Применение современных педагогических технологий как путь внедрения в практику работы новых стандартов образования

Разделы: Общепедагогические технологии


“Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”.
Джон Дьюи.

ФГОС набирает обороты. В связи с этим перед учителем возникает вопрос: как учить? Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, где оно может пригодиться. Искушенные в телекоммуникационных представлениях и развлечениях, они хотят, чтобы и на уроках было так же интересно, ярко. Они имеют доступ к информации через Интернет, поэтому им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед нами, как и перед коллегами нашей гимназии, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков в процесс развития личности ребенка. Возникает необходимость отказа от традиционной формы обучения и нахождения той технологии обучения, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ребенка в процессы мышления – порождения нового способа действия с использованием мыследеятельностной педагогики. Поэтому, применение мыслительных техник на уроках математики в нашей гимназии, стало одной из основных технологий обучения.

Мыследеятельностный метод обучения дает именно то, что необходимо учителю и ученику. Технология ориентирована на становление личности, ее самостроительство в процессе деятельности ученика, причем не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности. Взяв за основу деятельностный подход, применяя информационные технологии, мы стараемся привнести что-то новое в каждый урок, адаптировать технологию для детей, с которыми работаем. На личном опыте убедились, что данная технология работает в любом классе, с детьми любого возраста, с применением любых учебников.

Другой вопрос: как создать индивидуальное затруднение, если новая тема – введение какой-то классификации или изучение новых свойств? Как построить систему вопросов и упражнений, подводящих детей к самостоятельному открытию знаний?

От чего же зависит успех урока? Мы считаем, что одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы учителя. При обучении возникают как простые, так и сложные проблемы. Сложную проблему нужно разделить на более простые и решать их последовательно.

Мы привыкли к тому, что взаимодействие педагога и ученика строится, как правило, в форме заданий. Эта форма предполагает, что ученик получает от учителя не только задание, но и способ его выполнения. При этом учащийся редко сталкивается с нестандартными учебными заданиями. Поэтому дети используют полученные ими знания в стандартных ситуациях и не умеют переносить эти знания в другие учебные и житейские ситуации. Возникает необходимость отказа от традиционной формы обучения через задания. На примере урока, при изучении темы “Умножение рациональных чисел” в задачной форме обучения, суть которой состоит в том, что учащимся предлагается задание, внешне похожее на предыдущее (ситуация успеха), но требующее другого способа решения (ситуация сбоя), мы видим, что задание ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи (задачи-ловушки, которая не решается старым способом), для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по новому их комбинируя, способны сами прийти к правильным выводам (рефлексия известных способов, в ходе которых становится понятным отличие задачи-ловушки от задач предыдущего типа).

Технологическая карта урока