Введение.
Учащиеся нашей школы обучаются по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой. После завершения базового курса “История Отечества” в учебном плане для 10-11 классов обозначен предмет “История и культура родного края”, который на основе комплексного изучения разных сторон жизни, быта, культуры Вологодского края позволил обобщить и логически завершить систему общественно-исторических представлений в учебном плане для школы VIII вида. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья истории своего края особенно актуально в настоящее время, так как из-за своего здоровья, экономических и других причин выпускники школы не покидают территорию своего края, живут и работают там, где родились. Процесс формирования личности у детей с нарушением интеллекта осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт, у них потребительское отношение к миру. Это явление Л. С. Выготский называл “социальным вывихом”, имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С. Выготский видел в том, чтобы “вправить” ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в этом обществе своё место. Именно краеведческий материал даёт нам возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые знания, нормы и ценности, проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации и социализации в обществе. Привлекая краеведческий материал, мы учим школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно разрешать конфликтные ситуации, толерантно относиться к людям других национальностей и вероисповеданий. Необходимо, чтобы учащиеся были готовы использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Во второй четверти на уроках “История и культура родного края” мы изучали раздел: “Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIII - XV века)”, одной из тем были “Церковь и монастыри в XIII - XIV веках”, несколько уроков было посвящено первым монастырям Вологодчины. Эта тема вызвала интерес у детей. В ходе размышлений и беседы учащиеся выявили проблему: как познакомить широкий круг детей с наиболее известными монастырями Вологодского края? Решено было создать проект: информационный буклет о первых монастырях. В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. В период работы над проектом учащиеся с нарушением интеллекта находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих.
Цель проекта – систематизировать и расширить знания учащихся об известных монастырях Вологодского края, основанных в XIV веке, через создание буклета.
Гипотеза – мы предположили, что сделав буклеты, учащиеся познакомят с их содержанием широкий круг людей: одноклассников, учеников других классов, родителей.
Задачи проекта:
- Формирование у учащихся устойчивых представлений об истории малой Родины, о роли и месте Вологодского края в истории России.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование умений собирать информацию из разных источников.
- Воспитание у школьников личностных качеств: гражданственности, патриотизма, уважения к культурно-историческим ценностям.
Практическая значимость:
- Буклет можно использовать на уроках “Истории и культуры родного края”.
- Буклет будет интересен широкому кругу школьников.
Методы обучения: метод-проектов, метод сотрудничества.
Актуальность: понятие “Родина” начинается со знания истории своего места: села или города, в котором живёт человек. Он должен знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас уважение традиций и человеческих ценностей – любви к Родине, доброты и справедливости.
1. Этапы работы.
1.1. Поисковый.
Это начальный этап перед работой над проектом, необходимо было выяснить желание учащихся, проведённая анкета показала, что ребята хотят участвовать в проекте и выполнять его в группе.
После этого мы обсудили с учениками 10 класса следующие вопросы:
- Для чего создается данный проект?
- Чем вызвана необходимость его создания?
- Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
- Найдет ли он заинтересованных слушателей?
Ответы на эти вопросы помогли сформулировать цель проекта. В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с учителем поставили задачи для решения этой проблемы:
- Узнать про монастыри как можно больше.
- Применить эти знания на практике: создать буклет.
Тема проекта: создание информационного буклета о Спасо-Прилуцком, Спасо-Каменном, Кирилло-Белозерском монастырях.
Содержание проекта: межпредметный (история, этика, информатика, география,чтение).
Назначение: учебный, общественный.
Уровень творчества: исполнительский, творческий.
База выполнения: школа, дом.
Количественный состав: индивидуальный, групповой.
Возрастной состав: 10 класс, одновозрастной.
Продукт проекта: буклет.
Продолжительность выполнения: краткосрочный 1-2 недели.
Источники информации для детей:
- Баранов С.Ю., Глебова А.А., Розанов Ю.В. Культура Вологодского края. Часть 1. М. Истоки. 2004.
- Баранов С.Ю.Сказание о земле Вологодской. В. Учебная литература. 2011.
- Безнин М.А. История Вологодского края с древнейшего периода до конца XVIII века. 6-7 классы. Вологда, 2010.
- Древо. Открытая православная энциклопедия drevo-info/ru; Сайт. История храмов.
