НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи детей 5–6 лет на тему "Зима в лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима».

Задачи:

Обучающие:

  • обобщать и систематизировать словарь по лексической теме «Зима»;
  • учить составлять, анализировать предложения по сюжетной картине;
  • продолжать учить составлять небольшие рассказы с использованием алгоритма Синквейна;

Развивающие:

  • закреплять в согласовании существительных с прилагательными, глаголами;
  • упражнять в подборе противоположных слов существительных, глаголов, прилагательных;
  • формировать связную и диалогическую речь;
  • совершенствовать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
  • развивать правильную воздушную струю;
  • развивать внимание, пространственную ориентировку.

Воспитывающие:

  • содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
  • воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие (мир природы и мир человека);
  • социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);
  • речевое развитие (развитие всех компонентов устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической формы);
  • физическое развитие (игры на мелкую и общую моторику);
  • художественное развитие (рисование красками).

Формы организации детей: подгрупповая.

Методы:

Игровой: дидактическая игра «Назови предмет», психогимнастика, физкультурная минутка «Вот так зимушка пришла!», пальчиковая гимнастика «Снежок», артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Трубочка», нетрадиционная техника рисования голубой акварелью и с солью.

Словесный: беседа, вопросы, ситуативный разговор, поощрение, указания, исправления, словесные игры (рассказ о зиме, игра «Наоборот», «Составь предложение»), рассматривание картины.

Наглядный: рассматривание зимнего пейзажа и схем алгоритма.

Практический: работа с алгоритмом Синквейна, составление предложения, нетрадиционная техника рисования акварелью голубого цвета с морской солью.

Место проведения: группа «Солнышко».

Количество детей: 8 детей.

Материалы к занятию: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальная запись П. И. Чайковского «Времена года. Январь», коврограф, видео сообщение «Зимушке-зиме», корзинка, ёлка, ларец.

Демонстрационный: картинки с изображением зимнего пейзажа, схема

предложения, схемы составления рассказа (алгоритм Синквейна), игра на интерактивной доске «Назови предмет».

Раздаточный: схемы составления рассказа (алгоритм Синквейна), снежки (на них картинки игры «Наоборот»), схема предложения, листочки с нарисованными восковым мелком снежинками, кисть, голубая акварель, тарелочка, морская соль.

Сюрпризный момент: помочь Зимушке-зиме найти ледяной ларец.

Предварительная работа: чтение стихотворений А.С.Пушкин «Мороз и солнце», И.З. Суриков «Зима», Г.Скребицкий «Четыри желания»; рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Игры забавы детей»; наблюдение примет зимы во время прогулки; проведение настольно-печатных игр, игр с правилами «Наоборот», «Назови признаки зимы»; составь предложения по сюжетным картинкам.

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Л`, С, З, Ц] у Вани С., Юры А., звука [Р] у Саши М., у Леры Г., звука [Ш] у Дианы Р.

Ход урока

Воспитатель: ребята, назовите свои имена ласково.

Ответы детей.

Воспитатель:

Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке
Мы друг друга! Нам под силу!

Воспитатель: ребята, какое время года?

Дети: время года зима.

Воспитатель: какая бывает зима?

Дети: холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, вьюжная.

Воспитатель: ребята, пришло сообщение, прочитаем?

Видео-обращение «Я зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, в мягких снежных валенках, ступаю тихо, не слышно, где пройду там мороз трещит, снег падает, все дороги я замела, деревья запорошила. У меня случилась беда, гуляла я по лесу и обронила свой ледяной ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Помогите найти ледяной ларец».

Воспитатель: ребята, поможем зимушке-зиме?

Дети: да.

Воспитатель: в лесу зимой очень холодно, какую одежду вы наденете?

Дети: меховую шапку, шубу, валенки, варежки.

Воспитатель: отправляемся в путешествие, нас ждут интересные игры и задания. Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обвернись, в зимнем лесу очутись».

Воспитатель: вот мы и очутились в зимнем лесу.

Дети проходят за столы, на интерактивной доске картина «Зимний лес».

Воспитатель: посмотрите, что изображено на картине?

Дети: на картине изображён лес.

Воспитатель: расскажем о лесе с помощью фигурок, которые находятся у вас на столах.

Воспитатель: какой фигурой обозначим слово лес?

Дети: чёрной фигурой.

Воспитатель: лес какой?

Дети: лес заснеженный, тихий.

Воспитатель: какой фигурой обозначим слова заснеженный, тихий?

Дети: чёрной фигурой с белыми кружочками.

Воспитатель: что делает лес?

Дети: лес стоит, задумался, отдыхает.

Воспитатель: какой фигурой будем обозначать слова стоит, задумался, отдыхает?

