Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима».
Задачи:
Обучающие:
- обобщать и систематизировать словарь по лексической теме «Зима»;
- учить составлять, анализировать предложения по сюжетной картине;
- продолжать учить составлять небольшие рассказы с использованием алгоритма Синквейна;
Развивающие:
- закреплять в согласовании существительных с прилагательными, глаголами;
- упражнять в подборе противоположных слов существительных, глаголов, прилагательных;
- формировать связную и диалогическую речь;
- совершенствовать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
- развивать правильную воздушную струю;
- развивать внимание, пространственную ориентировку.
Воспитывающие:
- содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие (мир природы и мир человека);
- социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);
- речевое развитие (развитие всех компонентов устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической формы);
- физическое развитие (игры на мелкую и общую моторику);
- художественное развитие (рисование красками).
Формы организации детей: подгрупповая.
Методы:
Игровой: дидактическая игра «Назови предмет», психогимнастика, физкультурная минутка «Вот так зимушка пришла!», пальчиковая гимнастика «Снежок», артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Трубочка», нетрадиционная техника рисования голубой акварелью и с солью.
Словесный: беседа, вопросы, ситуативный разговор, поощрение, указания, исправления, словесные игры (рассказ о зиме, игра «Наоборот», «Составь предложение»), рассматривание картины.
Наглядный: рассматривание зимнего пейзажа и схем алгоритма.
Практический: работа с алгоритмом Синквейна, составление предложения, нетрадиционная техника рисования акварелью голубого цвета с морской солью.
Место проведения: группа «Солнышко».
Количество детей: 8 детей.
Материалы к занятию: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальная запись П. И. Чайковского «Времена года. Январь», коврограф, видео сообщение «Зимушке-зиме», корзинка, ёлка, ларец.
Демонстрационный: картинки с изображением зимнего пейзажа, схема
предложения, схемы составления рассказа (алгоритм Синквейна), игра на интерактивной доске «Назови предмет».
Раздаточный: схемы составления рассказа (алгоритм Синквейна), снежки (на них картинки игры «Наоборот»), схема предложения, листочки с нарисованными восковым мелком снежинками, кисть, голубая акварель, тарелочка, морская соль.
Сюрпризный момент: помочь Зимушке-зиме найти ледяной ларец.
Предварительная работа: чтение стихотворений А.С.Пушкин «Мороз и солнце», И.З. Суриков «Зима», Г.Скребицкий «Четыри желания»; рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Игры забавы детей»; наблюдение примет зимы во время прогулки; проведение настольно-печатных игр, игр с правилами «Наоборот», «Назови признаки зимы»; составь предложения по сюжетным картинкам.
Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Л`, С, З, Ц] у Вани С., Юры А., звука [Р] у Саши М., у Леры Г., звука [Ш] у Дианы Р.
Ход урока
Воспитатель: ребята, назовите свои имена ласково.
Ответы детей.
Воспитатель:
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке
Мы друг друга! Нам под силу!
Воспитатель: ребята, какое время года?
Дети: время года зима.
Воспитатель: какая бывает зима?
Дети: холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, вьюжная.
Воспитатель: ребята, пришло сообщение, прочитаем?
Видео-обращение «Я зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, в мягких снежных валенках, ступаю тихо, не слышно, где пройду там мороз трещит, снег падает, все дороги я замела, деревья запорошила. У меня случилась беда, гуляла я по лесу и обронила свой ледяной ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Помогите найти ледяной ларец».
Воспитатель: ребята, поможем зимушке-зиме?
Дети: да.
Воспитатель: в лесу зимой очень холодно, какую одежду вы наденете?
Дети: меховую шапку, шубу, валенки, варежки.
Воспитатель: отправляемся в путешествие, нас ждут интересные игры и задания. Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обвернись, в зимнем лесу очутись».
Воспитатель: вот мы и очутились в зимнем лесу.
Дети проходят за столы, на интерактивной доске картина «Зимний лес».
Воспитатель: посмотрите, что изображено на картине?
Дети: на картине изображён лес.
Воспитатель: расскажем о лесе с помощью фигурок, которые находятся у вас на столах.
Воспитатель: какой фигурой обозначим слово лес?
Дети: чёрной фигурой.
Воспитатель: лес какой?
Дети: лес заснеженный, тихий.
Воспитатель: какой фигурой обозначим слова заснеженный, тихий?
Дети: чёрной фигурой с белыми кружочками.
Воспитатель: что делает лес?
Дети: лес стоит, задумался, отдыхает.
Воспитатель: какой фигурой будем обозначать слова стоит, задумался, отдыхает?
