Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Цели урока:
Образовательные цели:
- познакомить учащихся с определением дополнения, способами его выражения;
- формировать умение находить дополнение; умение различать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.
Развивающие цели:
- обогащать словарный запас языка.
- развивать творческую активность учащихся.
Воспитательные цели:
- воспитывать интерес к русскому языку.
- совершенствовать полученные умения и навыки.
Ход урока
1. Орг.момент
Проверить готовность к уроку, приветствие гостей. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?
- Правильно, это сказуемое.
- А этот член предложения отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.
- Правильно, это подлежащее.
- Прочитайте предложение.
Слайд 1
Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л.Н.Толстой)
- Объясните смысл высказывания. Запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.
- В предложении остались неподчеркнутыми слова. Почему? Для чего они нужны?
- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)
- По интонации? (невосклицательное)
- Охарактеризуйте предложение наличию главных членов?
Охарактеризуйте по наличию второстепенных членов?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока. (Второстепенные члены предложения.)
- Молодцы! Вы сами определили тему урока.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Сегодня будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним их выражения.
3. Изучение нового материала.
- Что вы знаете о второстепенных членах предложениях?
Слайд 2
Второстепенные члены предложения
1.Встречаются только в распространенном предложении.
2.Поясняют, уточняют, дополняют главные или другие второстепенные члены.
3. Помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно.
4. Их 3 – дополнение, определение, обстоятельство.
Слайд 3
1. Бабушка рассказывает сказку. (что?) сказку - дополнение
2. Бабушка рассказывает волшебную сказку. (какую?) волшебную - определение
3. Сегодня бабушка рассказывает волшебную сказку. (когда?) сегодня – обстоятельство
Откройте учебник на стр.82,параграф 36.прочитаем определение.
На доске показаны три второстепенных члена предложения. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них - это дополнение.
Слайд 4
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (не И.п.) и обозначает предмет. Обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается -----------.
Ученики окружили учителя.
Ученики окружили – это ГО. Окружили кого? учителя (В.п.). Это дополнение.
Слайд 5
В предложении может быть несколько дополнений.
С удовольствием бродил я по осеннему лесу и любовался природой.
Работа на стр.83, параграф 37.Упр.180
4. Закрепление материала
Слайд 6
Найдите в предложениях дополнения
1. У дороги росли сосны.
2. В аквариуме мы увидели редкую рыбку. 3.Сестра подала мне ключ.
4. Небо было в сплошных облаках.
5. К Сергею подошел незнакомец.
6. У меня болит живот.
7. В квартире нет света.
8. В тетради упражнения не было.
Слайд 7
Составьте по началу предложения с дополнениями
1. В книге рассказывается ...
2. Мы изучаем ...
3. На осенних каникулах ...
4. Я встретил ...
5. Кошка пристроилась ...
6. Астры росли ...
5. Итог урока
- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
- Что такое дополнение?
- Покажите на смайлике, с каким настроением вы провели урок.
6. Домашнее задание параграф 36, 37, упр.182.