Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


“Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить”.
Жермон Ариго

Время: 2 часа

Тип урока

  • Урок проектной деятельности, направленной на усвоение новой информации по изучению исторического культурного наследия малой родины с опорой на ранее изученные события истории Иркутской области

Цели урока

  • На основе разнообразных источников информации о выдающихся людях “Брацкой земли”, их деятельности в образовании и культуре осмыслить их роль в истории Братска;
  • Подвести обучающихся к выводу, что развитие Отечества осуществлялось и за счет становления и развития сибирских городов.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознание основ культурного наследия Братской волости.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории и культуре “Земли Брацкой”.

Метапредметные:

  • Находить в разных текстах требуемую информацию.
  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения в истории Братской волости, выявляемые в ходе познавательной деятельности.
  • Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе.
  • Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на обучающегося источником.
  • Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией.
  • Оценивать свою деятельность.

Материально-техническое обеспечение

  • Мультимедийное оборудование: компьютер (ноутбук), интерактивная доска (экран, проектор), колонки.

Используемые педагогические технологии и методы:

  • Технология критического мышления, личностно–ориентированная технология, метод оценки исторических событий, метод локализации исторических событий в пространстве и времени, метод проблемного обучения, метод применение ментальных карт.

Подготовительная работа к уроку заключается в выполнении индивидуальных и групповых заданий.

Групповые задания:

1. Выбор темы проектов, выделение проблемных вопросов; формирование группы исполнителей, распределение обязанностей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; выполнение заданий, поиск и изучение материалов, литературы, Интернет-ресурсов, сбор материалов в местных краеведческих музеях, в Братском государственном университете; обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;

2. Оформление совместного результата: моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа;

3. Отчёт по проекту: отбор материала для презентации и её наполнение иллюстративным материалом.

Индивидуальные задания:

1. Выбор мер по улучшению грамотности населения в 1910-1920 годах.

2. Оформление результата в виде тезисного плана.

Ход урока

Вызов. Определение темы и задач урока учащимися. (Приложение 1, слайды 1-3)

1. “Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить” (Жермон Ариго). Как вы понимаете данный афоризм? О чём, на ваш взгляд, будет сегодняшний разговор? На слайде портреты людей, дела которых прославили наш край. Что вы можете сказать о них? (портреты П. Муханова, М. Сперанского, Н.Н.Муравьёва–Амурского, И.И. Наймушина, Ю.А. Ножикова).

2. Ознакомимся с фрагментом из интервью с Юрием Абрамовичем Ножиковым, чтобы самостоятельно определить тему урока (прослушивание аудиозаписи).

Ю.А. Ножиков: Я приехал в Иркутск в 35 лет. Возглавил “Востокэнергомонтаж”. Мы работали!... За разработку проекта атомной электростанции мне присвоили Ленинскую премию.

Корр.: Это в каком году было?

Ю.А. Ножиков: Это уже когда я был начальником Братскгэсстроя. Где-то в 1987 году... Это моя высшая награда. Я сразу работать в Братске начал. Усть-Илима тогда ещё не было. Одни пеньки...Самая крупная организация в стране... Взять на себя такое руководство...

Корр.: А сколько вам было лет?

Ю.А. Ножиков: Да много. Мне было 51 год. Я, конечно, представлял себе работу...В Братскгэсстрое было 30 домов культуры, 80 детских садов. Огромная стройиндустрия: Хабаровский край, Красноярский край, Бурятская республика, Якутская. ...

...Братский проектный институт работал так, что было приятно посмотреть! Братскгэсстрой работал мощно! Благодаря нам Братский лесопромышленный корпус выдавал такую проектную мощность, что ни одно предприятие так не работало...

Корр.: Есть такое понятие: “уроки Братска” Как вы это оцениваете?

Ю.А. Ножиков: Я просчётов не вижу. Строительство здесь энергокомплекса задумывалось ещё с времён декабристов. Таких ресурсов и запасов воды, как озеро Байкал, нет нигде в мире. Единственное – много забиралось себе (о государственных структурах)... Я поехал к министру... начал строительство Дома культуры в Энергетике (район Братска). Начал строительство кинотеатра. Многие меня не поддерживали. Говорили, зачем деньги тратишь? Я говорю: мужики, это же для нас! Чем Братск хуже других? Сколько люди работают, производят. Им надо спортом заниматься. Ну, построили маленький Дворец спорта, так он с утра до вечера забит...

Корр.: Это ведь и есть “уроки Братска”.

Ю.А. Ножиков: Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее.