- Коваль Р.М. Русский Север: Кириллов, Ферапонтово.
- Интернет – ресурсы: NASON history- nason.ru ;
- Спасо-Прилуцкий монастырь – spas - priluki.ru, Кирилло-Белозерский монастырь – http://kirillov-monastyr.ru/.
- Презентация. Виды буклетов.
В анкете был вопрос: “Кого бы ты хотел взять в группу по созданию проекта?”, ребята самостоятельно разделились на группы, выбрали ответственных и темы.
- 1 группа - Спасо-Прилуцкий монастырь.
- 2 группа - Кирилло-Белозерский монастырь.
- 3 группа - Спасо-Каменный монастырь.
Каждый получил “Методические рекомендации по выполнению проекта”. Участники были замотивированы тем, что на заключительном уроке будут выявлены победители самого содержательного и красивого буклета.
Формы и методы на данном этапе:
- Экскурсия в Спасо-Прилуцкий монастырь.
- Составление сообщений о первых монастырях Вологодчины.
- Просмотр видеосюжетов.
- Работа с дополнительной литературой.
- Поиск информации в интернете.
- Обсуждение плана проекта.
Регулярное консультирование по содержанию и оформлению проекта, стимулирование умственной активности, оценка промежуточных результатов.
1.2. Конструкторский.
- Распределение заданий внутри группы.
- Обсуждение формата буклета.
- Выбор цветового решения.
- Изготовление макета.
- Сбор и систематизация материалов.
- Организационно-консультационные занятия.
Формы и методы: дискуссия, практическая работа, помощь учителя.
Критерии оценки: макет буклета.
1.3. Технологический.
Обсудили с учащимися план реализации проекта. В каждой группе ученик готовит выступление по определённому вопросу, чтобы избежать повторения информации. Ответственный в группе составляет план выступлений. Далее ребята собрались за круглым столом, рассмотрели буклеты, обсудили выполненную работу, внесли необходимые изменения. На данном этапе учитель помог в оформлении на компьютере.
Формы и методы: практическая работа, дискуссия.
Критерии оценки: готовый буклет.
1.4. Заключительный.
Открытый урок. Оформление проектной папки и компьютерной презентации.
Открытый урок по “Истории и культуре родного края”, проведённый в 10 классе.
Раздел: Вологодский край в период объединения и борьбы за независимость Руси (XIII - XV).
Тема: Культура родного края в XIII – XV веках. Первые монастыри.
Цель: систематизировать и расширить знания детей о первых монастырях нашего края: Спасо-Каменном, Спасо-Прилуцком, Кирилло-Белозерском .
Задачи:
- Формирование у учащихся устойчивых представлений об истории малой Родины.
- Развитие связной речи, на основе представления буклета.
- Стимулирование творческой активности и положительной мотивации учащихся.
- Воспитание у школьников личностных качеств: гражданственности, патриотизма.
Оборудование: мультимедийная система, презентация, видеофрагменты, памятки, учебник Баранов С.Ю., Глебова А.А., Розанов Ю.В. “Культура Вологодского края” Часть 1. Москва. Истоки. 2004. “Лист самооценки”. Выставка книг из школьной библиотеки, образцы типографских буклетов.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Изучая раздел: “Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIII - XV века)”, мы познакомились с первыми монастырями Вологодской области.
- Назовите их. В каком веке основаны монастыри?
- Покажите на карте их расположение.
Работа с картой Вологодской области на доске (цветными магнитами) и в паре.
2. Актуализация знаний.
- Вы с интересом готовили сообщения, многие отлично справились с заданием. В ходе обсуждения этой темы у нас появилась проблема: как познакомить широкий круг учащихся с наиболее известными монастырями Вологодского края? Мы решили изготовить информационный буклет. Наш урок называется урок-проект. Сегодня заключительный этап. Каждый из вас будет защищать свой буклет, высказывать своё мнение о проделанной работе.
Работа с презентацией. Слайд 1,2,3 (тема, цель, задачи проекта).
Слайд 4. Критерии оценки защиты проекта .
- Полнота ответа.
- Уверенность в себе.
- Соблюдение регламента.
- Оформление.
- Своё мнение.
В итоге: каждая группа выбирает лучший буклет в другой группе одноклассников.
