Урок русского языка "Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Повторить виды предложений по цели высказывания. Упражнять в «чтении» знаков в конце предложений и постановке их самостоятельно.

Предметные результаты:

  • Различать предложения по цели высказывания.
  • Упражнять в умении объяснять постановку знаков  препинания в предложениях различных по цели высказывания.
  • Читать предложения и тексты с соблюдением интонации.

Коммуникативные:

  • Учиться работать в паре, прислушиваться к мнению других.
  • Учиться выражать свои мысли полно и чётко.
  • Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Регулятивные:

  • Формулировать и удерживать учебную задачу.
  • Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Уметь анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
  • Осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию.

Познавательные:

  • Овладение способностью принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности.
  • Использовать общие приёмы решения поставленных задач.
  • Систематизация знаний.

Личностные:
            Проявлять внимание и интерес к звуковому строю русского языка.
            Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование
1. Картинки с изображениями зимующих птиц (синица, ворона, сорока, воробей, дятел)
2. Таблички со словарными словами:

С…ИНИЦА

В…ОРОНА

С…ОРОКА

В…ОРОБЕЙ

ДЯТ…Л

3. Высказывание М.Ломоносова: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия
сообщать другому».
4. Загадки о знаках препинания.
5. Выставка кормушек.

Оформление доски

+
«Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому» М.Ломоносов

Число.
Классная работа.
Тема: «Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания».

воробей

сорока

ворона

синица

дятел

в…робей

с…рока

в…рона

с…иница

дят..л

Упражнение 2.

План урока

I. Организационный момент урока. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

II. Актуализация опорных знаний. Мини-защита проекта.(10 мин.)
–  Вспомнить, для чего  человеку нужно слово.
–  Чтение высказывания М.Ломоносова.
–  Выступление уч-ся с исследованием на тему «Изготовление кормушки».
III. Постановка учебной задачи. (2 мин.)
– Работа по теме урока.(25 мин.)
– Вспомнить написание словарных слов (зимующие птицы).
– Физкультминутка.(2 мин.)
– Работа в паре, выполнение упражнения.
IV. Рефлексия.( 3 мин.)
Отгадывание загадок о знаках препинания, объяснение их постановки в конце предложений.
V. Домашнее задание. (2 мин.)
VI. Организационный конец урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, проверьте готовность к уроку. Желаю вам успехов, хорошего настроения.
Думаю, что у вас сегодня всё получится.

II. Актуализация опорных знаний. Мини-защита проекта

– Ребята, давайте вспомним, для чего человеку нужны слова? Какую роль они играют
в нашей жизни? (С помощью слов люди общаются друг с другом, выражают свои мысли.)
Да, без слов люди не смогли бы общаться друг с другом, понимать друг друга. Я хочу прочитать вам  высказывание выдающегося  русского ученого М.Ломоносова о слове. («Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому»).
И сегодня на уроке мы с вами с помощью слов будем выражать свои мысли. Начнем мы с небольшого исследования, которое вы проводили дома. А именно, каждый из вас должен был  изготовить кормушку для птиц и описать процесс ее изготовления (т.е. исследовать, из каких материалов можно сделать кормушку, какие инструменты для этого нужны, какова последовательность изготовления). Все кормушки мы с вами рассмотрели на прошлых уроках и прослушали ваши исследования. А сейчас заслушаем только одно выступление.  (Выставка кормушек и докладов подготовлена. )

Один ученик демонстрирует свою кормушку и рассказывает о процессе её изготовления.

III. Постановка учебной задачи

Скажи, пожалуйста, для того чтобы записать свой рассказ в тетрадь, что ты использовал? (предложения).
А как ты оформлял предложения на письме? (с помощью знаков препинания).
Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока, чем мы будем заниматься?
Сегодня на уроке мы будем повторять какие бывают предложения по цели высказывания и какие знаки препинания ставятся в конце предложения.

Работа по теме урока

Скажите, ребята, а для каких птиц вы изготовили кормушки, каким птицам зимой и ранней весной нужна ваша помощь? Я буду показывать вам картинки, а вы называйте птиц (воробей, сорока, ворона, синица, дятел).
На доске:

воробей

ворона

сорока

синица

дятел

в…робей

в…рона

с…рока

с…рица

д…тел

– Под картинками расположены таблички со словами. Как вы думаете, что это за слова? 
Правильно, словарные. Давайте вставим пропущенные буквы.
– Некоторые из этих слов встретятся при выполнении упражнения №2 на с.42.

Физкультминутка.

Работа в паре, выполнение упражнения

– Прочитайте задание к упражнению про себя. Обратите внимание на значок рядом с    номером упражнения, вспомните, что он обозначает.
– Прочитаем задание вслух. Что обозначает значок рядом с номером упражнения? (Чтение задания уч-ся вслух, работа в паре).
– Я  даю вам несколько минут для совместного обсуждения и выполнения задания. Затем заслушаем ваши ответы.
– Какие слова вы выбрали для концовки текста? (Отличный корм.)
– Давайте прочитаем текст полностью с выбранными словами. При чтении не забудьте голосом  передать нужную интонацию (Чтение уч-ся текста.1 уч-ся из пары – первую часть, 2 уч-ся из пары – вторую часть).
– А теперь давайте определим, какие предложения по цели высказывания встретились в тексте. (Ученики по очереди читают предложения и объясняют постановку знаков  в конце предложений, а так же определяют вид предложения по цели высказывания).

ТЕКСТ.
Я – великий повелитель птиц! Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят синицы, снегири, щеглы, воробушки. Вы думаете, что у меня есть волшебная палочка? Нет! У меня есть отличный корм.

– Обратите внимание, ребята, сколько красных строчек в тексте ? (2)
– Запишите этот текс в тетрадь, соблюдая красные строчки, подчеркните знаки в конце    
 каждого предложения. (1-ое предл.– повествовательное, восклицательное (!), выражает сильные чувства;  2- ое предл.– повествовательное (.), сообщение; 3-ье предл. – повествовательное (.) содержит сообщение;    4-ое предл. –  вопросительное(?), содержит вопрос; 5-ое предл. - повествовательное .восклицательное (!), сильное чувство; 6-ое предл. -повествовательное (.), содержит   сообщение.)

IV. Рефлексия

- В заключение урока, я хочу вам загадать  загадки  о знаках препинания и узнать кто  был  самым внимательным.

1. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом (? знак)

(Когда в конце предложения ставится этот знак? Как называется такое   предложение?)

2. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть (. точка)

3. Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца (! знак)

Скажите, ребята, цель нашего урока достигнута? Как вы думаете, для чего нам нужны знания по данной теме? Кому на уроке было легко работать? Кто испытывал трудности? В чём?

V. Домашнее задание

– Домашнее задание у вас тоже будет творческим. Это упражнение №1 на с.42. Откройте дневник и запишите домашнее задание.

VI. Организационный конец урока

– На этом наш урок закончен. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу.