Технологическая карта урока
Тема урока: Н.Носов “Федина задача”
УМК: “Школа России”.
Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель:
- познакомить с рассказом Н.Н.Носова “Федина задача”;
- развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы. Учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение Н.Н.Носова “Федина задача”
Задачи:
1. Предметные:
- -развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развивать творческое мышление;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.
- формирование умения адекватно оценивать свою работу.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, соуправление, самостоятельное определение учащимися целей и задач урока, оценивание каждого этапа урока самими учащимися.
Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, учебник “Родная речь. 3 класс”.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1 | 1. Организационный момент - цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе: подготовиться к продуктивной работе, эмоционально настроиться на учебную деятельность; - цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: обеспечение мотивационной готовности, положительного эмоционального настроя к работе на уроке; - задачи: организация внимания обучающихся и внутренней готовности к уроку, создание атмосферы доброжелательности и психологического комфорта; обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни обучающихся; - методы: словесные; - критерии достижения цели: положительный настрой обучающихся на работу, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации. |
Вступительное слово учителя: Проверка готовности. Дети, давайте составим план сегодняшнего урока. Вывешивает план на доске. Мотивация - Где могут пригодиться знания, полученные на уроках? - Сегодня чем мы будем заниматься? - Результатом нашей работы будут полученные вами знания и умения, а в журнале и дневниках появятся новые оценки. Что нужно, для того чтобы получить хорошие оценки? Сегодня оценивать работу вы будете сами. Для этого у вас на столе красный и зеленый карандаш. На листочке те виды работы, которые вы будете оценивать.(Приложение №1) Если вы считаете, что хорошо поняли задание и правильно с ним справились - ставите красный кружочек, если не уверены- зеленый. - Посмотрите как много мы наметили сделать. Чтобы все успеть мы должны работать организованно и быстро, не отвлекаясь. С каким настроение мы начнем работать покажите.( показывают рисунки солнышек ) Оживлялка №6 Слайд №2 Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, помограйте, затем крепко зажмурьтесь, сожмите руки в кулаки и скажите: “ Я справлюсь! Я могу!Я ничего не боюсь!” Речевая разминка Ах, вы сени, сени, сени - Все ли слова понятны? - А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки: Читаем шёпотом Немного громче А теперь читаем громко и внятно |
2 | 2. Домашнее задание Цель: уметь выразительно читать. Задачи: установить правильность и объемность выполнения домашнего задания всеми учениками. |
Домашнее чтение Чтение текста М.Зощенко “Великие путешественники” Оцените! |
3. | 3. Работа до чтения текста. -цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе: развивать и применять имеющиеся знания - цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: организовать работу по подготовке к усвоению нового материала; - задачи: актуализация опорных знаний и умений, - методы : словесные , наглядные; - формы организация деятельности обучающихся: индивидуальная работа, работа в парах; - метод проверки: взаимопроверка; - мотивация: стимулирование учебной деятельности через использование ИКТ, похвалу. Формулирование темы и целей самими учащимися. Антиципация Словарная работа |
На доске - Ребята, прочитайте пословицу : “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь” Слайд №3 - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?(Эта мысль должна быть Заложена в произведении) - Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Конечно, вы уже догадались с произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое произведение? Отгадайте. Ачадаз анидеф (“Федина задача”) Слайд№4 Сформулируйте тему урока. Н.Носов Федина задача. Какова будет цель нашего урока? Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова “Федина задача”, Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова “Федина задача” и анализировать произведение Н.Н.Носова “Федина задача - Прежде чем мы начнём работать с этим произведением, давайте познакомимся с творчеством Н. Носова. Слайд № 5-9 Задание в группах “Поможем гномику” Слайд №10 Оцените! - Прогноз (антиципация) - Как понимаете название произведения?Слайд№11 - Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? - Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения. А чтобы нам было понятно читать проведем словарную работу. Слайд№12 Работа в парах. Дети объясняют значения слов. Учитель уточняет. - В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов. Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель. Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение). Кафтан – старинная мужская верхняя одежда. Оцените! |
4 | 4. Суперфизминутка | Слайд №13 |
5. | 5. Работа во время чтения текста. Цель: - достижение понимания текста на уровне содержания. Цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: обеспечение восприятия осмысления первичного чтения текста. Задачи; создание проблемной ситуации для подведения к теме урока; привлечение внимания обучающихся к уяснению признаков изучаемой темы; использование метода “Диалог с автором” - формы и методы представления нового учебного материала: проблемная беседа с обучающимися, “Диалог с автором” - формы и методы организации деятельности обучающихся: групповая работа по сопоставлению и анализу; - методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся: чередование видов деятельности, проблемная ситуация, использование компьютерной презентации. |
