Цель урока:
- Обобщить знания о тексте и его признаках; познакомить с отличительными признаками повествования, описания и рассуждения; научить различать тексты разных типов речи; разрабатывать алгоритмы учебных действий;
- развивать воображение, творческие способности, компетенции, связанные с моделированием и смысловым чтением; развивать самостоятельность и умение взаимодействовать.
Оборудование: «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных школ: в 2 ч.» Ч. 1/ под ред. А.Д.Шмелёва, стр. 282-287; дидактический раздаточный материал с утверждениями, текстами, иллюстрациями, фразами, чистые листы ватмана или картона, фломастеры или маркеры.
Ход урока
I. Стадия «Вызов».
А) Целеполагание. Прием «Верные и неверные утверждения». (В данном случае игра «Верю – не верю»).
В начале урока необходимо повторить материал по теме «Текст», который был изучен учащимися при освоении тем 1-й, 2-й и 3-й главы (параграф 15 или 16, 17) С этой целью пятиклассникам предлагается игра «Верю – не верю». На доске записаны или расположены на карточках утверждения. Учащимся раздаются данные утверждения на листочках в расчете один на парту, так как предполагается работа в парах. В ходе обсуждения в парах учащиеся должны проставить знак «+» рядом с правильными, на их взгляд, утверждениями, а знак «-» – рядом с неправильными
Утверждения:
- Текст может состоять из одного предложения.
- Текст обязательно имеет тему и основную мысль.
- Текст может не иметь темы или основной мысли.
- В тексте есть части: начало, середина и концовка.
- Все предложения в тексте имеют свое место.
- Предложения в тексте можно переставить местами.
- У каждого текста есть заголовок (либо его можно придумать).
- Микротема – это часть текста, обычно соответствующая абзацу.
- Все предложения и части в тексте связаны между собой грамматически.
- По тексту нельзя составить план.
- Из названий микротем нельзя составить план.
- План может быть только тезисным.
- План можно составить из вопросов, заданных к микротемам текста.
- Тексты могут различаться по типам речи.
Проверка осуществляется приемом эстафеты. Представитель каждой пары по порядку на доске ставит знак «+» или «-», а остальные пары либо соглашаются с мнением пары, либо не соглашаются. Знак согласия – поднятая рука. Если пара не соглашается, она объясняет свою позицию. В итоге должен получиться следующий результат: правильные утверждения – 2, 4, 5, 7, 8, 9, 13, а неправильные – 1, 3, 6, 10, 11, 12.
Утверждение №14 должно вызвать затруднение, которое дети могут объяснить тем, что материал ещё ими не изучен.
Исходя из возникшего затруднения, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Типы речи». Запись темы в тетради.
II. Стадия «Осмысление».
А. Постановка проблемы.
Учащимся предложены тексты, иллюстрации и задание к ним на экране, доске или даны на листочках в качестве раздаточного материала на каждую парту.
Задание: Прочитайте тексты. Определите, что в них общего, а чем они отличаются. Подберите к текстам иллюстрации.
Тексты:
А) На черной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным ремешком.
Б) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.
В) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков
Иллюстрации:
По окончании работы несколько пар дают свой вариант ответа с объяснениями.
Вывод по работе с текстами и иллюстрациями:
Общее: тема – пеликан.
Отличие: содержание информации о предмете.
Признаки предмета, о которых говорится в первом тексте можно увидеть сразу, все вместе – это одновременные признаки.
Действия предмета (2-й текст) сразу, все вместе увидеть нельзя: это сменяющие друг друга, последовательные действия.
Причины свойств и явлений (3-й текст) увидеть вообще нельзя, их можно только понять.
Эти тексты разных типов речи.
– Можем ли мы сейчас определить тип речи каждого текста? Каковы задачи урока?
Б. Работа с текстом учебника. Прием «Кластер». Работа в группах.
Дети организуют группы из рядом сидящих пар: по две пары в одной группе.
- Чтение текста в учебнике на стр. 283-284.
Задание: оформить типы речи и их признаки (свойства) в виде кластера, схемы, таблицы (выбор формы осуществляется детьми). Работа оформляется фломастерами и маркерами на листе бумаги. После самостоятельной работы группы представляют результаты своей работы. Выбирается или составляется идеальный, который может выглядеть следующим образом:
Типы речи | ||
Повествование | Описание | Рассуждение |
Что произошло? | Какой предмет? | Почему? |
последовательные действия | одновременные признаки | Причины свойств и явлений |
фильм | фотография | - |
- Прием отсроченной проверки. Работа в парах.
– Вернёмся к предложенным текстам. Сможем ли мы теперь определить тип речи данных текстов? Докажите, пользуясь схемой (кластером, таблицей) свою точку зрения. (1 – описание, 2 – повествование, 3 – рассуждение)
В. Самостоятельная работа с упражнением учебника: №107 стр. 282.
Задание: определить типы речи предложенных текстов, доказать, пользуясь схемой (кластером, таблицей) своё мнение.
Проверка: рассказать соседу по парте, затем сравнить с эталоном, производится самооценка собственной работы и работы в паре по таблице.
Мое мнение | Мнение пары | Образец |
Эталон: 1 – описание, 2 – повествование, 3 – рассуждение.
Г. Игра «Найди лишнее». Фронтальная работа.
Тексты предложены учащимся на карточках
Задание: – Ученикам 5-го класса предложили дать описание клубники. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Докажите.
- В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зелёные ягоды. С каждым днём они становились всё крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.
- Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, я выпуклая. А другая клубничка словно маленькое яблочко. У каждой ягодки зелёный воротничок. Очень красиво!
Далее слушается выступление учащихся: называется «лишний» текст и объясняется его выбор. Остальные пары либо соглашаются, либо выступают с опровержением, либо предлагают другие варианты. Принимаются любые ответы с правильным обоснованием.
III. Стадия «Рефлексии».
Прием «Закончи фразу»
– Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке, закончив фразы.
Задание: Закончите предложение.
- Сегодня на уроке я узнал …
- В группе работать мне было…, потому что …
- Помогал мне …
- Мешал мне ...
- Больше всего мне понравилось…
- Труднее всего было...
Выслушиваются ответы детей по желанию. Подводится итог.
IV. Домашнее задание.
Подобрать 3 текста разных типов речи: повествования, рассуждения, описания – из учебников или художественной литературы.