Цели: формировать умение различать простое и сложное предложения, закрепить навык употребления знаков препинания в сложных предложениях;
Предметные УУД: обучающиеся научатся различать простое и сложное предложения, закрепят навык употребления знаков препинания в сложных предложениях;
Метапредметные УУД: обучающиеся научатся выдвигать гипотезы и обосновывать их; научатся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; научатся сосредотачиваться на решаемой учебной задаче.
Личностные УУД: у обучающихся будет развиваться эстетическое сознание через освоение художественного наследия России.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, у каждой группы карта РФ, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Самоопределение к деятельности
1. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят…»
– Сегодняшний урок русского языка я хочу начать с песни. Послушайте и попробуйте догадаться, о чем на уроке пойдет речь.
2. Работа с текстом. Слайды 1-3.
Родина
Родина – могучее слово. Родина для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём.
Родина – это вся наша страна. С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая в мире. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.
Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами. Мы гордимся нашей Родиной.
Задание: разобрать по членам 2-ое предложение первого абзаца и 1-ое третьего абзаца.
– Сформулируйте тему и цели урока.
– Путешествуя по России, мы будем выполнять задания и постараемся оценить себе. На карте нашей страны вы должны будете наклеивать полоски трех цветов:>
Задание не вызвало затруднений.
Над заданием пришлось «поломать голову».
Задание стало понятно, когда его объяснили.
III. Работа по теме урока.
1. Работа на интерактивной доске. Слайды 4-19.
а) Списать текст. Вставить пропущенные буквы и запятые. Построить схемы к предложениям.
Нал.тел сев.рный вет.р и з.ма спустилась в тайгу. Ничто (не) нарушает т.шины с.снового бора в нём всегда ст.ит зап.х хвои.
По алмазной скат.рти сн.гов проб.жали лё.кие ласки. Тихо прол.тела над снежными сугробами с.ва. В н.чной т.мноте она всё слышит и видит.
б) Работа над предложением.
Бурые, отъедаются, к, залегают, берлогу, осенью, жиреют, и, в, медведи, зиме
2. Самостоятельная работа
А. Прочитайте предложения. Подчеркните в них главные члены и определите, какие предложения являются сложными, а какие – простыми с однородными членами.
- Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. (_____________)
- Ветер поднимал пыль, кружил в воздухе опавшие листья. (____________)
- Снег покрыл дорожки, деревья, крыши домов. (________________)
- Кошка дремлет в кресле, а котята играют с клубком. (________________)
- Весёлые голоса, шутки и смех разносились по долине.(_______________)
- Прошло жаркое лето, и наступила осень. (___________________)
В. Прочитайте предложения. Какими они являются: простыми или сложными? Расставьте запятые, где надо.
- Падал снег дул пронзительный ветер. (_______________)
- Начался ливень и мы побежали к сторожке. (______________)
- Лес зазвенел застонал затрещал. (_______________)
- Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. (________________)
- Дождь прошёл но землю не напоил. (___________________)
- Ветер разогнал тучи и небо прояснилось. (_____________________)
С. Прочитайте предложения. Расставьте, где надо запятые. Постройте схему каждого предложения.
- Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. ___________________
- Лето собирает а зима поедает. ______________________
- Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту. _________________
- Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. __________________
3. Проверка по эталону. Слайды 20-24.
IV. Рефлексия.
(Карты, с наклеенными полосками, вывешиваются на доску. Дети обосновывают свое решение)