Северная война и реформы Петра I на Севере

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Оборудование для урока: м/м установка для демонстрации иллюстративного ряда презентации, печатные материалы к уроку (см. Приложение 2, Приложение 3)

Тип урока: урок-исследование

Цель: актуализировать знания по истории России начала XVIII в через историю Архангельска, развитие УУД

Развитие УУД:

  • Личностные – формирование гражданской идентичности, устойчивых нравственных качеств, самоутверждение в группе, развитие интеллектуального потенциала, навыков логического суждения, памяти, творческих задатков ученика, расширение лексики за счет усвоения новых понятий.
  • Предметные –углубление знаний по курсу истории России, через изучение краеведческого материала, устанавливать причинно-следственные связи, развитие умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда, интегрировать информацию из разных источников.
  • Метапредметные – развитие умения интегрировать знания
  • Коммуникативные – умение работать в группе, сотрудничать, распределять роли, развитие умения выражать свои мысли
  • Регулятивные: умение формулировать учебные задачи, определять цель деятельности на уроке, планирование действий, оценка своих результатов
ЭТАП УРОКА, время ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ
Актуализация

2 минуты

Петр I готовился к войне со Швецией. Пока Карл XII воевал с Речью Посполитой, Петр готовился к встрече с врагом. Все силы и средства были направлены на подготовку к войне.

Большая роль в борьбе с врагом отводилась Поморью. Как вы думаете, почему царь уделял особое внимание Архангельску и Поморью?

Отвечают на вопрос учителя, высказывают предположения:

-Петр I был в Архангельске в 1693 и 1694 гг и знал, какие ресурсы здесь имеются;

- Архангельск в ту пору единственный в России порт;

- поморы умели строить корабли, и по приказу Петра после первого визита уже началось строительство первого корабля

и другие предположения

Постановка целей и задач

3 минуты

В связи с темой и сказанным вами, давайте сформулируем цель и задачи на сегодняшний урок

Учитель записывает на доску, или выводит на экран цель и краткий план урока:

Цель: исследовать роль поморов в борьбе со шведами в Северной войне.

План:

  1. Приготовления к войне
  2. Поморы в борьбе с врагом
  3. Строительство флота
Из предположений учеников

формулируются цель и задачи:

- какую роль сыграли жители Поморья в Северной войне;

- определить какие приготовления к войне были предприняты в Поморье;

- как поморы способствовали военным успехам в войне;

- созданию военного флота.

Изучение нового материала Приготовления к войне. 10 мин

Для Карла логическим продолжением войны был, удар по Архангельску, который положил бы конец не только притоку из – за рубежа европейских товаров, но и самому порту. Идея уничтожения архангельской торговли активно обдумывалась и обсуждалась в Стокгольме.

Горожане и жители окрестных территорий по распоряжению царя начали подготовку к встрече с врагом. Давайте прочитаем документ и выясним, какие меры были осуществлены для обороны города?

Как вы думаете, какая из мер была самой эффективной?

Учитель дополняет детей, подводит их к мысли о том, что главной мерой Петр считал строительство крепости и демонстрирует слайды:

Слайд № 1

Прочитаем приказ Петра Великого (текст №2).

Слайд № 2

Учитель дает пояснения к слайду :

Петр поручил руководство строительством крепости в устье Северной Двины бранденбургскому инженеру Георгу Эрнесту Резе.

Для строительства крепости было выбрано место на острове Линской Прилук на побережье Корабельного рукава Северной Двины. В этом месте фарватер близко подходил к берегу, и корабли неминуемо попадали в зону эффективного огня крепостной артиллерии. Закладка новой каменной крепости состоялась 12 июня 1701 года.

Слайд № 3

Посмотрите на схему крепости и оцените для чего была предназначена крепость?

Дополнение учителя:

Новодвинская крепость- первый в России памятник бастионного типа, по ее образцу впоследствии строились крепости на Балтике.

Слайд 4.

Вид крепости. Гравюра из книги художника – путешественника Корнелиуса де Брюйна “Путешествие через Московию в Персию, 1711, Амстердам

Читают текст № 1, отвечают на вопросы, анализируют эффективность предпринятых мер

Ученики предполагают, предлагают свои варианты.

Рисунок № 1. Схема крепости

Учащиеся читают текст № 2 и отвечают на вопросы.

Рисунок № 2. Карта расположения крепости

Рисунок № 3. Устройство крепостных сооружений

Предполагаемый ответ: Крепость была прочной: каменной четырехбастионной; своей формой она напоминала крепости голландской школы позволяла вести долговременную оборону в случае десанта

Рисунок №4 Вид крепости. Гравюра начала века

2. Поморы в борьбе с врагом (10 мин)

На основании Архангельской летописи и других документов историки восстановили картину событий. Давайте прочитаем, как разворачивались события

Читают документ № 3, отвечают на вопросы текста, беседуют с учителем, обсуждают факты, изложенные в документе
3. Строительство флота (10 мин)

Первый корабль, начали строить в Поморье по заказу Петра I еще в 1693 –это была 12-пушечная яхта “Святой Петр”.

