Н.Носов «Федина задача»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (906 кБ)


Технологическая карта урока

Тема урока: Н.Носов “Федина задача”

УМК: “Школа России”.

Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:

  • познакомить с рассказом Н.Н.Носова “Федина задача”;
  • развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы. Учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение Н.Н.Носова “Федина задача”

Задачи:

1. Предметные:

  • -развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, соуправление, самостоятельное определение учащимися целей и задач урока, оценивание каждого этапа урока самими учащимися.

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, учебник “Родная речь. 3 класс”.

  Этапы работы Содержание этапа
1 1. Организационный момент

- цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе: подготовиться к продуктивной работе, эмоционально настроиться на учебную деятельность;

- цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: обеспечение мотивационной готовности, положительного эмоционального настроя к работе на уроке;

- задачи: организация внимания обучающихся и внутренней готовности к уроку, создание атмосферы

доброжелательности и психологического комфорта;

обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни обучающихся;

- методы: словесные;

- критерии достижения цели: положительный настрой обучающихся на работу, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации.

Вступительное слово учителя:

Проверка готовности.

Дети, давайте составим план сегодняшнего урока.

Вывешивает план на доске.

Мотивация

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроках?

- Сегодня чем мы будем заниматься?

- Результатом нашей работы будут полученные вами знания и умения, а в журнале и дневниках появятся новые оценки. Что нужно, для того чтобы получить хорошие оценки?

Сегодня оценивать работу вы будете сами. Для этого у вас на столе красный и зеленый карандаш. На листочке те виды работы, которые вы будете оценивать.(Приложение №1) Если вы считаете, что хорошо поняли задание и правильно с ним справились - ставите красный кружочек, если не уверены- зеленый. - Посмотрите как много мы наметили сделать. Чтобы все успеть мы должны работать организованно и быстро, не отвлекаясь.

С каким настроение мы начнем работать покажите.( показывают рисунки солнышек )

Оживлялка №6 Слайд №2

Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, помограйте, затем крепко зажмурьтесь, сожмите руки в кулаки и скажите: “ Я справлюсь! Я могу!Я ничего не боюсь!”

Речевая разминка

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

- Все ли слова понятны?

- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно

2 2. Домашнее задание

Цель: уметь выразительно читать.

Задачи: установить правильность и объемность выполнения домашнего задания всеми учениками.

Домашнее чтение

Чтение текста М.Зощенко “Великие путешественники”

Оцените!

3. 3. Работа до чтения текста.

-цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе: развивать и применять имеющиеся знания

- цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: организовать работу по подготовке к усвоению нового материала;

- задачи: актуализация опорных знаний и умений,

- методы : словесные , наглядные;

- формы организация деятельности обучающихся: индивидуальная работа, работа в парах;

- метод проверки: взаимопроверка;

- мотивация: стимулирование учебной деятельности через использование ИКТ,

похвалу.

Формулирование темы и целей самими учащимися.

Антиципация

Словарная работа

На доске

- Ребята, прочитайте пословицу :

“За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь” Слайд №3

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?(Эта мысль должна быть

Заложена в произведении)

- Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Конечно, вы уже догадались с произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?

А какое произведение? Отгадайте.

Ачадаз анидеф (“Федина задача”) Слайд№4

Сформулируйте тему урока. Н.Носов Федина задача.

Какова будет цель нашего урока?

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова “Федина задача”,

Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова “Федина задача” и анализировать произведение Н.Н.Носова “Федина задача

- Прежде чем мы начнём работать с этим произведением, давайте познакомимся с творчеством Н. Носова. Слайд № 5-9

Задание в группах “Поможем гномику” Слайд №10

Оцените!

- Прогноз (антиципация)

- Как понимаете название произведения?Слайд№11

- Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?

- Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

А чтобы нам было понятно читать проведем словарную работу.

Слайд№12

Работа в парах. Дети объясняют значения слов. Учитель уточняет.

- В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов.

Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда. Оцените!

4 4. Суперфизминутка Слайд №13
5. 5. Работа во время чтения текста.

Цель: - достижение понимания текста на уровне содержания.

Цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: обеспечение восприятия осмысления первичного чтения текста.

