Основные цели: Деятельностная цель: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание (сложение двузначных чисел с переходом через десяток);
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Дидактические материалы: учебник “Математика” 2 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.
- эталоны к уроку “ Построй свою математику”
- смайлики к уроку “ Учимся учиться”
- карточки с заданиями для индивидуальной, групповой работы
- демонстрационный наглядный материал “ Мир деятельности”
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Краткая аннотация к работе: урок открытия нового знания,
технологии используемые на уроке:
- технология деятельностного метода по Петерсон Л.Г.
- групповые технологии
- ИКТ технологии
- технология уровневой дифференциации обучения
- игровые технологии
- здоровье сберегающая технология
Задачи урока:
Образовательные задачи:
актуализировать знание эталонов:
- сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
- сложение и вычитание двузначных с однозначными без перехода через десяток
совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи развития мышления, речи:
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
- развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез.
- развивать умение рассуждать.
Задачи развития воли:
Развивать адекватную самооценку, сопереживания за других, выдержку, самообладание, целеустремленность. Развивать волевую саморегуляцию- способность к преодолению препятствий
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувства взаимопомощи; работать в коллективе, самоконтроль.
- формировать интерес к новому;
- формировать умения слушать и понимать речь других.
Задачи развития когнитивных способностей:
- самостоятельное выделение и формулирование цели, информации;
- умение адекватно, осознанно строить высказывания в устной и письменной речи;
- постановка и формулирование учебной проблемы;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- действие со знаково-символическими средствами.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Дорогие друзья! Здравствуйте. Меня зовут Ирина Владимировна. А как зовут вас, мы сейчас узнаем. Произнесем свое имя вслух. Ну, вот и познакомились! Ребята! У нашего урока тоже есть имя. “С малой удачи начинается большой успех”. Чтобы наш урок был успешным, давайте пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Тогда начнем с мыслительной гимнастики.
Из 12 вычесть 6
К 12 прибавить разность чисел 40 и 40
Первое слагаемое 20, второе 4. Сумма?
Какой числовой ряд у вас получился? Найдите лишнее число. Почему?
Расскажите о числе 24 (двузначное, натуральное, содержит 2 д. 4ед., предыдущее 23, последующее 25). Найдите сумму чисел последующего и предыдущего (23+25= 48)
Увеличьте 48 на 5 ед. (фиксируется затруднение)
3. Выявление причины затруднения
Какое действие надо выполнить? (сложение). Встречались вам такие примеры? (нет)
Сформулируем цель нашего урока: научиться складывать двузначные числа с однозначными, когда в разряде единиц сумма получается больше 10. Короче говорят: с переходом через десяток.
Построение проекта выхода из затруднения
Я вам предлагаю в парах попробовать решить данный пример. Парная работа.
4. Реализация построенного проекта
Далее вызывается несколько человек с объяснением решения примера. Вместе выводим эталон решения.
Дополняю одно из слагаемых до 10. Прибавляю остальные единицы.
48+5= 48+2+3=53
Молодцы! Это наш эталон (правило). Теперь он вам будет помогать решать такие примеры.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Потренируемся в решении таких примеров?
- С.66 №1(устно)
- С. 66 №2 вторая строчка 1 и 2 столбик (с проговариванием во внешней речи у доски)
Физкультурная пауза.
Чтобы быть успешным, надо почувствовать себя маленькой звездой. Повторяйте за мной движения и слова. Звучит музыка “Мы маленькие звезды”. Обучающиеся повторяют за учителем движения.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
С.66 №2 3 столбик 1 вариант, 4 столбик 2 вариант.
Кто решил все примеры без ошибок? У кого были ошибки, но вы их исправили? Есть ребята, которые не смогли проверить по образцу? Молодцы! Двигаемся к успеху дальше!
8. Включение в систему знаний
Ребята! Я предлагаю вам решить задачу, где встречается новый вид примеров.
В баке 40 л бензина. На поездку в город пошло 15 л, а на поездку в театр 6л. Сколько литров бензина осталось в баке?
(1 человек у доски)
Было – 40л
Истратили - 15л и 6л
Осталось -?
15+6= 15+5+1=21(л)- бензина истратили
40-21= 19(л)- осталось
Ну, ребята! Вы все ближе и ближе к большому успеху. Найдите №7.
Из трех отрезков выберем тот, длина которого равна периметру треугольника.
(отрезок 8 см). А теперь сложим длину этих отрезков 8+7+6= 21 (объясняем новый вид решения). Начертите квадрат, длина стороны равна самой короткой стороной треугольника (2 см)
9. Рефлексия деятельности на уроке
- Какую цель ставили на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Кто допустил ошибки в решении примеров нового вида?
- Кто из вас мог исправить эти ошибки?
Еще раз повторите имя урока: “С маленькой удачи начинается большой успех!”
Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте смайлика на той ступеньке, где вы себя видите.
Далее читаю стихотворение:
К успеху дорога была трудна.
Но с ней вы справились, друзья!
Таких талантливых детишек
В вашей школе впервые встречаю я!
Урок окончен. Спасибо за урок. (На память дарю всем ребятам солнышки с пожеланиями)