Возрастная категория: 6 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: беседа с элементами дискуссии.
Цель: духовно-нравственное воспитание младшего подростка посредством его приобщения к русской культурной традиции православия на примере личности Серафима Вырицкого.
Задачи:
- помочь детям уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру;
- подвести детей к осознанию, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического);
- помочь детям задуматься о смысле своей жизни, ответственном поведении.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация-1, презентация-2, икона прп. Серафима Вырицкого.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы поговорим о святом человеке Серафиме Вырицком, о его земной жизни и подвигах.
II. Вступительное слово:
Постановка и обсуждение проблемы:
- Как вы думаете, кого называют святым человеком?
Святые – это люди высокого духа и праведности, прославившие себя служением Богу. Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живёт праведно), но и приобрёл то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Это люди, ближе других стоят к Богу и являются его верными помощниками. Они – своего рода идеал, образец для подражания.
От рожденья и до смертного порога,
Мы бредём, блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи;
Темноту ночную озаряют
Золотые, тёплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца:
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.
Поэтому святые рассматриваются церковью как посредники между Богом и людьми. Это наши заступники, к которым мы обращаемся с молитвами о помощи. Именно святые русской земли прославили Россию и заслужили право называть наше Отечество Русью Святой.
Постановка и обсуждение проблемы:
- Как вы понимание значение слова подвиг? Что можно считать подвигом в наше время?
Подвиг – это всегда победа бесстрашия, мужества, воли над страхом и слабостью. Но есть и подвиги тихие, которые совершаются день за днём и оказываются незамеченными. Можно изо дня в день мужественно и спокойно делать для людей то лучшее, на что ты способен. Если мы заглянем в словарь В.И.Даля, то узнаем, что слово “подвиг” произошло от слова “двигаться”, а путь ко Христу – это тоже движение, движение непрестанное, ежедневное. Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника – послушание, исполнение Его Святой воли. То есть получается, что подвижник – это тот, кто воплощает в жизнь слова Христа. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство: подвиг мученичества, подвиг монашества и аскезы, подвиг многодетности и воспитания детей – этот перечень можно продолжать бесконечно. Подвижников много и среди самых обычных людей, нужно только уметь увидеть такого человека. Кроме того, следует сказать, что подвижничество подразумевает под собой не только героизм, не только мужество, но и творчество. Потому что от нас требуется искать, находить и решать задачи, которые ставит перед нами жизнь.
Постановка и обсуждение проблемы:
- Как вы понимаете значение слова житие?
Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошёл в историю христианской церкви и был впоследствии включён в число святых. Житие создаётся, как правило, после смерти святого. На Святой Руси чтение житий святых было излюбленным чтением русского народа. С раннего детства ещё совсем маленьким мальчикам и девочкам читали жития, и с этого начиналось их образование и нравственное воспитание. В этих рассказах о жизни уже прославленных святых указан путь, как можно стать святым.
III. Работа по теме урока:
Презентация 1.
Слайд 1:
Старец Серафим Вырицкий является покровителем Санкт-Петербурга и относится к числу тех новопрославленных русских святых, которые ещё при жизни обрели почитание и любовь множества верующих людей. В 2000 году Преподобный Серафим Вырицкий причислен Русской православной церковью к лику святых. Процесс причисления усопшего подвижника веры к лику святых называется канонизацией. Поэтому это один из самых близких к нашему времени христианских святых. В Гатчинском районе Ленинградской области есть чудесный посёлок Вырица, раскинувшийся на берегах реки Оредеж. Здесь и провёл последние девятнадцать лет своей жизни старец Серафим.
Постановка и обсуждение проблемы:
- Как вы понимаете значение слова старец?
Старец – скорее понятие, чем слово. Стоит оно особо, как вековой дуб – символ мудрости и святости с древних времён. Старец видит мудростью своею всё в нас и слова не нужны в общении с ним – и без слов всё ясно ему. Старец, как отец и мать, степень родства – но родства духовного. Каждому в равной степени открыто сердце старца.
Слайд 2:
Вглядитесь внимательно в лик отца Серафима. Мы видим истончённую плоть старца, которая является воистину прозрачным покровом его чистейшей души, светящейся любовью. Впалые щёки и, при этом – огромные голубые глаза, которые больше всего поражают в дивном облике этого подвижника. Это глаза старца, полные печали, которые смотрят нам в душу. Кажется, что из них на землю смотрит небо. Называя кого-то святым, мы ставим его на недосягаемую высоту и словно бы лишаем свойств обычного человека. Но ведь святость не даётся с рождения! Не сразу получил будущий старец Серафим, благословение на монашество. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.