Задачи; создание проблемной ситуации для подведения к теме урока; привлечение внимания обучающихся к уяснению признаков изучаемой темы; использование метода “Диалог с автором”

- формы и методы представления нового учебного материала: проблемная беседа с обучающимися, “Диалог с автором”

- формы и методы организации деятельности обучающихся: групповая работа по сопоставлению и анализу;

- методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся: чередование видов деятельности, проблемная ситуация, использование компьютерной презентации.

Работа во время чтения текста.

- Вот теперь все слова понятны, и что будем делать? (знакомиться с произведением), т.е. переходим к 4 этапу урока. Работа во время чтения текста

Как будем знакомиться? Читаем с остановками и ведем “Диалог с автором”, комментируем прочитанное.

1) Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол ... "). (читает хорошо читающий ученик)

- Откуда пришёл Федя? (с катка)

- Как понимаете выражение “по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?” (может быть сестра, брат)

- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)

- Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)

- А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - поднимите руки

- Что будет дальше и почему?

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “интересно, кто такой титулярный советник?...").

(читает хорошо читающий ученик)

- Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает хорошо читающий ученик)

- Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)

Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)

- Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу).

- Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

А мы с вами тоже знаем такую оживлялку, когда трем уши. Вы устали давайте отдохнем и поможет нам оживлялка №2, №3.

Разотрите пальцами мочки ушей, а потом ладонями ушную раковину вверх-вниз, вперед-назад при этом поцокайте языком.15 сек.

Сложите руки в замок., обхватите ими затылок. отведите руки вперед. потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь. Растягивайте шейный отдел позвоночника. 10 сек. Тяните ровно, так, чтобы было приятно.

Оцените!

6. 6. Работа после чтения текста Проверка восприятия

- учебная цель перед обучающимися: уметь

Анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы, расширять читательский кругозор.

Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

- цель, которую хочет достигнуть учитель на данном этапе урока: обеспечение усвоения знаний ,умение применять их; введение приобретённых знаний и умений в общую систему коммуникативных умений и навыков обучающихся;

- задачи: обеспечить практическую направленность полученных знаний и умений; устранение пробелов в знаниях при изучении новой темы; обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни обучающихся;

- формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: частично-поисковый метод, словесный метод, наглядный;

- критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;

1) Восстановление деформированного плана. (3 мин)

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок.

(класс разделен на 3 группы)

Один ученик работает на интерактивной доске.

План (который должен получиться):

1. Дома никого не было.

2. Он отрегулировал репродуктор

3. Из репродуктора послышались звуки рояля

4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

5. Пойду лучше к Юре Сорокину.

План: Слайд №14.

(восстанови последовательность смысловых частей)

- Из репродуктора послышались звуки рояля

- Дома никого не было

- Он отрегулировал репродуктор

- Пойду лучше к Юре Сорокину.

- Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново

- Что увидели? (цитатный план)

- Соответствует ли план последовательности событий? (нет)

- Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)

- Поработайте в группах. Оцените!

2. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу: Слайд “15

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) Сделал дело, гуляй смело.

4) Какие труды, такие и плоды

5) Без охоты нет и работы Оцените!

3. Тест “ Проверь себя”( индивидуально ) Слайд №16

1. Как звали главного героя?

А) Слава Б) Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) с катка В) из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) Рыбкин в)Сорокин

Один ученик выходит к доске и отмечает порядковые номера частей .Дети проверяют. Оцените !

7. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

цель: осознание обучающимися своей умственной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса;

- задачи: мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения), усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- критерии достижения цели: устные монологические высказывания о том, что нового узнали обучающиеся, что повторили, чему научились.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Определение главной мысли рассказа.

- Кому понравился рассказ? Чем?

- Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- Вернемся к пословице. Что можете сказать?

- Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

- Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

- Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

Оцените!

8. Домашнее задание

- цель перед обучающимися: применение знаний, умений, навыков в практической деятельности, осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

- цели, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом: обеспечение понимания цели, способов выполнения домашней работы, дифференциация домашнего задания,

Спросить у детей, кто какое задание выбрал.

- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, сочинить рассказ “Федя у друга”)

- Домашним заданием будет: подготовить выразительное чтение рассказа и дополнительно сочинить рассказ “Федя у друга”.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

- Урок закончен. Покажите ваше настроение .(Показывают солнышки)

Спасибо за работу. Солнышки! Слайд №17