. Треугольник. Основные понятия и элементы.
2. Признаки треугольников.
3. Виды треугольников по длине сторон.
4. Виды треугольников по величине углов.
6 класс тема “Многоугольники” : задача “В нашей школе объявлена акция по благоустройству школьного двора. Участники должны распланировать клумбу с цветами. Прими и ты участие в этой акции”.
Пример задачи практического содержания:
У Серёжи есть 125 рублей. Сколько роз для Тани он сможет купить, если одна роза стоит 15 рублей?
А) 8 роз
Б) 7 роз
В) 1, 3, 5, 7 роз
Содержание подобных задач очень жизненно, встречается во многих бытовых ситуациях, требует поиска дополнительной информации, анализа результата и формулировки вывода, что, в конечном итоге, способствует коррекции и развитию мыслительных процессов.
Задачи практико-ориентированного содержания мы решаем в старших классах. Тематика этих задач:
- Измерение земельных площадей для расчёта необходимого количества семян, рассады, вносимых удобрений (в рамках деятельности “Агрошколы” );
- Измерение площади помещения для вычисления количества краски, необходимого количества обоев, ткани для пошива штор;
- Распределение семейного бюджета, расчёт стоимости услуг ЖКХ, расчёт количества необходимых продуктов для семьи.
По полученным данным у ребят возникают дополнительные вопросы, желание продолжить работу, например, вычислить стоимость краски, обоев, ткани, хотя изначально в условии задачи эта проблема не ставится. Такой уровень познавательной активности не наблюдается при решении программных задач и это тоже весомый результат обучения.
Так же мы решаем исследовательские задачи творческого содержания: - Симметрия в геометрических узорах;
- Мир в окружении параллельных и перпендикулярных прямых.
В своей практике я ,обычно, стараюсь, что бы ребята самостоятельно презентовали результаты своей работы, учились представлять свою деятельность, ответственно относились к получению нужного результата. В приложении №1 представлены результаты решения проектной задачи по расчёту необходимого количества краски для окрашивания пола в спортзале школы. При проверке полученных данных расхождений с реальными данными не было. Я считаю, что это прекрасный результат не только с точки зрения математики, но и с точки зрения формирования навыка применять математические знания в реальных жизненных ситуациях.
Я очень надеюсь, что при переходе на ФГОС специального коррекционного образования в наших программах по математике будет предусмотрен раздел “Реальная математика”, где учитель может целенаправлено работать и над проектными задачами и шире использовать элементы проектного метода обучения.
Результативность моей работы в этом направлении можно подтвердить данными мониторинга.
Качественная успеваемость по математике, учитель Русских Н.К.
Информационные ресурсы:
1. http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/10-proektnye-metody-obucheniya
Щеголенко М.В. Проектные методы обучения.
2. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php Кочетурова Н Метод проектов в обучении: теория и практика.
3. Воронцов А.Б. Проектная задача как “инструмент”мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации//Газета “Первое сентября”.-2007.- №6.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000