Вопросы учителя по содержанию интервью:

1. Что Ю.А. Ножиков считает “Уроками Братска”? Как вы думаете, почему он считает, что у сибиряков, у братчан, “мышление масштабнее”?

2. Можете ли вы предположить, о чём же пойдёт речь на нашем уроке? 

(высказывания детей о том, что город Братск, в котором и они живут, строился для благополучной жизни людей, где можно получить достойное образование, найти себе дело по душе, организовать досуг, повысить культуру, поэтому важно знать, как развивалось образование и культура на земле Братской).

В ходе дискуссии ставим проблемный вопрос: кто те люди, которые стояли у истоков становления образования и культуры в Братской волости.

Учитель: Итак, на уроке речь пойдёт о людях, благодаря которым развивалось наиболее активно образование и культурно–просветительная деятельность в нашем крае в начале XIX века.

Осмысление темы. Планирование работы по защите проектов обучающихся.

Учитель: Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле. Люди ищут её удовлетворения не только в созерцании знакомых с детства картин природы, но и в чувстве гордости за историю своего края, города, села.

Для жизни человека очень важна культура, созданная его предками. Сохранение культурной среды – задача существенная, потому как необходима для формирования “духовной оседлости”, привязанности человека к родным местам.

Актуализация знаний, полученных на уроках “Историческое культурное наследие”. Ввод в проблемную ситуацию

Учитель: Перед началом нашей “исторической экскурсии” вспомним, что узнали уроках историко-культурного наследия о школьном образовании Иркутской губернии в 20-40 годах XIX века.

Обучающиеся представляют составленную в ходе подготовки к уроку ментальную карту “Школьное образование в Иркутской губернии в 20-40 годы XIX века”.

Учитель: Давайте проверим и подтвердим примерами указанные в Ментальной карте итоги, полученные в области образования Иркутской губернии в 20-40 годы XIX века (Приложение 1, слайд 4).

Справка: Ментальная карта разрабатывалась обучающимися на основе информации учебника “История Земли Иркутской” [ 1] .

В ходе обсуждения Ментальной карты у обучающихся могут возникнуть следующие проблемные вопросы:

1. Почему именно после гражданской войны началась борьба с неграмотностью?

2. Как она проходила на земле Братского района?

3. Есть ли особенности в школьном образовании Братска того периода?

Работа творческих групп обучающихся

Учитель:

И пока земля всё-таки вертится,
Покоряя пространства веками,
Высшим достоинством человечества
Будет человек, обладающий знаниями.
В шаге истории, в вечном движении,
Делать для будущих поколений то,
Что будет вечностью, а не забвением,
Так, как предшественниками начато!

Учитель: Какие уроки вы извлекли из истории Братской волости в ходе своей подготовки к уроку? (На слайде темы проектов).

Урок первый - “У истоков образования Братска” группой учащихся. (Приложение 2, Приложение 3)

В ходе обсуждения Урока первого у обучающихся могут возникнуть следующие проблемные вопросы:

1. Почему именно после гражданской войны началась борьба с неграмотностью?

2. Как она проходила на земле Братского района?

3. Есть ли особенности в школьном образовании Братска того периода?

Урок второй - Отчёт по проектно-исследовательской работе “Начало культурно просветительной жизни Братска (Приложение 4, Приложение 5)

В ходе обсуждения Урока второго у обучающихся могут возникнуть следующие проблемные вопросы:

1. Почему, несмотря на экономические трудности, для В.В.Рябикова и Ф.Г.Ягодина-Виноградова было важно создать в Братске краеведческий музей?

2. Каким образом пополнялась коллекция экспонатов в музее? (поддержка местного населения)

Урок третий - Отчёт по проектно-исследовательской работе “Духовная жизнь – хранитель духовно – нравственных ценностей” (Приложение 6, Приложение 7)

В ходе обсуждения Урока третьего у обучающихся могут возникнуть следующий проблемный вопрос:

Декабрист Муханов, находясь в ссылке в Братске, принял живое участие в возведении Братской Богоявленской церкви. Почему для него было это важно?

Осмысление материала. Вопросы для обобщения

Учитель: Итак, сегодня вы говорили о людях, которые внесли свой вклад в возведение города, чьи имена стали символами истории и культуры города Братска.

Давайте обобщим те знания, полученные из Уроков Братска.

Дайте оценку уровню образования нашего края на основании следующих фактов:

- Процент грамотности у мужчин колеблется от 42 до 11%, у женщин – от 6 до 1%.

- В 1890 г.г. до окончания обучения выбывало до трети учащихся, то в 1910  г.г. – не более 7%.