Слайд 3:
Давайте познакомимся поближе с жизнью святого Серафима. 31 марта (13 апреля) 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в простой крестьянской семье Муравьёвых родился мальчик, которого при крещении назвали Василием. На месте дома Муравьёвых, где родился и вырос будущий старец Серафим, в 2007 году был установлен памятный крест. В раннем возрасте Василий практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Необычайную расположенность имел он и к историческим наукам, которые стали предметом его особого интереса. Часы, свободные от мирских трудов, он любил проводить в храме или читал душеполезные книги и молился. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. В юности Василий зачитывался житиями святых, особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Уже в раннем детстве Василий мечтал о принятии монашеского, ангельского образа.
Слайд 4:
После смерти отца, 10-летним мальчиком, Василий приехал в Петербург и устроился на работу в лавку Гостиного Двора. И вскоре он был уже правой рукой хозяина, который помог ему открыть собственное дело. В возрасте 26 лет Василий Николаевич Муравьёв открывает контору по заготовке и продаже пушнины и становится успешным купцом. Он торговал в России, Франции, Германии, Англии и других странах и за очень короткий срок обогатился и стал миллионером, одним из пяти крупнейших торговцев мехами в Петербурге.
Слайд 5:
Но неугасимое стремление к монашеской жизни очень сильно владело Василием. Однажды ещё, будучи подростком, он пришёл в Александро-Невскую Лавру в Петербурге и умолял старца взять его на любую работу, но услышал такое наставление – пока остаться в миру, создать семью, воспитать детей и после чего вместе с супругой оставшуюся жизнь посвятить монашескому подвигу.
Слайд 6:
Приезжая по делам в Москву, молодой купец обязательно посещал Троице-Сергиеву Лавру, где обрёл духовного наставника, знаменитого старца Варнаву из Гефсиманского скита. Накануне своей кончины старец завещал Василию идти в монастырь, когда начнутся массовые гонения. “Придёт ещё время, – говорил старец, – когда понадобится твоя молитва за Россию и за весь мир”.
Слайд 7:
В 24 года Василий женился на Ольге Ивановне Найдёновой, тоже с детства мечтавшей о монашеской жизни. Это был удивительный христианский брак, подобный супружеству святых праведных Петра и Февронии. Василий и Ольга любили друг друга, родили детей, и лишь спустя некоторые годы приняли монашеский обет и до конца жизни пробыли вместе уже как брат и сестра.
Слайд 8:
По коммерческим делам Василию Николаевичу неоднократно приходилось выезжать за границу. И последняя из поездок была довольно долгой. Говорят, что он некоторое время пробыл на Афоне. В Северной части Греции находится великая Православная святыня – гора Афон, которая находится на полуострове Халкидики. И после сорокадневного поста ему явилась Царица Небесная Богородица, от которой Василий получил откровение – идти в Россию. Вернувшись с Афона в Россию в 1920 году, Василий Муравьёв принимает решение передать Александро-Невской Лавре целое состояние – десятки тысяч рублей в золотой монете и вступает в число послушников Лавры в качестве пономаря. Жена его, Ольга Ивановна Муравьёва, поступила в Новодевичий монастырь, тоже поначалу послушницей. Монашеский постриг супруги приняли в один день: 16 октября 1920 года. Ольга в монашестве получила имя Христины, а Василий принимает монашество с именем Варнава.
Слайд 9:
Уже в 1927 году он принимает великую схиму с именем Серафим, в честь Серафима Саровского, и избирается братией Александро-Невской Лавры Духовником. На фотографии этого года мы видим старца в схимническом одеянии. И сразу же бросается в глаза взгляд Серафима – это взгляд сурового воина, вставшего насмерть биться за спасение духа народа. Батюшке Серафиму вместе с другими иноками пришлось пройти сложный путь лагерей и тюрем. С 1929 года он арестовывался 14 раз. И, находясь в тюрьмах и лагерях, схимонах Серафим продолжал свой подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключённых.
Слайд 10:
После возвращения из последнего заключения в 1933 году батюшка навсегда поселился в посёлке Вырица, которую он называл “святой землёй и нашим северным Иерусалимом”. Именно Вырица стала тем местом, где старец Серафим продолжал свой подвиг молитвенника и печальника нашей земли. К этому времени он был уже сильно болен.
Слайд 11:
Судьба Серафима связывается с Вырицкой деревянной церковью в честь иконы Казанской Божией Матери. Здесь он жил под Покровом Царицы Небесной и своего Ангела – преподобного Серафима. После всех перенесённых испытаний Господь открыл старцу дар прозорливости, чудотворной помощи бедствующим и дар чудотворных исцелений.
