Урок-игра "В мире занимательной физики". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем!

Цель: в игровой форме обобщить, систематизировать, закрепить  и углубить знания учащихся по физике, развить навыки решения качественных, расчётных и экспериментальных задач.

Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся посредством  игровой деятельности; формирование логического мышления у учащихся, развитие творческих способностей.

Участники игры: три команды  представители 8  класса; команды рассаживаются вокруг столов.

Оборудование и оформление кабинета:

1. На демонстрационном столе – приборы и принадлежности для проведения игры.
2. На экране – название урока.
3. На доске – таблица результатов, различные физические формулы, портреты ученых-физиков.

ХОД ИГРЫ

1. Разминка

Команды отвечают без подготовки. Учитель задаёт поочерёдно каждой команде вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Что тяжелее: пуд  железа или пуд пуха? (Вес одинаков)
2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 100 С).
3. В какой комнате быстрее распространяется запах духов в тёплой или холодной? (Диффузия происходит быстрее в тёплой комнате).
4. Как включают в цепь амперметр? (Последовательно)
5. На каком из рисунков дано обозначение электрического звонка, резистора, лампочки…?


6. Какой заряд имеет электрон? (Отрицательный)
7. Верно ли, что снег греет землю? (Снег плохой проводник тепла)
8. Атом, потерявший электрон называют… (положительным ионом).
9. Какие частицы в атоме не имеют заряда? (Нейтроны)

2. Конкурс «Сказка становиться былью»

Каждая команда должна ответить на вопрос,  какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам. Выигрывает та команда, которая подберёт большее количество аналогов. Выигравшая команда получает 5 баллов.

1. Ковёр-самолёт                                        1. Воздушный лайнер
2. Садко с цепями на дне морском             2. Водолаз в скафандре
3. Клубок ниток, указывающий путь            3. Компас
4. Чудо-зеркальце                                       4. Телевизор
5. Перо жар-птицы                                      5. Прожектор
6. Сани-самокаты                                        6. Аэросани
7. Золотой петушок                                     7. Радиолокатор
8. Волшебная палочка                                 8. Пульт управления

 3. Конкурс «Задачи по загадкам»

Каждая команда получает  по 2 загадки.  Той команде, которая отгадает загадку, предоставляется право ответить на вопрос физического содержания. На обдумывание даётся 60 секунд. Если команда отгадала загадку, ей присуждается 2 балла, если же она ответила и на вопрос, то получает ещё 2 балла.

1. Я под подмышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)

– Какие термометры применяют на Севере – ртутные или спиртовые?

2. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (Барометр)

– Кто впервые измерил атмосферное давление? (Э. Торричелли)

3. Валяется камень на мёрзлой земле,
Его подберёшь – исчезнет в тепле. (Лёд)

– В каком агрегатном состоянии находится лёд при 5° С?
   
4. Вечером в стеклянном колпачке,
Солнышко сидит на волоске. (Электрическая лампочка)

– Кто изобрёл электрическую лампу? (А.Н.Лодыгин, усовершенствовал Эдисон).

5. Человеку я служу,
В цепь включи, я покажу,
Подскажу я без сомненья,
Велико ли напряженье.

– Как называется прибор для измерения напряжения? Как включают в цепь этот прибор? (Параллельно к тому прибору, чьё напряжение нужно измерить)

6. Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает? (Снег)
– Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный, т.к.тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей).

4. Конкурс  «Четвёртый лишний»

В каждой группе слов – одно лишнее. Найти это слово. По какому признаку можно объединить другие слова. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Амперметр, вольтметр, барометр, омметр.
  • Протон, отрицательный ион, нейтрон,  электрон.
  • Тепловые, механические, магнитные, химические.
  • А.М.Ампер, Пифагор, Г.Ом, А.Вольта.
  • Фарфор, медь, резина, стекло.
  • Кислород, водород, железо, азот.

 

5. Конкурс «Тайны чёрного ящика»

По подсказкам нужно узнать, что в чёрном ящике?

1 подсказка

– Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: “Оно может быть целительным,  отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится”.
– О каком веществе сказано так много? (Вода)

2 подсказка
     
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

3 подсказка

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

6. Конкурс «В мире физики и физиков»

Каждый участник команды должен определить имя и фамилию учёного по следующим подсказкам:

1. Первый русский академик, достиг  выдающихся достижений в различных областях науки (М.В.Ломоносов).
2. Итальянский физик,  создатель первого гальванического элемента (Вольта Алекссандро).
3. Французский физик, который ввёл в физику понятие «электрический ток » (Ампер  Андре Мари).
4. Английский физик, изучавший строение атома (Э.Резерфорд).
5.  Итальянский учёный, создатель первого телескопа (Галилео Галилей).
6. Русский физик и электротехник, изобрёл радио (А.С.Попов).

7. Конкурс приборов

Командам выдают по два прибора. Участники конкурса должны рассказать о применении каждого из приборов.

  • мензурка, психрометр
  • амперметр, калориметр
  • барометр, электрометр

8. Конкурс «Задачи, формулы, единицы измерения»

Каждая команда получает карточки с задачей, решают на листочках.

Задача: В спирали электронагревателя, изготовленного из никелинового проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм², при напряжении 220В сила тока 4А. Какова длина проволоки, если удельное сопротивление никелина 0,40 Ом мм²/м ? (13,75м)

Каждая команда получает карточки, и отвечают письменно.

20 кОм =
20 мин=
12 кДж =
180км/ч=
0,22 кВ =
26 дм =
900 см =
72км/ч=
400 мА =

«Знаете ли вы формулы?»

Каждая команда получает карточки, где дописывают недостающие обозначения.

9. Конкурс «Объясни опыт»

Учитель демонстрирует опыт, ученики  поясняют опыт.

Подведение итогов.
Награждение победителей.
Рефлексия.

Литература:

  1. Ланге В. Н. Физические парадоксы и со­физмы. — М.: Просвещение, 1978.
  2. Маковецкий П.В. Смотри в корень! — М.: Наука, 1969.
  3. Низамов И.М. Задачи по физике с техни­ческим содержанием. — М.: Просвещение,   1980.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. — М.: Наука, 1972.
  5. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. 6-7 классы.— М.: Просвещение, 1976.
  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по  физике.  8-10  классы. —   М.:  Просвещение, 1972:
  7. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. Спра­вочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.— М.:  Наука, 1984.