Предполагаемый ответ обучающихся: Всё население за незначительными колебаниями может быть отнесено к категории малограмотных, ограничившихся лишь способностью читать по складам.

Учитель: Предлагаю подискутировать по следующим вопросам:

1. Какие бы вы предложили меры по улучшению грамотности населения, если б руководили образованием в 1910-1920 годах?

Сопоставляются позиции обучающихся, выполнявших домашнее задание по этому вопросу, и обучающихся, сделавших выводы в ходе урока.

2. Кто сегодня вам рассказал так о знаменитых людях Братска, что запомнится надолго? Почему?

VI. Итог урока. Рефлексия

Заключительная беседа с обучающимися.

Учитель: Существует ли связь культуры “Земли Брацкой” и ее истории?

Предполагаемый ответ обучающихся: Культура города Братска является неотъемлемой частью его истории.

Учитель: Как же развитие культуры связано с историческими событиями?

Предполагаемый ответ обучающихся: Зарождение, становление, развитие культуры связано теснейшими узами с историческими факторами, событиями, которые в свою очередь воздействуют на зарождение, становление и развитие хозяйства, экономики страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

Учитель: Сегодня вы для себя получили один из главных уроков своей жизни: если бы не было уроков Братска, то не было города Братска, который является одной из легенд Советского Союза, и мы бы не отмечали сегодня 60-летие нашего города, юбилей отмечался 12 декабря 2015 года.

Учитель: Есть ли связь культуры и образования? А человеческий фактор? Насколько важен он? На эти вопросы вы ответите в проверочной работе.

Проверочная работа (построена на заданиях открытого типа).

Выберите задание, которое вам интересно:

А) “Пять фактов из истории Братска 20 – 40 годов, которые останутся у меня в памяти”

Б) Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежат такие слова: “...И когда переведутся такие люди, пусть навсегда закроется книга истории. В ней нечего будет читать”. Кто, на ваш взгляд, заслужил такую оценку в истории Братска? Аргументируйте ответ.

В) Задание на выявление соответствия:

1.Организовал первый братский музей, был учителем двухклассного училища. Его ученики рассказывали: “Когда он говорил о Ломоносове, нам казалось, что он тоже Ломоносов, только наш, братский”. А. о.Леонид Михайлович Малышев
2.Политический ссыльный, которому принадлежит заслуга в создании в Братске краеведческого музея. Он организовал сбор материалов о Ерофее Хабарове и протопопе Аввакуме. Б. Иннокентий Иннокентьевич Воротников
3.Благочинный, приходской священник и законоучитель в Братском двухклассном училище. Он передал пустующий церковный дом с тремя просторными комнатами и мебелью, где разместили читальню. В. Филипп Гаврилович Ягодин Виноградов
4.Первый дипломированный учитель в церковно-приходском училище Братска. Родился в 1840 году в семье дьякона в селе Гадалей, Иркутской губернии. Обучался в Иркутской духовной семинарии. Первый братский краевед. Г. Михаил Ефимович Карпов

Ответ: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А.

Учитель: Сегодня вы проявили во всей полноте свою эрудицию, начитанность, которые стали результатом проектной и исследовательской деятельности. Как вы считаете? Заполните оценочные листы, пожалуйста.

Домашнее задание: Запишите в тетрадь воспоминания ваших родителей, дедушек, бабушек о школе, в которой они учились, о первых учителях. Я, например, пошла в первый класс в школу, директором которой была Карпова Вера Иннокентьевна.

Список источников информации и иллюстраций.

  1. Братск: азбука романтиков / под ред. С.В. Белокобыльского. – Братск : Изд-во БрГУ, 2011. – 155 с.
  2. Герасимов В. Летопись Братска 1-2 ч. – Иркутск, 1992г.
  3. Братск. Возрожденная легенда. – ООО “ИД Братск”, 2009 г.
  4. Косых А.П., Рабецкая З.И, Сверлик Г.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство “Символ”, 2002.
  5. Материалы из архива музея им. Мокровицкого ДТДиМ “Гармония”.
  6. Сухарева Н.В. Полвека просвещению города Братска (летопись). - Братск, 2005г.
  7. Сухарева Н.В. Учитель. – Братск, 2005г.
  8. Ступак Г.Е. Братская землица. – Братск, 2008г.
  9. Сайты в Интернете:
  10. http://президент.рф/news
  11. http://ru.wikiquote.org Иллюстрации: Фото из архива музея им. В.И. Мокровицкого ДТДиМ “Гармония”