Прогнозируемые результаты: Познакомить детей с самыми холодными районами Земли – Арктикой и Антарктидой, научиться находить их на глобусе и карте. Знать животных, которые обитают в этих районах. Развивать речь, воображение, мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, глобус, карта полушарий, фрагмент мультфильма про пингвинов, презентация «Белое чудо», рабочая тетрадь по окружающему миру, слайды с изображением животных Арктики.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
– Сколько времен года вы знаете? Какое сейчас время года? А будет после? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.
3. Мотивация учебной деятельности
– Отгадайте, какое животное может сказать о себе так: «Я бываю черный, бываю бурый, бываю белый ».
Сегодня вы узнаете, где живут белые медведи, что они любят, когда отмечается Международный день белого медведя и почему они не охотятся на пингвинов.
4. Работа по теме урока
На Земле существуют места, где всегда очень холодно. Это острова Северного Ледовитого океана – Арктика (от греческого «арктус» – медведь), Северный полюс – крайняя северная область Земли.
Посмотрите этот район на карте и на глобусе.
Это край с долгой холодной до -60 градусов зимой (полярная ночь) и очень коротким прохладным летом (полярный день). Несмотря на суровые природные условия, там можно встретить некоторых животных.
Посмотрите слайды (тюлени, моржи, птицы, белые медведи)
Подготовленные дети рассказывают:
Морж – это великан, с острыми клыками, никого не боится. Сам по себе он безобидный, а клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их.
Тюлень питается рыбой, прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень долго находится под водой, но ему обязательно нужен воздух. Он может головой пробить лед, чтобы не задохнуться, когда поверхность воды замерзает.
– Можно ли увидеть этих животных в Москве? Где? (в зоопарке). Посмотрите, какое необычное письмо пришло из Московского зоопарка от медведя Врангеля.
Презентация «Белое чудо»
– Что вы узнали о жизни и особенностях белых медведей? Когда отмечается Международный день белого медведя? Почему охраняют белых медведей?
Физминутка под музыку из мультфильма «Умка»
– А сейчас мы отправляемся на юг, но там не будет жарко, будет гораздо холоднее, чем в Арктике. Наш путь лежит на полюс холода в Антарктиду. Показ этой области на глобусе и карте.
Зимой в этих районах температура опускается до -80 градусов, лето холоднее нашей зимы. Но и здесь есть жители- птицы, которые не умеют летать, но очень хорошо плавают (фрагмент мультфильма о пингвинах).
Подготовленный ребенок рассказывает:
Пингвины – жители Антарктиды, питаются рыбой, отличные пловцы. Гнезд не строят, т.к. не из чего, поэтому самка пингвина свое единственное яйцо кладет на лапы, а сверху прикрывает своим телом. Так и «выстаивает» своего птенца, а не высиживает. Папа-пингвин добывает пищу и кормит самку.
– Кто же может ответить на вопрос: «Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?»
Выполнение заданий в рабочей тетради на с.11 №1, №2
5. Рефлексия учебной деятельности
– У вас на парте лежат листочки с заданием. Вы должны соединить название района, полюс и животного, используя два цвета карандашей.
Арктика | Южный полюс | пингвин | ||
Антарктида | Северный полюс | белый медведь |
(проверка на доске)
– Чем похожи Арктика и Антарктида? Одинаковые или разные животные населяют эти районы? Где же живут белые медведи? Когда отмечается Международный день белого медведя?
У вас на парте лежат листочки. Нарисуйте то настроение, которое было у вас на уроке.