Открытый урок по русскому языку в 1-м (5) классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Разделы: Русский язык


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Цели урока:

Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с определением дополнения, способами его выражения;
  • формировать умение находить дополнение; умение различать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.

Развивающие цели:

  • обогащать словарный запас языка.
  • развивать творческую активность учащихся.

Воспитательные цели:

  • воспитывать интерес к русскому языку.
  • совершенствовать полученные умения и навыки.

Ход урока

1. Орг.момент

Проверить готовность к уроку, приветствие гостей. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?

- Правильно, это сказуемое.

- А этот член предложения отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.

- Правильно, это подлежащее.

- Прочитайте предложение.

Слайд 1

Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л.Н.Толстой)

- Объясните смысл высказывания. Запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.

- В предложении остались неподчеркнутыми слова. Почему? Для чего они нужны?

- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)

- По интонации? (невосклицательное)

- Охарактеризуйте предложение наличию главных членов?

Охарактеризуйте по наличию второстепенных членов?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока. (Второстепенные члены предложения.)

- Молодцы! Вы сами определили тему урока.

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Сегодня будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним их выражения.

3. Изучение нового материала.

- Что вы знаете о второстепенных членах предложениях?

Слайд 2

Второстепенные члены предложения

1.Встречаются только в распространенном предложении.

2.Поясняют, уточняют, дополняют главные или другие второстепенные члены.

3. Помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно.

4. Их 3 – дополнение, определение, обстоятельство.

Слайд 3

1. Бабушка рассказывает сказку. (что?) сказку - дополнение

2. Бабушка рассказывает волшебную сказку. (какую?) волшебную - определение

3. Сегодня бабушка рассказывает волшебную сказку. (когда?) сегодня – обстоятельство

Откройте учебник на стр.82,параграф 36.прочитаем определение.

На доске показаны три второстепенных члена предложения. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них - это дополнение.

Слайд 4

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (не И.п.) и обозначает предмет. Обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается -----------.

Ученики окружили учителя.

Ученики окружили – это ГО. Окружили кого? учителя (В.п.). Это дополнение.

Слайд 5

В предложении может быть несколько дополнений.

С удовольствием бродил я по осеннему лесу и любовался природой.

Работа на стр.83, параграф 37.Упр.180

4. Закрепление материала

Слайд 6

Найдите в предложениях дополнения

1. У дороги росли сосны.

2. В аквариуме мы увидели редкую рыбку. 3.Сестра подала мне ключ.

4. Небо было в сплошных облаках.

5. К Сергею подошел незнакомец.

6. У меня болит живот.

7. В квартире нет света.

8. В тетради упражнения не было.

Слайд 7

Составьте по началу предложения с дополнениями

1. В книге рассказывается ...

2. Мы изучаем ...

3. На осенних каникулах ...

4. Я встретил ...

5. Кошка пристроилась ...

6. Астры росли ...

5. Итог урока

- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- Что такое дополнение?

- Покажите на смайлике, с каким настроением вы провели урок.

6. Домашнее задание параграф 36, 37, упр.182.