Кому открыты тайны бытия
И мудрости божественные двери?
Тому, кто чист душою, как дитя!
Живущему в гордыне и пороках,
Быть не дано всеведущим пророком!
За подвиги, любовь и послушанье
Бог Серафиму дал всезнанье –
Высокий дар – дар прорицанья.
В сплетенье сложном судеб и страстей,
Казалось, видит он сердца людей
И знает то, что им всего важней.
Из тьмы глухой он выводил заблудших,
От тяжести грехов освобождая души.
Так говорил он с каждым человеком,
Как будто знал его давным-давно,
И ведал всё, что в жизни суждено.
Для отца Серафима не существовало расстояний, ему открывалось прошлое, настоящее и будущее обращавшихся к нему людей. Со всей России шли за советом и помощью люди к старцу Серафиму в Вырицу.
И двинулся народ со всей Руси великой
Глухими тропами, просёлками, дорогами.
Шли к старцу перехожие калики,
Шли страждущие, нищие, убогие –
Шли каждый со своей бедою, скорбью,
И каждого встречал святой с любовью.
И каждый находил здесь утешенье,
Вопросов сложных мудрое решенье.
И с ясной, просветлённою душой
Он возвращался в мир большой.
Случалось, что старец на некоторое время прекращал приём посетителей, оставаясь в уединении и безмолвии. Такие дни и ночи подвижник посвящал молитвенному созерцанию. Это бывало не часто, но именно тогда старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов.
Как мудрая природа молчалива!
В молчании на солнце зреют нивы,
Молчат объятые глубокой тайной горы,
Молчат лесные чёрные озёра.
И в тишине природы вековой
Всё думою пронизано живой.
В молчании, с собой наедине
Виденья светлые являются ко мне,
Жизнь наполняется чудесным новым смыслом,
Я чувствую рожденье кротких мыслей.
Когда закрыты праздные уста,
Небесных серафимов слышно пенье,
Лишь в тишине рождаются прозренья,
Житейская уходит суета.
И сердце не почувствует укола
Враждебного, чужого, злого слова,
И лесть лукавую не ловит хитрый слух,
И человек стяжает мирный Дух!
Слайд 12:
Старцем Серафимом написано немало стихотворений, которые стали формой его проповеди, пророчества, обращения к народу. Вот какое стихотворение он написал незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1939 году. Сегодня его можно прочитать на поклонном кресте в Вырице:
Пройдёт гроза над Русскою Землёю.
Народу Русскому Господь грехи простит.
И Крест Святой Божественной Красою
На Божьих Храмах снова заблестит.
Открыты будут вновь Обители повсюду
И Вера в Бога всех соединит
И колокольный звон всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Утихнут грозные невзгоды
Своих врагов Россия победит.
И имя Русского, Великого Народа
Как гром по всей вселенной прогремит!
Батюшке Серафиму даровано было Господом Богом пророчествовать не только о судьбах людей, но и о судьбах мира. Во время Великой Отечественной войны Вырица была захвачена немцами. И отец Серафим часто говорил, что немцы уйдут, и его предсказание исполнилось. Немецкие офицеры тоже приходили к батюшке и спрашивали его, чем закончится война, победит ли Гитлер? Отец Серафим неизменно отвечал: “Ленинград вы никогда не возьмёте. Мы – Православная держава. Вера сейчас гонится, но через короткое время Церковь снова возродится”. Только представьте себе – какую надо иметь силу духа, чтобы остаться в оккупации и заставить немцев уважать себя!
Слайд 13:
Кроме непрестанной молитвы, отец Серафим во время Великой Отечественной войны принял на себя особый подвиг: тысячу ночей стоял старец на коленях в саду на камне перед иконой чудотворца Серафима Саровского и молился о спасении России. Следует вспомнить, что Серафим Саровский совершил подобный подвиг, молясь на камне о спасении России, во время Отечественной войны 1812 года. Об этом подвиге старец написал в 1942 году духовный стих:
И в радости и в горе монах, старец больной,
Идёт к святой иконе, в саду, в тиши ночной.
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей
И Старцу поклониться о Родине своей:
“Молись Благой Царице, Великий Серафим,
Она Христа десница, Помощница больным.
Заступница убогим, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасёт рабов Своих...
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих”.
Слайд 14:
Перед кончиной ему явилась Сама Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Это означало, что старцу был открыт час его перехода к вечности. Божия Матерь явилась старцу у берёзы под окном его кельи. Святой старец Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года. У гроба, среди четырёх воспитанников Ленинградской Духовной Академии, стоял и 20-летний Алексей Ридигер, который впоследствии стал Святейшим Патриархом Алексием II.