Вот как историки описывают строительство этого корабля: читаем текст документа № 4.

Учитель дополняет:

Первый блин получился не комом. Корабль удался на славу и Петр, приняв корабль, приступить к строительству корабельной верфи и сам указал место на острове в Соломбале, где должна она находиться.

По этому поводу был устроен первый в нашем городе фейерверк. За постройкой верфи и корабля было поручено следить воеводе Апраксину Ф.М. Пушки для оснащения корабля были отправлены из Москвы через Вологду.

18 мая 1694 г. Петр вторично прибыл в Архангельск и увидел, что все было готово к спуску корабля на воду. 20 мая он лично подрубил подпоры, удерживающие корабль на стапеле и под артиллеристский салют первый корабль российского торгового флота “Святой Павел” сошел на воду. Общая стоимость постройки судна составила 1462 рубля 19 алтын.

А 21 июля 1694 г. в Архангельском порту бросил якорь 44 –пушечный фрегат “Святое Пророчество”, купленный Петром за границей. Теперь русская флотилия составляла три корабля. Во главе с Петром эта флотилия вышла в море.

В этом походе были опробованы сигналы для кораблей и капитанов, которые лично составил Петр.

В 1698 г. После азовского похода царь велел начать подготовку заготовку необходимых материалов для строительства судов на Соломбальской верфи. В 1700 г. было заложено сразу 6 кораблей.

Все шесть были спущены на воду в 1701 г., началось их оснащение. Для приемки судов были приглашены иностранные специалисты, которые очень высоко оценили работы поморских корабелов. Все корабли были трехпалубные, трехмачтовые, оснащенные тремя железными пушками.

Во время Северной войны на Соломбальской верфи велось интенсивное строительство военных кораблей. Начиная с 1708 г. каждый год несколько кораблей пополняли эскадру Балтийского флота.

 

 

 

 

 

Учащиеся знакомятся с текстом № 4, отвечают на вопросы текста, беседуют с учителем

Кроме того, корабли строили и частные верфи по заказу царя. Их вклад в создание флота отражает документ № 5. Учащиеся знакомятся с текстом № 5, беседуют по вопросам текста
Закрепление – 5 минуты Учитель демонстрирует слайды 5, 6, 7,8, 9 Современные виды крепости.

Как вы думаете: что изображено на этих фотографиях?

Учитель дополняет: сейчас крепость признана памятником федерального значения.

В заброшенной крепости медленно, но идут археологические и работы.

Как вы думаете, стоит ли сохранять эти развалины?

Как вы думаете, каким образом сейчас можно использовать этот объект?

Дополнение учителя: В отреставрированной крепости планируют организовать филиал краеведческого музея

События этого периода войны подробно показаны в фильме режиссера И. Гурина “Россия молодая” 6 серия, вы можете посмотреть его вместе с родителями

Учащиеся высказывают предположения

Ожидаемый ответ: современное состояние Новодвинской крепости

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение

Дети предлагают свои варианты

Рефлексия

3 минуты

Вам, как наследникам героического прошлого своих предков, предлагается оценить, что вы узнали нового сегодня на уроке. Был ли он для вас полезным. Я предлагаю вам заполнить анкету Учащиеся заполняют анкету (См  Приложение 3)
Домашнее задание

2 мин

Вам нужно применить полученные знания дома. Есть несколько вариантов на выбор:

Небольшой группой (3-4 человека) вам предлагается озвучить фильм (он предлагается детям на флеш-карте) (См Приложение 4)

Составить описание картины Мейера о подвиге Рябова и Борисова Слайд № 10

Написать проект: применение крепостных сооружений Новодвинской крепости в культурной жизни города

Написать сочинение от имени архангелогородца начала XVIII в – очевидца событий.

Художник В.О. Мейер Из фондов военного-морского музея (г. Санкт-Петербург)

Список литературы:

  1. Архангельск в XVIII в. / Сост. Ю.Н. Беспятых . - СПб. : Русско – Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997.
  2. Беспятых Ю. Н. История знаменитого сражения. - Архангельск: Северо – зап. Кн. Изд-во, 1990.
  3. Булатов В.Н. Русский Север. Книга третья: Поморье (XVI –начало XVIII в.). – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999.
  4. Гостев И.М. Новые документы по истории Архангельской Новодвинской крепости//Защитники Отечества.- Архангельск: 2007.
  5. Коньков Н.Л. Корабельные плотбища Поморья.- Патриот Севера Историко-краеведческий сборник. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1985.
  6. Попов Г. Ногою твердой стать при море… Штрихи к портрету Архангельского порта. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1992.
  7. Соломбальская верфь 1693-1862. Сб. - Архангельск: Архангельский филиал Русского географического общества. 1993.
  8. Фруменков Г.Г. Петр I на Севере. – Архангельск: Сев. – Зап. Книжное изд-во, 1972.
  9. Шутой В. Е. Северная война 1700 – 1721 гг. - М.: Просвещение, 1970.