Дети: чёрным человечком с руками и ногами.

Воспитатель: составим из этих слов рассказ.

Дети: Лес заснеженный тихий, стоит задумался, отдыхает.

(воспитатель спрашивает 3-4 детей);

(затем предлагает пройти на ковер, где разбросаны снежные комочки с картинками).

Воспитатель: ребята, возьмите по комочку и поиграем в игру «наоборот» Я назову слова, а вы найдите на своем комочке снега слово наоборот: грязный снег – чистый снег, ночью темно – днём светло, летом жарко – зимой холодно, сухой снег легкий – мокрый тяжелый, волк летом сытый – зимой голодный, летом день длинный – зимой короткий, весной снеговик тает – зимой леденеет, лёд весной тает – зимой замерзает.

Воспитатель предлагает отдохнуть и проводит физминутку:

Физкультурная минутка.

Вот так зимушка пришла! Разводят руками вверх.
Сколько снега принесла! Разводят руками в стороны.
Снег кружится, снег кружится, Кружатся дети.
Тихо под ноги ложится. Приседают.
Снег с утра, снег с утра. Постепенно встают.
Очень рада детвора! Хлопают в ладоши.
Мы на горку – ух! Поднимают руки вверх.
Дружно с горки – бух! Опускают руки вниз.
А теперь снежок стряхнём, Гладят руки.
И опять гулять пойдём! Маршируют.

Игра на интерактивной доске «Назови, где находится предмет».

Воспитатель: ребята, играем в игру «Назови, где находится предмет». Назовите, что находится между снежинкой и снеговиком?

(воспитатель напоминает детям, что нужно сидеть ровно и на вопросы отвечать не хором, а поднимать руку)

Дети: между снежинкой и снеговиком находится рукавичка.

Воспитатель: что находится между санками и льдинкой?

Дети: между санками и льдинкой находится сосулька.

Воспитатель: что находится вверху над снегом?

Дети: вверху над снегом находится ледянка.

Воспитатель: что находится внизу под снеговиком?

Дети: внизу под снеговиком находится рукавичка.

Дети садятся за столы, на интерактивной доске сюжетная картинка

Воспитатель: составьте предложения по сюжетной картинке «Зимние забавы детей».

Ответы детей.

Воспитатель: послушайте предложение «Дети слепили снеговика». Сколько слов в этом предложении?

Дети: три слова.

Воспитатель: выложите предложение «Дети слепили снеговика», Саша будет работать у доски.

Дети выкладывают предложение за столами.

Воспитатель: назовите первое слово.

Дети: дети.

Воспитатель: назовите третье слово.

Дети: снеговика.

Воспитатель: назовите второе слово.

Дети: слепили. Прочитаем предложение.

(воспитатель предлагает выполнить еще одно очень интересное задание для Зимушки-Зимы. Ребята подходят к столу, где лежат акварельные краски на каждого ребенка и белые альбомные листы с нарисованными снежинками белым восковым мелком (снежинок не видно).

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Один, два, три, четыре – Сжимают и разжимают кулачки.
Мы с тобой снежок слепили: Лепят «снежок».
Круглый, крупный, очень гладкий Показывают.
И совсем – совсем не сладкий. Грозят указат. пальчиком правой руки.
Раз – подбросим, два – поймаем, Выполняют движения по тексту.
Три – уроним и сломаем.

Воспитатель: я приглашаю вас порисовать. Но рисование будет необычное, а волшебное. У вас на столах лежат листочки, вам надо нанести голубую краску кисточкой на листок и весь его закрасить, посыпать солью. Когда кристаллы соли высохнут, то получится блестящий снегопад.

Дети выполняют задание, тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Январь».

Воспитатель: молодцы, ребята, у вас получились красивые снежинки и настоящий снегопад. Воспитатель обращает внимание детей на сугроб:

– Ребята, посмотрите какой большой сугроб, давайте подуем на снежинки.

Воспитатель: выполним упражнение «Лопаточка», «Трубочка». Язычок кладём на нижнюю губу, дуем по середине язычка.

Воспитатель: ребята, ледяной ларец! Мы нашли с вами ларец Зимушки-зимы. Здесь написано «Спасибо, ребята, вы справились с моими заданиями, вот вам сюрпризы. До свидания». Давайте Зимушке-зиме подарим свои снежинки.

Дети: да.

Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя обвернись, в детском саду очутись».

Воспитатель: скажите, о чём мы сегодня говорили?

Дети: мы говорили о зиме.

Воспитатель: какая зима?

Дети: зима холодная, снежная, вьюжная.

Воспитатель: как мы помогали Зимушке-зиме?

Ответы детей.

Приложение