Слайд 15:
Похоронен Серафим Вырицкий в Вырице рядом с храмом в честь иконы Казанской Божией Матери. В настоящее время над могилой преподобного находится часовня, где расположена рака, в которой покоятся мощи преподобного. Рядом находится могила матушки Серафимы, которая почти шесть десятилетий была для отца Серафима преданной спутницей жизни. Скончалась она раньше, в 1945 году.
Святой Серафим Вырицкий продолжает и сегодня спасать от бед и указывать верный путь всем, кто молитвенно обращается к нему. “Человек не для себя родится, не для себя живёт, не для себя умирает”, – говорил батюшка. И вот уже многие годы идут и едут с разных концов нашей необъятной России православные люди помолиться на могилу преподобному Серафиму.
IV. Заключительный этап:
Иисус Христос учил, что главная цель жизни – искать “Царства Божия и правды Его”. То есть главная цель в жизни здесь и сейчас – это развитие души, развитие характера человека. А формируют характер человека добрые дела. Если у человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он “стяжал” (приобрёл, обогатился) добродетель. Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств жизни, души, характера человека.
Постановка и обсуждение проблемы:
- Как вы думаете, почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?
Мы должны понимать, что Бог не является источником зла, Он превращает различные бедствия в средство вразумления людей. Об этом преподобный Серафим Вырицкий говорит в своих наставлениях, построенных в форме обращения Бога к Душе человека. Этот небольшой текст – откровение, действительный разговор Небес с душой христианского подвижника. Это духовное завещание старца Серафима, обращено и ко всем нам. Я буду очень рада, если этот текст кого-то из вас утешит, порадует или поможет что-нибудь понять о себе, своих поступках и о своей жизни.
Презентация 2. “Диалог Бога с душой человека”.
V. Рефлексия:
Вот и познакомились мы с вами с земной жизнью и подвигами русского святого, заступника нашего – преподобного Серафима Вырицкого. Его жизненный путь представляет образец святости, чистоты, праведности и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога.
Слайд 16:
Давайте ещё раз обратимся к иконе преподобного. Посмотрите на этот светящийся лик старца-схимника, сосредоточенный, проницательный взгляд, тонкие, с прожилками руки. Уравновешенный образ Серафима выражает неземное величие, совершенный разум и высочайшую нравственность. Красив лик святого, но это особая красота – строгая, твёрдая и незамутнённая: “Чтобы пропускать свет духовного смысла”, “красота как святость”. Такая красота не отвлекает, она – ориентир в поисках истины, света, духовного. И для нас очень важным является понимание того, что святые – это наши с вами друзья и наставники, которые всегда готовы оказаться рядом в трудную минуту или которых можно поблагодарить в любой момент.
Когда поют соборную молитву
И голоса взлетают хором стройным,
Становится так радостно, так больно!
И слёзы льются из открытых глаз.
И перед образом святого Серафима,
Как пред заступником, с надеждой я молюсь
И за себя, и за детей, за Русь.
И верю, он поможет нам незримо!
Отче Серафиме, моли Бога за нас!
Используемые печатные источники и интернет-ресурсы.
1. Васильев В. Посланники любви небесной (Святые Гатчинской земли) // Гатчинская правда от 26.04.2003.
2. Гиппиус А. Помощь святых: Серафим Вырицкий. Как жить, когда рушится мир: война, революция, кризис. – СПб.: “Веды”, 2009.
3. Защук Г. Храм в честь иконы Казанской Божьей матери в поселке Вырица // Оредеж. –
СПб.: ООО “Лига Плюс”, 2002.
4. Новиков А. Н. Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865–1949) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – СПб.: Изд-во Ленинградской епархии, 1990. №№ 1–2.
5. Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996.
6. “Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий”. – М.: Издательство Братства святителя Алексия, 1996.
7. Сухонина Н. Вырицкий подвижник // Семья, 2000. № 20/644.
8. Филимонов В. П. Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого. – СПб.: Сатисъ, 1999.
9. Яковлева Т. Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери // Гатчинская правда №4, 2000.
10. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n08/10.html
11. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4897.htm
12. http://www.vstavaj-dusha.com/2.htm
13. http://gonchara.narod.ru/book/vyr.htm
14. http://www.patriarchia.ru/db/text/603744.html
15. http://www.pravmir.ru/vsemu-svoe-vremya-prepodobnyj-serafim-vyrickij/
16. http://www.stoletie.ru/sozidateli/prorochestva_serafima_vyrickogo_2011-02-03.htm