Работа во время чтения текста. - Вот теперь все слова понятны, и что будем делать? (знакомиться с произведением), т.е. переходим к 4 этапу урока. Работа во время чтения текста Как будем знакомиться? Читаем с остановками и ведем “Диалог с автором”, комментируем прочитанное. 1) Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол ... "). (читает хорошо читающий ученик) - Откуда пришёл Федя? (с катка) - Как понимаете выражение “по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?” (может быть сестра, брат) - А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку) - Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки) - А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - поднимите руки - Что будет дальше и почему? 2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “интересно, кто такой титулярный советник?..."). (читает хорошо читающий ученик) - Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел) - А как бы вы поступили? - Как будут развиваться события дальше? Предположите. 3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает хорошо читающий ученик) - Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей) Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение) - Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу). - Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио) А мы с вами тоже знаем такую оживлялку, когда трем уши. Вы устали давайте отдохнем и поможет нам оживлялка №2, №3. Разотрите пальцами мочки ушей, а потом ладонями ушную раковину вверх-вниз, вперед-назад при этом поцокайте языком.15 сек. Сложите руки в замок., обхватите ими затылок. отведите руки вперед. потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь. Растягивайте шейный отдел позвоночника. 10 сек. Тяните ровно, так, чтобы было приятно. Оцените! |
6. | 6. Работа после чтения текста
Проверка восприятия - учебная цель перед обучающимися: уметь Анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы, расширять читательский кругозор. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей. - цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: обеспечение усвоения знаний ,умение применять их; введение приобретённых знаний и умений в общую систему коммуникативных умений и навыков обучающихся; - задачи: обеспечить практическую направленность полученных знаний и умений; устранение пробелов в знаниях при изучении новой темы; обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни обучающихся; - формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: частично-поисковый метод, словесный метод, наглядный; - критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; |
1) Восстановление деформированного
плана. (3 мин) - Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделен на 3 группы) Один ученик работает на интерактивной доске. План (который должен получиться): 1. Дома никого не было. 2. Он отрегулировал репродуктор 3. Из репродуктора послышались звуки рояля 4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново. 5. Пойду лучше к Юре Сорокину. План: Слайд №14. (восстанови последовательность смысловых частей) - Из репродуктора послышались звуки рояля - Дома никого не было - Он отрегулировал репродуктор - Пойду лучше к Юре Сорокину. - Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново - Что увидели? (цитатный план) - Соответствует ли план последовательности событий? (нет) - Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план) - Поработайте в группах. Оцените! 2. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу: Слайд “15 1) Ум хорошо, а два лучше. 2) Делу время, потехе час. 3) Сделал дело, гуляй смело. 4) Какие труды, такие и плоды 5) Без охоты нет и работы Оцените! 3. Тест “ Проверь себя”( индивидуально ) Слайд №16 1. Как звали главного героя? А) Слава Б) Костя В) Федя 2. Откуда пришёл главный герой? А) из школы Б) с катка В) из магазина 3. Сколько раз прочитал Федя задачу? А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза 4. Сколько концертных номеров прослушал Федя? А) 6 Б) 7 В) 5 5. Какая фамилия была у друга? А) Воронин Б) Рыбкин в)Сорокин Один ученик выходит к доске и отмечает порядковые номера частей .Дети проверяют. Оцените ! |
7. | 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. цель: осознание обучающимися своей умственной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса; - задачи: мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения), усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. - критерии достижения цели: устные монологические высказывания о том, что нового узнали обучающиеся, что повторили, чему научились. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Определение главной мысли рассказа. - Кому понравился рассказ? Чем? - Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? - Вернемся к пословице. Что можете сказать? - Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею? - О чем вы задумались, прочитав рассказ? - Как правильно нужно выполнять домашнее задание? - Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./ Оцените! |
8. | Домашнее задание - цель перед обучающимися: применение знаний, умений, навыков в практической деятельности, осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. - цели, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом: обеспечение понимания цели, способов выполнения домашней работы, дифференциация домашнего задания, |
Спросить у детей, кто какое задание
выбрал. - Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, сочинить рассказ “Федя у друга”) - Домашним заданием будет: подготовить выразительное чтение рассказа и дополнительно сочинить рассказ “Федя у друга”. - Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили? - Урок закончен. Покажите ваше настроение .(Показывают солнышки) Спасибо за работу. Солнышки! Слайд №17 |