- Монастыри Вологодчины основаны людьми, которые несли на Север свет христианского вероучения и монастырскую культуру. Они духовно осваивали огромные просторы, покрытые лесами и водами. Каждый из них внёс свой вклад в культуру Вологодского края.
Слайд 8, 9. Значение понятий: монах, монастырь.
- История каждого из монастырей по-своему интересна. Остановимся на самых знаменитых монастырях.
3. Защита проектов.
1 группа. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Надя И. – Слайд 10. Дифференцированное задание: начало предложения о значении монастырей в жизни страны на слайде, вставить пропущенное слово.
Катя М. – История Спасо – Прилуцкого монастыря.
Саша Г. - Слайд 11. Рассказ об иконе Димитрия Прилуцкого.
Ира Ш.- Слайд 12. Спасский собор с колокольней.
Слайд 13. Видеосюжет о месте захоронения поэта К.Н.Батюшкова в монастыре.
Слайд 14. Фото учащихся на экскурсии в монастыре.
Далее каждый прикрепляет магнитом буклет на доску.
Учитель спрашивает учащихся других групп.
- Посмотрите на таблицу критериев оценки ответа. Чьё выступление вам больше понравилось?
2 группа. Кирилло-Белозерский монастырь.
Витя Ш. – История возникновения монастыря.
Слайд 16. Видеосюжет о Кирилле, его значение для людей (пример для подражания).
Таня В. – Успенский собор. Слайд 17. Иконостас собора.
Лена Л. – Святыни монастыря.
Алёша В. – Сам нарисовал буклет и представит монастырь как ныне действующий.
Итог: вопросы группам, выбирается лучший буклет.
3 группа. Спасо -Каменный монастырь.
Юля Б. представила всю группу и рассказала об истории монастыря. Слайд 18.
Кира А. О местоположении монастыря.
Миша В. Об обители и подарках князя, спасшегося на острове.
Кирилл К. Дифференцированное задание. Прочитать задание на карточке, пересказать о трагической судьбе монастыря и о его возрождении в наше время.
Слайд 19. Видеосюжет. Спасо-Каменный монастырь. Школьники помогают разгрузить 3800 большеразмерных кирпичей для восстановления Спасо-Каменного.
Подведение итогов. Ребята выбирают лучшие работы.
4. Контроль усвоения знаний. Викторина. Каждой группе ответить на три вопроса.
1. В каком веке были основаны первые монастыри?
2. Объясни значение слова “монастырь”?
3. Объясни значение слова “монах”?
4. Как использовались монастыри властями для неугодных людей?
5. Какой монастырь стоит на небольшом острове?
6. Где захватчики заживо сожгли в трапезной палате 59 монахов?
7. Какой монастырь имел соляные варницы?
8. Самый богатый монастырь в XIV – XV веках?
9. Где находится могила поэта К.Н. Батюшкова?
10. Какой монастырь посетил Василий III?
Слайд 20. Проверка (ответы на слайде)
5. Итог урока. Рефлексия. Слайд 21. Лист самооценки ответить на вопросы: “Да, Нет” (у каждого на парте и общий на доске).
- Тебе понравилось участвовать в проекте?
- Сегодня на уроке ты узнал что-то новое?
- Ты доволен своей работой?
- Будешь участвовать в других проектах?
Каждый оценивает себя сам, ответственный в группе подсчитывает плюсы и минусы, идёт к доске, если плюсов больше, то ставит красный магнит в таблицу, если минусов, то синий.
Вывод: Сегодня каждый из вас подготовил творческую работу, это нелегко, но вы все справились. Учитель оценивает каждый буклет в процессе выступлений.
- Урок прошёл интересно, спасибо. Следующий урок-проект по теме “Знаменитые усадьбы Вологодского края”.
Заключение.
За период подготовки буклета у детей проявились такие качества: коллективизм, взаимовыручка, ответственность за членов группы, положительная мотивация к предмету, творческие способности. Есть и недостатки такого урока: трудоёмкая работа, учащиеся пока не умеют выделять главное из потока информации, им трудно пересказывать, неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности. Уроки – проекты помогают сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья такие взгляды и убеждения, которые помогут им правильно оценивать свои и чужие поступки, события, происходящие в России и мире. Знать свою историю – значит гордиться её героическими поступками, быть достойным её будущего.
Список литературы.