Дети: чёрным человечком с руками и ногами.
Воспитатель: составим из этих слов рассказ.
Дети: Лес заснеженный тихий, стоит задумался, отдыхает.
(воспитатель спрашивает 3-4 детей);
(затем предлагает пройти на ковер, где разбросаны снежные комочки с картинками).
Воспитатель: ребята, возьмите по комочку и поиграем в игру «наоборот» Я назову слова, а вы найдите на своем комочке снега слово наоборот: грязный снег – чистый снег, ночью темно – днём светло, летом жарко – зимой холодно, сухой снег легкий – мокрый тяжелый, волк летом сытый – зимой голодный, летом день длинный – зимой короткий, весной снеговик тает – зимой леденеет, лёд весной тает – зимой замерзает.
Воспитатель предлагает отдохнуть и проводит физминутку:
Физкультурная минутка.
Вот так зимушка пришла! Разводят руками вверх.
Сколько снега принесла! Разводят руками в стороны.
Снег кружится, снег кружится, Кружатся дети.
Тихо под ноги ложится. Приседают.
Снег с утра, снег с утра. Постепенно встают.
Очень рада детвора! Хлопают в ладоши.
Мы на горку – ух! Поднимают руки вверх.
Дружно с горки – бух! Опускают руки вниз.
А теперь снежок стряхнём, Гладят руки.
И опять гулять пойдём! Маршируют.
Игра на интерактивной доске «Назови, где находится предмет».
Воспитатель: ребята, играем в игру «Назови, где находится предмет». Назовите, что находится между снежинкой и снеговиком?
(воспитатель напоминает детям, что нужно сидеть ровно и на вопросы отвечать не хором, а поднимать руку)
Дети: между снежинкой и снеговиком находится рукавичка.
Воспитатель: что находится между санками и льдинкой?
Дети: между санками и льдинкой находится сосулька.
Воспитатель: что находится вверху над снегом?
Дети: вверху над снегом находится ледянка.
Воспитатель: что находится внизу под снеговиком?
Дети: внизу под снеговиком находится рукавичка.
Дети садятся за столы, на интерактивной доске сюжетная картинка
Воспитатель: составьте предложения по сюжетной картинке «Зимние забавы детей».
Ответы детей.
Воспитатель: послушайте предложение «Дети слепили снеговика». Сколько слов в этом предложении?
Дети: три слова.
Воспитатель: выложите предложение «Дети слепили снеговика», Саша будет работать у доски.
Дети выкладывают предложение за столами.
Воспитатель: назовите первое слово.
Дети: дети.
Воспитатель: назовите третье слово.
Дети: снеговика.
Воспитатель: назовите второе слово.
Дети: слепили. Прочитаем предложение.
(воспитатель предлагает выполнить еще одно очень интересное задание для Зимушки-Зимы. Ребята подходят к столу, где лежат акварельные краски на каждого ребенка и белые альбомные листы с нарисованными снежинками белым восковым мелком (снежинок не видно).
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Один, два, три, четыре – Сжимают и разжимают кулачки.
Мы с тобой снежок слепили: Лепят «снежок».
Круглый, крупный, очень гладкий Показывают.
И совсем – совсем не сладкий. Грозят указат. пальчиком правой руки.
Раз – подбросим, два – поймаем, Выполняют движения по тексту.
Три – уроним и сломаем.
Воспитатель: я приглашаю вас порисовать. Но рисование будет необычное, а волшебное. У вас на столах лежат листочки, вам надо нанести голубую краску кисточкой на листок и весь его закрасить, посыпать солью. Когда кристаллы соли высохнут, то получится блестящий снегопад.
Дети выполняют задание, тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Январь».
Воспитатель: молодцы, ребята, у вас получились красивые снежинки и настоящий снегопад. Воспитатель обращает внимание детей на сугроб:
– Ребята, посмотрите какой большой сугроб, давайте подуем на снежинки.
Воспитатель: выполним упражнение «Лопаточка», «Трубочка». Язычок кладём на нижнюю губу, дуем по середине язычка.
Воспитатель: ребята, ледяной ларец! Мы нашли с вами ларец Зимушки-зимы. Здесь написано «Спасибо, ребята, вы справились с моими заданиями, вот вам сюрпризы. До свидания». Давайте Зимушке-зиме подарим свои снежинки.
Дети: да.
Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя обвернись, в детском саду очутись».
Воспитатель: скажите, о чём мы сегодня говорили?
Дети: мы говорили о зиме.
Воспитатель: какая зима?
Дети: зима холодная, снежная, вьюжная.
Воспитатель: как мы помогали Зимушке-зиме?
Ответы детей.