Форма: открытый урок.
Цель урока: обобщить знания учащихся о периодическом законе Д.И. Менделеева периодической таблице.
Воспитательные задачи: проверить степень усвоения изученного материала; создание атмосферы сотрудничества, воспитание коллективизма (технология сотрудничества), взаимопомощи и толерантности; развитие умений и навыков выделять главное, развитие речи, внимания, мышления; показ связи интеллектуального и практического багажа обучающихся с жизнью, развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, продолжать творческое развитие личности используя игровые технологии.
Подготовка к проведению общественного смотра знаний: изучение материала темы, составление сценария и презентации к уроку, вывешивание на стенде вопросов и типовых задач, планов для подготовке творческих работ. Обучающимся рекомендуется дополнительная литература и ссылки на страницы сайтов. Консультанты из числа обучающихся оказывают помощь отстающим в усвоении знаний школьникам. Создается жюри из 1-2 учителей и 1-2 обучающихся старших классов. Оценка жюри идет по подготовленной карточке для команд.
Оборудование. УМК “Химия 8” Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва “Просвещение” 2014 г, электронное приложение к учебнику, “Рабочая тетрадь по химии: 8 класс”: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана “Химия: 8 класс”, презентация(личная) “Общественный смотр знаний по теме “Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома””, коллекция монет, микролаборатории, мультимедийная доска.
Этапы занятия
Вступительное слово, организационный момент, постановка цели урока. | 3 минуты |
Фронтальный опрос. | 7 минут |
“Характеристика элемента по таблице Менделеева”. | 7 минут |
Викторина “Знакомый элемент” | 7 минут |
Главный итог жизни Д.И.Менделеева | 8 минут |
Практическая работа. | 10 минут |
Подведение итогов урока. | 3 минуты |
Сценарий общественного смотра знаний
1. Вступительное слово: (Слайд № 2,3)
1 марта 2015 года исполнилось 146 лет со дня открытия периодического закона.
“Случилось в Петербурге это
Профессор университета
писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решенье,
но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”.
Постановка целей смотра, знакомство с правилами поведения, представление жюри.
2. Фронтальный опрос (Слайд № 4)
- Какие были первые попытки классификации химических элементов?
- Что такое химический элемент?
- Сколько элементов было известно во времена Д.И. Менделеева?
- Сколько элементов известно сейчас?
3. Письменное задание: (Слайд № 5, 6)
“Характеристика элемента по таблице Менделеева”.
1. Прежде, чем давать характеристику, необходимо угадать, о каком элементе идет речь.
2. Для наглядности 2-х человек пригласить к интерактивной доске, показать коллекцию монет:
Я не Буратино, нет! Но держу по 5 монет:
Эти монеты века былого (Cu), а эти монеты из дальних стран (Al).
О каком металле поведаете Вы нам?
Обучающиеся письменно дают характеристику алюминию или меди по их положению в периодической таблице.
- Знак элемента.
- Металл или неметалл, амфотерный металл.
- Порядковый номер.
- Относительная атомная масса.
- Период.
- Группа, подгруппа.
- Элементарные частицы, входящие в состав атома: электроны, протоны, нейтроны; их расчет.
- Строение атома: электронное, орбитальное, пространственное.
- Формулы бинарных соединений: оксидов, летучих водородных соединений (или гидридов); гидроксидов или кислот.
4. Викторина “Знакомый элемент”:
Обучающиеся отвечают на следующие вопросы (и находят в наборах элемент).
1) “Химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?” (B) (Слайд № 7)
2) Назовите еще элементы начинающиеся на букву “Б” (бром, барий, бериллий, берклий, борий)
3)
“Из меня состоит все живое:
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас”. (С)
(Слайд № 8)
4) Назовите еще элементы начинающиеся на букву “С” и покажите их на электронной таблице (сера, сурьма, селен, серебро, скандий, стронций, сиборгий, самарий)
Работа с электронным учебником- приложением параграф 36
5)
“Металл я людям всем известный,
В быту и технике полезный.
А с медью сроднившись, латунь я рождаю.
Железо от порчи всегда ограждаю”. (Zn) (Слайд № 9)
6) Цинк амфотерный металл, назовите еще амфотерные металлы и покажите их на электронной таблице. (алюминий, германий, сурьма, полоний)
Работа с электронным приложением к учебнику-параграф 36
7)
“Я был когда-то грозным газом.
И на войне душил я многих разом.
Теперь утратил я былое назначенье,
И мирное имею применение”. (Cl)
(Слайд №10)
5. Периодический закон и Периодическая таблица.
Знаете ли Вы, что...
В 2010 году вышел сборник стихотворений десяти русских поэтов о великом русском учёном Д.И. Менделееве. (Слайд № 11)
Главный итог жизни Д.И. Менделеева – “Периодическая система химических элементов”.
“И каждый знак ее взлелеев
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им...” (А.Чивилихин)
- Что поведал миру Д.И. Менделеев? Формулировка периодического закона Д.И. Менделеева.
- Современная формулировка закона? (Слайд № 12)
- Что такое периодическая таблица? (Слайд № 13)
- Периоды? Физический смысл.
- Группы? Физический смысл.
- Как изменяются свойства элементов в периодах?
- Как изменяются свойства элементов в группах?
- “Был четвертый ряд нарушен. Элемент не
обнаружен.
Элемент не обнаружен – тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство. Существует где-то он!
Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!
Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим...
Законом пользуясь своим три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!...”
Какие три элемента? (Галлий, скандий, германий) (Слайд № 14, 15, 16) - Менделеев в своей лаборатории повесил общую
рамку с портретами трех ученых и озаглавил ее
“Укрепители периодического закона”. Кто это?
(Леккок де Буабодран (галлий), Нильсон (скандий), Винклер (германий).) (Слайд № 17) - Существование каких элементов еще
предвидел Менделеев, сколько их?
(11: скандий, германий, галлий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат)
6. Практическая работа.
Опыты взаимодействие металлов с водой. Демонстрация на интерактивной доске.
2Me | I группа, главная подгруппа | |
3, 4 период |
1. О каких Me идет речь? (K и Na)
2. Как их различить?
3. Что у них общего?
а) оба мягкие, режутся ножом; б) твердые; в) серебристо белые; г) хорошо реагируют с водой
4. Растворение с воспламенением и без воспламенения?
5. Где какой металл?
6. Почему один металл реагирует быстрее, у какого Me ярче выражены металлические свойства?
7. Что осталось после реакции? (щелочь). Как ее обнаружить?
Проверка.
Подведение итогов. + Творческие работы.
Зачетный лист
Фамилия, имя ученика | Фронтальный опрос | Письменное задание | Викторина | Периодический закон | Практическая работа | Творческие работы | Итог |
7. Заключение. (Слайд № 18, 19)
Когда Д.И.Менделееву говорили: “Вы, гений”.
Он отвечал: “Трудился всю жизнь, потому и гений”. И у этого гения был свой девиз: “Один человек ноль, вместе - люди”.
Вот мы все вместе сегодня попытались подтвердить его девиз, обобщить полученные знания и оценить самих себя.
Жюри подводит окончательные итоги соревнования команд и индивидуальной работы каждого участника.
Учитель подводит итоги урока, оценивает работу класса и каждого ученика.